Совсем недавно случилось мне по одному из каналов ТВ услышать утверждение известного либерального интеллигента, имеющего прямое профессиональное отношение к театру и кино. Речь шла об изучении грибоедовского «Горя от ума» в школе. Он сказал буквально следующее: «Давно пора к таким произведениям, к их языку ставить пометку «устаревшее», как ставят в толковых словарях пометку к вышедшему из активного употребления слову».
Я был смущён, как бывают в смущении люди, рядом с которыми откровенно грубо, по-хамски нарушают правила приличия. Моё потрясение усиливалось ещё и тем, что представитель творческой элиты страны усыпал свою речь англицизмами, без которых вполне мог обойтись. Он это делал с видимым удовольствием, воинственно и нагло. «Эксклюзивы», «топы», «драйвы», «тренды», «нон-стопы», «прайсы», «имиджи», «мессиджи», «креативы» и прочие «фишки» сыпались из уст хулителя грибоедовского языка в таком изобилии, что хоть святых выноси.
А ведь русский. Не какой-нибудь «французик из Бордо». (Помните? «В той комнате незначащая встреча: Французик из Бордо, надсаживая грудь, Собрал вокруг себя род веча И сказывал, как снаряжался в путь В Россию, к варварам, со страхом и слезами…») Но от него несло такой смердяковщиной, что в ней может, наверное, разобраться только психолог и знаток человеческих душ, равный Достоевскому. Поэтому не о нём речь, а речь о том, как его «слово отзовётся». Ведь слушали его миллионы. И среди них – учителя, дети, родители.
Язык грибоедовской комедии нам необходим сейчас как никогда. Он современен, потому что в нём теперь нужда. Он как способ сохранения нашего самостояния. Без него мы утрачиваем чувство собственного духовного достоинства. Чтобы очиститься от чужести, от налёта не всегда нужных иноземных слов и понятий, внедрённых в нашу жизнь искусственно, моды ради, нужно «читать и перечитывать классику». И не только по совету Игоря Волгина, ведущего «Игры в бисер», а по зову души, сердца. Это нужно делать ещё и для того, чтобы остаться русским.
Ведь всё идёт через наш язык. Ф.М. Достоевский отмечал: «Существует один знаменательный факт: мы на нашем ещё не устроенном и молодом языке можем передавать глубочайшие формы духа и мысли европейских языков». И как жаль, что представитель творческой элиты внедряет в наше сознание совсем не элитные сентенции о том, что язык комедии Грибоедова «Горе от ума» устарел. Наш язык, язык Грибоедова, Пушкина, молод. Не прошло и двух веков, как было написано это великое произведение, о языке которого как о явлении необыкновенном, сильном, ярком не переставали говорить современники великого создателя уникального по всем меркам произведения. Жизнь доказала правоту А.С. Пушкина, сказавшего о комедии: «О стихах не говорю, половина должна войти в пословицы». А пословицы, поговорки, присловья всегда молоды, нетленны, как дух народный.
Когда русский человек читает эту комедию, то он обязательно в ней почувствует некую притягательную силу, которая завораживает. И эта сила – язык. Все афоризмы комедии основаны на принципе народных пословиц и поговорок. Оно, это произведение, русскому читателю уже и родня. Беру навскидку из комедии: «Ну вот у праздника! Ну вот вам и потеха! Однако нет, теперь уж не до смеха; В глазах темно, и замерла душа; Грех не беда, молва нехороша». Что обветшало в этих словах? К каким приткнуть «устар.»?
Меткие грибоедовские афоризмы живут теперь своею, вне комедии, жизнью. Они давно уже принадлежность народного языка, даже стали функционировать в обиходной речи чиновников, депутатов… «Переселились» знаменитые грибоедовские афоризмы и в другие литературные произведения именитых авторов. Вот для примера реплики Чацкого: «Блажен, кто верует, тепло ему на свете!» или «Свежо предание, а верится с трудом…»
Господина либерала, приделывающего к великой русской комедии эпитет «устаревшая», хочется спросить знаменитой репликой Чацкого: «Здесь нынче тон каков, На съездах, на больших, по праздникам приходским Господствует ещё смешенье языков: Французского с нижегородским?..»
Об этом можно было бы и смолчать. Но нападки на всё русское, в том числе и на великие произведения русских писателей, стали модой. Случаи эти не единичны, и это тревожит. Особенно, когда Русский мир находится в состоянии обороны.
Комментарии
Варенька12.07.2014
Всё это уже не тревожит, а ужасает. И именно потому, что исходит от "представителей творческой элиты", фактически формирующих представление о языке, о правилах его употребления. Кто начал активно продвигать идейку о необходимости мата на сцене, в литературе? Именно "творческая элита". Кто внедряет англицизмы, жаргонизмы и блатную феню? Кто сочинил "язык падонков"? Изумляет в этой ситуации позиция наших академиков, учёных-филологов. Они безмятежны и совершенно уверены в том, что язык всё переживёт, и сам собой со временем очистится от подобного мусора, ибо так было на протяжении веков. Они забывают, что на протяжении веков язык сохраняла масса крестьянства, неподвластная никаким чужеродным влияниям. Теперь этой "подушки безопасности" нет, в провинции говорят на том же мерзком воляпюке, что и в столицах, и ни радио, ни ТВ не транслируют настоящую русскую речь, которая могла бы служить примером для подражания. Что говорить - русской песни не услышать, разве что к какой-нибудь дате снизойдут, вспомнят о "скрепах". Вот совсем недавние примеры услышанного: "команда выложилась на максимум", "проявление футбольного хулиганизма", "выступающий апеллировал цифрами". А уж эти постоянные "волнительно", "сказать то, что", "хотелось бы пояснить о том, что". И кто, наконец, научит нас склонять числительные???
Константин Зарницын12.07.2014
Да, да, именно так, Варенька. Нет, к нашему несчастью, теперь "подушки безопасности", русского крестьянства, откуда язык наш имел живительную, благотворную подпитку. Все уже исчезло. Кажется, безвозвратно...
Благостные, лжеоптимистические заверения ученых о том, что язык сам очистится от скверны и чужести, покоятся на одном лишь желании быть в русле модных либеральных воззрений. Они - "пятая колонна" в нашей русской культуре. Изменники.
Пров13.07.2014
Протестовать (и справедливо), но трусливо (не назвав имени "известного либерал") конечно, можно...