САЙТ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ПЕЧАТИ И МАССОВЫМ КОММУНИКАЦИЯМ.
Мы в соц.сетях: YouTube
  • Главная
  • О газете
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Книжный магазин
  • Контакты
    Логин:
    Пароль:

    Напомнить пароль?

    Вы можете войти как пользователь других сайтов:

    Войти как пользователь
    Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
    Битрикс24
    Livejournal
    Liveinternet
    Используйте вашу учетную запись на Битрикс24 для входа на сайт.
    .livejournal.com
    liveinternet.ru/users/
  • Вход
  • Регистрация
    Логин (мин. 3 символа):*
    Пароль:*
    Подтверждение пароля:*
    Адрес e-mail:*
    Имя:*
    Фамилия:*
    Дата рождения: Выбрать дату в календаре
    Защита от автоматической регистрации
    CAPTCHA
    Введите слово на картинке:*

    Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

    *Поля, обязательные для заполнения.

Литературная газета
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Листаемая версия ЛГ
  • Новости
  • Шорт-лист "Большой книги"
  • Муза Тавриды
  • Молодой Дельвиг
  • Фотоглас
  • Галерея
  • Книжный ряд
  • Золотой запас
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Статьи
  • 2016 год
  • № 28 (6559) (13-07-2016)
  • Ростральный огонь

Ростральный огонь

Ростральный огонь

Литература / Литература / Поэзия
Рыбкин Анатолий


Посвящается Ирине и Анатолию

* * *

Гуляя под небом неярким,
Волненье стремясь превозмочь,
Я видел, как в скверы и парки
Спускается белая ночь.

Врачуя Исаакия раны,
Ночь облаком белым плыла.
Над храмом звезда Монферрана
Лучами зажгла купола.

Исаакий, войною помечен,
Стоит, не забыв о былом,
Ночь раны блокадные лечит,
Касаясь собора крылом.

Нева отраженья уносит
Дворцов и чугунных оград.
По улице собственной Росси
Идёт вдоль колонн и аркад.

Атланты у стен Эрмитажа,
На бывшем дворцовом лугу,
Как вечно-небесные стражи,
Хранилище муз стерегут.

На Стрелке наяды присели,
В тумане горят маяки,
С Дворцовой взирает Растрелли
На шпиль крепостной у реки.

Оттаяв душой на пирушке,
Послав злопыхателей прочь,
Про «Медного всадника» Пушкин
Читает в безлунную ночь.

Колышется мир нереальный
И светом неярких лучей
Огонь озаряет ростральный
Загадочность белых ночей.

* * *

Цветут у моря мальва и паслён,
И корабли идут в просторе мглистом,
И кажется, плывут контрабандисты
По морю из печоринских времён.

С тех пор прошло уже немало лет,
Но иногда на пристани в Тамани
Печорин появляется в тумане,
Стоит, накинув на себя бешмет.

Его как будто мучает вопрос,
Куда девалась девушка-беглянка,
А может быть, её татарин Янко
С собой в страну заморскую увёз?

Залив крутые горы стерегут,
Утёс, накинув облако на плечи,
У моря тоже ожидает встречи
С волною – на туманном берегу.

Здесь прошлое совсем невдалеке.
На пароходах отбивают склянки,
Порою платье белое беглянки
Мелькает в мираже на Темрюке.

И как тогда, на море ураган,
Девятая волна утёса круче,
За поясом нахмурившейся тучи
На небе месяц, словно ятаган.

Вдали звезда, как огонёк свечи,
С Фанагории виден берег Крыма,
И корабли идут Тамани мимо
На Геленджик и сторону Керчи.

* * *

Я иногда погодою плохою,
Когда весна раскрыться не спешит,
Брожу по лесу просто для души,
Касаясь веток с изумрудной хвоей.
На небе облака, как корабли,
К ним ели поднимаются навстречу,
И цвет зелёный в хвое бесконечен,
Он создан как оправа для Земли.

Так много значит изумрудный цвет,
Для нас привычный и обыкновенный.
И странно, если где-то во Вселенной
Зелёной хвои на планетах нет.

Я на звезду гляжу из-под руки,
Далёким светом душу беспокоя.
А вдруг и там такая же есть хвоя
На елях у какой-нибудь реки?

И от небес не отрывая глаз,
Мне кажется, уж если откровенно,
Что нахожусь порой одновременно
На той звезде и на Земле сейчас.

И я поверить искренне могу,
Когда Земля ночами к звёздам ближе,
Что вдруг на Марсе Брэдбери увижу,
У моря на хрустальном берегу.

* * *

На сквере появляется весна,
Неторопливо, как бы между прочим,
И пусть ещё не потеплели ночи.
Деревья пробуждаются от сна.
Затейливо упали на крыльцо
От холода оттаявшие тени,
И почки пробудившейся сирени
Меняют сквера общее лицо.
Лёд потемнел от напряженья вен,
У стен капелей высохли отметки,
Но старый клён, укутываясь в ветки,
Ещё не верит ветру перемен.
Неделя до сияющей весны,
Всего неделя малая до Пасхи,
Когда листва, касаясь ветра ласки,
Зашелестит на просеках лесных.
Идёт навстречу празднику народ,
Идёт по зацветающему саду,
И верба, белоснежная, как ладан,
Клубится возле храмовых ворот.
И колокольня, празднично бела,
Стоит свечой над храмом Вознесенья,
На Вербное святое воскресенье
Зовут с небес церквей колокола.

* * *

Окраины дремлют,
Всё замерло, кроме
Дыханья деревьев
В раскидистой кроне.

Река созерцает
Пространство над плёсом,
Планеты мерцают
Над тёмным откосом.

Не движется воздух
Над ряской плавучей,
И падают звёзды
Созревшие с тучи.

Слетают, как сливы,
Созвездия в омут,
И в струях залива,
Мерцая, не тонут.

Туманы ночами
Сбиваются в стаи,
Их месяц лучами
Над речкой листает.

Проникла усталость
В цветы на откосе,
Нас млечности парус
В пространство уносит.

Где бездна без суши,
Где путь без обочин,
Где жить будут души
В чернильнице ночи.

* * *

Когда-нибудь в небесной местности
Мы все исчезнем в неизвестности,
Мы все у звёздного величества,
Как капли малого количества.
И наших душ предназначение –
Жить у небес на попечении.
И всё-таки, и тем не менее,
Пусть мы недолгое мгновение
И, несмотря на все пророчества,
Нам вечно жить в мгновеньях хочется.

* * *

Небесное и Чёрное моря,
Зелёные каньоны водопадные.
У Таврии – серёжки виноградные
И, словно губы, алая заря.

Упала с гор Бакальская коса
В пучину моря лентой неширокой
Таврида взглядом синим с поволокой
Разглядывает в море паруса.

А вдалеке, преодолев простор,
Плывёт корабль
сквозь ураганов ярость,
Сменив на мачте жёлто-синий парус
На более надёжный триколор.

Причалы бастионы стерегут,
Старинные и грозные для вида,
И, как Ассоль, ждёт парусник Таврида
На мирном черноморском берегу.

* * *

Зависит всё в Галактике от нас.
Она и мы – почти одно и то же,
И вместе мы, как близнецы, похожи,
В ней синева небес от наших глаз.

Когда затменьем космос нездоров,
Луна на небе выглядит, как брошка,
Вселенная сияет, как матрёшка,
Из разных состоящая миров.

Листвою звёзд Галактика рябит,
Стоят планеты будто бы на месте,
И всё же мы с туманностями вместе
На каруселях кружимся орбит.

И Млечный Путь, как кормчего весло,
В потоках нескончаемых кружений,
Мы держимся за силы притяжений,
Чтоб нас за горизонт не унесло.

Созвездий песнопение звучит,
Гармонии Вселенной не разрушить,
Так нашу плоть удерживают души
Вокруг сердец, мерцающих в ночи.

* * *

Усталость век,
Улыбка, как клише,
На розах снег
И иней на душе.
Ракиты под пургой,
Над снегом – неба тьма,
Есть у тебя другой,
А у меня – зима.
В подсвечнике свеча,
Свет за окно проник,
У ёлки на плечах
Метели воротник.
Сквозь занавески вьюг
В окно струится мрак,
Шагов стихает звук,
Разлука, как овраг.
Исчез с тобою день,
Я вижу сквозь пургу
Твои следы и тень
За ёлкой на снегу.
Я всё простить готов,
Прийти с букетом роз,
Но души у цветов
Холодный снег занёс.

* * *

Рассвет закрашивает тени,
На храм у дома ель похожа…
Я вспомнил, как бродил по Вене,
По берегам Дуная тоже.

Мне вспомнились собора арки,
Я так же часто вспоминаю
Скульптуру Иогана в парке,
Над голубой волной Дуная.

Я помню, как взметнулись строго
До небосвода со стрижами
Все башни Штефана Святого,
Украшенные витражами.

Собор для Вены – старожил,
Стоит в своей гранитной рясе,
Здесь гениальный Моцарт жил
Невдалеке – на Шулерштрассе.

И как величия пример,
Как символ сказочного дара,
Украсил Вену Бельведер,
Признав Моне и Ренуара.
И в продолжение чудес,
Не изменяя вечной моде,
Шумит, как прежде, Венский лес
Под звуки сказочных мелодий.

Так жаль, что Вена вдалеке,
Что вальсы не у нас, а где-то,
И что волна в Москва-реке
Давно не голубого цвета…

* * *

В окне Галактика, как блик.
И свет созвездий переменный,
Как взгляд мерцающей Вселенной,
Как поглотивший бездну миг.
Созвездья в небе не для нас.
И представляя вечность смутно,
Мы все живём сиюминутно
И в жизнь влюбляемся сейчас.
Страстей скрывая наготу,
Прикрыв для заповедей двери,
Мы безнадёжно в догму верим,
Что Вечность кроется в быту.

* * *

Весною тополь к небу обращён.
Его небесный холст интересует,
И он как кистью облако рисует,
Вершиною, безлиственной ещё.

Мать-мачехой обочина пестра,
Слышны ручьёв затейливые звуки,
И вербы в небе согревают руки
У солнечного яркого костра.

Река освободилась от оков,
До неба брызги солнечные взвились
И в звёздные скопленья превратились
Над дымом поредевших облаков.

Встаёт рассвет широкой полосой,
И пусть луна ещё неярко светит,
Её погасит налетевший ветер,
Пропитанный весеннею росой.

* * *

Я красотою поражён
Весной разбуженного леса,
Когда зелёною завесой
Мир поднебесный окружён.
Опять сиреневый прибой
Над садом облаком клубится,
Тюльпан, как розовая птица,
В простор стремится голубой.
Тревожных заморозков нет,
В росе раскрывшиеся листья,
И придают черёмух кисти
Весенней ночи белый цвет.
Скрывает зелени навес
Стволов берёзовые свитки.
И превратились в маргаритки
Созвездья, выпав из небес.
Душой раскрылись лопухи,
Побеги новые на ёлке,
И молний яркие заколки
В причёске светятся ольхи.

* * *

Зарницы в небе пляшут,
Сияний льются краски,
И небо в лунной маске
Глядит на землю нашу.
Глядит на ель и лужу,
На голубей на крыше,
И мы под звёздной нишей
С планетой вместе кружим.
Мы существуем где-то,
В пространстве на откосе,
Порою нас уносит
С поверхности планеты.
И подчиняясь силе,
Неумолимой, вечной,
Мы в облачности млечной
Летим частицей пыли.
Клубимся звёздным газом
В пространстве непрозрачном,
И во Вселенной мрачной
Нас не заметить сразу.
Но под крылом удачи
У тёмного обрыва
Нас свет большого взрыва
Однажды обозначит.
Тогда в потоке света
(Ведь прежде было слово)
Мы превратимся снова
В подобие планеты.
Планета вновь закружит,
Зазеленеет даже.
И будет ель на страже
Стоять у той же лужи.

Одноклассники
Tweet
Оценить:

Оценка: 5 - Голосов: 19

Комментарии

юлия юрасова

юлия юрасова06.08.2016

Анатолий Рыбкин настоящий поэт! спасибо ему, за его великолепное творчество, за настроение и вдохновение!

Развернуть
алексей панурин

алексей панурин10.08.2016

Очень хорошие стихи почаще печатайте Анатолия Рыбкина. Спасибо, жду новых публикаций.

Развернуть
Анастасия Ладилова

Анастасия Ладилова11.08.2016

Стихи Анатолия Рыбкина всегда наполнены эмоциями. Когда их читаешь, как будто вместе с автором переживаешь все то, что он описывает. Я считаю, что это очень ценное качество для поэта. Спасибо Вам большое за Ваше творчество! Оно помогает постигнуть какие-то новые моменты, на которые не всегда в повседневной суете мы обращаем внимание. Очень буду ждать новых стихов! Еще раз СПАСИБО!

Развернуть
Екатерина Пряничникова

Екатерина Пряничникова11.08.2016

Анатолий, спасибо Вам за доставленное удовольствие! Вы Талант! Пусть Вас печатают чаще!

Развернуть
Бескровная

Бескровная12.08.2016

Спасибо за публикацию стихотворений Анатолия Рыбкина!
Его поэзия для многих как глоток свежего воздуха в душной атмосфере городов, ка лучик солнца в сумерках. За его стихами я слежу уже 10 лет (юбилейная цифра :)), с тех пор, как в Литературной Газете за 13-19 сентября 2006 г. № 37 (6086) впервые прочитала колонку его стихов «Листва касается лица». Первыми строками его стихов, прочтенными мной, было удивительное:
К покинутой розе на дачной планете
Спешит в лепестки проникающий ветер.
Бутон, истекающий розовым цветом,
Украшен росою под гаснущим летом.
И роза, прохладные ночи встречая,
Грустит, ароматные ветры качая.

Бывают такие моменты, когда необходимо убежать от суетной повседневности на природу, уединиться, смотреть и наслаждаться созерцанием нетронутого пейзажа, дышать и наслаждаться свежим воздухом, запахами травы, листвы, цветов, чувствовать порывы ветра и наслаждаться его свежестью. Если нет возможности вырваться из города, читаешь стихи Анатолия Рыбкина и обретаешь столь желанные и неповторимые ощущения.
Об Анатолии Рыбкине говорят, что он поэт- живописец, описывающий природу.
Отчасти это правда.
Рок, не щадя причин топчется в нашем прошлом…, - как сказал И. Бродский.
Анатолий Рыбкин, одним из увлечений которого является живопись, безусловно, обращается в поэзии к своему опыту художника. Но поэзия его не так проста, не описательна. В его поэзии нет картинной статичности (даже если изображена буря). Динамика происходящего в природе, философия автора, его отношение к жизни, характер, его размышления и отношение к истории места, в котором находится, размышления о сути бытия, о философии Вселенной – все это и многое другое присутствует в его стихотворениях, надо только суметь понять.
Стих А.Рыбкина «закручен» иногда так, что читать для понимания необходимо медленно и не один раз. В этом особенность его поэзии. Ее надо смаковать как хорошее вино, и пить небольшими глотками, смакуя каждый.
Еще одна сторона поэзии Анатолия Рыбкина – ее музыкальность.Кроме того, что строки сами по себе напоминают музыкальные (музыка пространства в рыбкинских стихотворениях – отдельная тема), еще описывая окружающеепространство автор нередко выступает в роли дирижера, а предмет описания - в роли оркестра.
Желаю как можно большему числу людей познакомиться с его поэзией.
Вот посмотрим начало одного из стихотворений из колонки автора «Ростральный огонь» в одном из последних номеров ЛГ:
Гуляя под небом неярким,
Волненье стремясь превозмочь,
Я видел, как в скверы и парки
Спускается белая ночь.

Врачуя Исаакия раны,
Ночь облаком белым плыла.
Над храмом звезда Монферрана
Лучами зажгла купола.

Исаакий, войною помечен,
Стоит, не забыв о былом,
Ночь раны блокадные лечит,
Касаясь собора крылом.
С первых строк автор дирижируя в том числе впечатлением читателя, заставляет читателя вспомнить его собственные ощущения от белых ночей (а кого не взволновали белые ночи, тому и стихи не помогут). Итак, начинаем волноваться, затаиваем дыхание, и видим волшебные превращения образа белой ночи в облако белое, затем у облака белой ночи вдруг возникают крылья, касающиеся Исаакиевского собора… (Ай да дирижер-художник! Как широки его взмахи-движения, как размашисты движения кисти-пера!).
И так далее эта магия искусства по всем без исключения стихотворениям Анатолия Рыбкина.
Браво, автор!
Еще чуть-чуть волшебства из «Рострального огня»:
Нева отраженья уносит
Дворцов и чугунных оград.

Я не знаю как действует это волшебство, но Нева в этих строчках одним взмахом дирижерской палочки авторского восприятия превращена в темно-свинцовый плотный массив воды, способный унести дворцы и чугунные ограды!

Еще раз благодарю за Анатолия Рыбкина на страницах ЛГ!

С уважением,
Л.Г.Бескровная

Развернуть
Сергей Логвинов

Сергей Логвинов23.08.2016

Настоящие стихи, ненадуманные. Меня, например, заставляют задуматься, представить то, о чём написано. А написано просто, доходчиво, и в то же время с глубоким смыслом, образно и опять же не теряешь чувства доверительности. Я постараюсь ознакомиться с творчеством Анатолия Порфирьевича, думаю, что мне это доставит удовольствие. Спасибо ему и добрых пожеланий!

Развернуть
Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.
 
Другие выпуски
  • 2019 год
    • № 6 (6678) (13-02-2019)
    • № 5 (6677) (06-02-2019)
    • № 4 (6676) (30-01-2019)
    • № 3 (6675) (23-01-2019)
    • № 1-2 (6674) (16-01-2019)
  • 2019 год
Новости
08.02.2019

Библиотеки Москвы создают единое книжное пространство

Сегодня даже в районной библиотеке москвич может найти не только книги, но и разного рода предложения: встречи с любимыми авторами, лекции и даже полиграфические услуги.
06.02.2019

ЛГ в Минске: новые переводы Янки Купалы

Писатель  Максим Замшев презентовал  6 февраля на Международной книжной выставке-ярмарке, проходящей в Минске.

Все новости

Книга недели
От смешного до великого.

От смешного до великого.

Александр Казакевич.
От смешного до великого.
– М.: Центрполиграф, 2019.
– 383 с. –
2000 экз.
В следующих номерах
Колумнисты ЛГ
Очевидец
Рыбас Святослав

Помни Афган!

30 лет назад, 15 февраля 1989-го, советские войска оставили Афганистан... Вспоми...

Очевидец
Неменский Олег

Разбудят ли юго-восток?

На Украине 31 марта должен пройти первый тур президентских выборов, 21 апреля – ...

Блоги
  • #

    Сталин и план Маршалла. Рецензия статьи Юрия Тара

    Валерий Белов

  • #

    3. САМАЯ ЗНАМЕНИТАЯ РУССКАЯ АРИСТОКРАТКА XIX ВЕКА. 3. «Университеты» Е.П. Блаватской.

    Юрий Горбунов

  • #

    Веки Вия

    Николай Юрлов

  • #

    «Я агроном и садовод, слава Богу!..»

    Дмитрий Ермаков

  • #

    Из партизанской семьи

    Дмитрий Ермаков

  • #

    2. САМАЯ ЗНАМЕНИТАЯ РУССКАЯ АРИСТОКРАТКА XIX ВЕКА. 2. «Я – русская душою».

    Юрий Горбунов

  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Листаемая версия ЛГ
  • Новости
  • Шорт-лист "Большой книги"
  • Муза Тавриды
  • Молодой Дельвиг
  • Фотоглас
  • Галерея
  • Книжный ряд
  • Золотой запас
  • Колумнисты
  • Авторы
Мы в соц.сетях: YouTube

© «Литературная газета», 2007–2019
При полном или частичном использовании материалов «ЛГ»
ссылка на www.lgz.ru обязательна.
Администратор сайта: litgazeta.webeditor@gmail.com

Создание сайта
www.pweb.ru

  • Карта сайта
  • Карта проезда
Яндекс.Метрика