В разговорах о политике и экономике, выступлениях и статьях аналитиков и политологов, в радио- и телеэфире что ни день слышишь, что мы (страна, государство, люди) подсели на ту или иную иглу (газовую, нефтяную, сырьевую и проч.) и с неё надо, конечно же, поскорее соскочить. Ладно бы только «высокие сферы» политики и экономики. Но и в быту постоянно узнаёшь, что кто-то подсел на зелёный чай или фитнес, а кто-то на детективы. Одна знакомая недавно сказала: «Представляешь, весной просто подсела на оперу»… Мы настолько привыкли к этим выражениям, постоянно используем их, где надо и где не надо, что даже не замечаем подспудного негатива, который несёт в себе идиома. А ведь если разобраться, смысл её оскорбителен для всех нас.
Откуда ноги растут у сочетания этих слов? Оно берёт начало в среде наркоманов и наркоторговцев, от людей из самых низших слоёв преступного наркобизнеса. От тех людей, которые получают дозу героина в грязной подворотне или на дискотеке из рук тех, кто нагло наживается на продаже яда, смертельной отравы. Ведь подсесть на иглу – значит стать наркозависимым человеком. И тут никакой романтики, а лишь видимость свободы и раскрепощённости, если вспомнить хотя бы героя Джона Траволты из «Криминального чтива», который самозабвенно вкалывал в себя шприц с зельем дурмана и забвения. Соскочить с иглы – освободиться от пагубной привычки. Но известно, что это удаётся далеко не всем.
Конечно, образность, точность сравнений можно лишь приветствовать. Но, думаю, не во всех случаях. Меня лично удивляет, как с лёгкостью необыкновенной мы жонглируем этими фразами из наркоманского обихода, говоря о серьёзных вещах и о наших будничных привычках. Когда слышу разглагольствования политика, журналиста, любого участника ток-шоу о «России на игле», чувствую себя униженным. Да и не только это выражение упрочилось в эфире и жизни. Никто не стесняется использовать другие слова и выражения из криминального или воровского лексикона. А ведь русский язык даёт много возможностей выразить свои мысли и эмоции.
Комментарии
Станислав Бражник18.10.2015
" Россия на игле" - хлёстко звучит и разнопланово. Я бы написал так: Россия с иглой. А дальше понимайте, как хотите. О языке: он был, есть и ещё долго будет. Я лично, не обладая совершенным, но и просто литературным языком, не в состоянии иногда выразить мысли и эмоции. И тютчевское: "мысль изреченная - есть ложь" - это про меня. Свидетелем упадка языка в постбольшевистский период мне не пришлось быть, но восстановление произошло быстро. Читая в 70-е, 80-е годы научно - популярные журналы уже можно было безошибочно определить, что написано академиком и что, например, кандидатом филосовских наук. Я говорю о гуманитарных журналах. Один пишет размашисто, широко, интересно, не боясь поспорить с авторитетами, другой - осторожно, раскланиваясь и с тем, и с этим, боясь сделать шаг в сторону, как по минному проходу.___ Сейчас, с 90-х, пришло время "кипящего чайника". Низменное и горячее - на верх, культурное, но бедное - в низ. Но не в этом перемешивании опасность для русского языка. Он и не такие катаклизмы переживал. Бойтесь "данайцев", в школу реформы приносящих - вот в чём сегодня главная опасность для языка. Упрощение языка в школе обязательно приведёт к упрощению мысли повзрослевшего россиянина. Чего и добиваются реформаторы.
Юрий Шварёв19.10.2015
Россия подсела на сырьевую иглу - выражение криминальное, унизительное
для державы, но оно отражает реальную социально-экономическую обстановку
в стране. Можно сказать по-другому: Россия превратилась в сырьевую базу
западного капитала. Это не унизительно для огромной, многонациональной
и в общем-то богатой средствами производства страны? Проблема не в словах,
а в том, кто, как и в чьих интересах использует промышленные, транспортные, строительные,
сельскохозяйственные и другие производства.
Глеб (змеелов)19.10.2015
Уважаемый автор прав - "подсесть на нефтяную иглу" - унизительно. Только кто на нее подсел? Это Россия поставляет "зелье" - нефть и нефтепродукты. За это получает свои деньги. Государства "нефтяные наркоманы" вынуждены у нее покупать нефть. Даже те, кто ее люто ненавидит - Польша и Украина. Представим, что этих несчастных отключили от поставок? Что с ними будет? Мрак! В прямом смысле.
Что интересно, в СССР тоже торговали сырьем, в Императорской России - торговали. В Норвегии торгуют, но унизительно только у нас. Может хватит рыдать, уважаемый автор?