Найденным и, без преувеличения, беспрецедентным ключом в решении этой задачи стало рассмотрение автором актёрского искусства Михаила Чехова, режиссёрских концепций Всеволода Мейерхольда и писательских позиций в неповторимом творчестве Андрея Белого в свете антропософии Рудольфа Штейнера как философского течения, ставящего превыше всего духовное предназначение человека. Взаимодействие на сцене собственно слова, движения и смысловой направленности, которые отнюдь не всегда выступают в сложном единстве, выявлено в книге Т.М. Суриной как «целевая установка» в творчестве этих замечательных художников. А Рудольф Штейнер (ещё недавно чуть ли не самое табуированное имя в «советской культуре») как раз и считал правильной интерпретацией понятия «антропософия» «осознание человеком своей человечности».
В книге Т.М. Суриной впервые – и это ещё одно достоинство её! – максимально расширены рамки театрального познания, заполнена, образно говоря, свободная клетка «таблицы Менделеева» в безграничном театральном поле.
Надо ли говорить, что автор свободно владеет анализом различных театральных течений, впервые сопоставляет так называемую эвритмию Р. Штейнера и биомеханику В. Мейерхольда, говорит об «авангардном реализме», вводя в обиход этот термин, уместно напоминает и цитирует в связи с постановкой спектаклей статью Н. Бердяева о романе Андрея Белого «Петербург» как об «астральном романе»…
Многогранность теоретического и практического рассмотрения российского «театрального дела» начала ХХ века, показ взаимопересечения творческих поисков крупнейших художников и выявляют уникальность и в то же время актуальность подхода автора к явлениям, продолжающим играть огромную роль в развитии культуры нашего сегодня.
Вячеслав НЕДОШИВИН