САЙТ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ПЕЧАТИ И МАССОВЫМ КОММУНИКАЦИЯМ.
Мы в соц.сетях: YouTube
  • Главная
  • О газете
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Книжный магазин
  • Контакты
    Логин:
    Пароль:

    Напомнить пароль?

    Вы можете войти как пользователь других сайтов:

    Войти как пользователь
    Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
    Битрикс24
    Livejournal
    Liveinternet
    Используйте вашу учетную запись на Битрикс24 для входа на сайт.
    .livejournal.com
    liveinternet.ru/users/
  • Вход
  • Регистрация
    Логин (мин. 3 символа):*
    Пароль:*
    Подтверждение пароля:*
    Адрес e-mail:*
    Имя:*
    Фамилия:*
    Дата рождения: Выбрать дату в календаре
    Защита от автоматической регистрации
    CAPTCHA
    Введите слово на картинке:*

    Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

    *Поля, обязательные для заполнения.

Литературная газета
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Листаемая версия ЛГ
  • Новости
  • Шорт-лист "Большой книги"
  • Муза Тавриды
  • Молодой Дельвиг
  • Фотоглас
  • Галерея
  • Книжный ряд
  • Золотой запас
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Статьи
  • 2008 год
  • №10 (6162) (12-03-2008)
  • Слёзы капают

Слёзы капают

Пешкова Виктория

Слёзы капают

Искусство
Пешкова Виктория

КНИЖНЫЙ РЯД

Георгий Данелия. Джентльмены удачи: [киносценарии]. – СПб.: Сеанс; Амфора, 2008. – 623 с.: ил.
Григорий Горин. Тот самый Мюнхгаузен: [киносценарии]. – СПб.: Сеанс; Амфора, 2008. – 686 с.: ил.

Говорят, человека куда легче заставить заплакать, чем засмеяться. Увы, глядя на нынешний экран, киношный или телевизионный, начинаешь в этом сомневаться, решительно убеждаясь, что смех смеху рознь. Вызвать в человеке тот, который без причины, как раз легче лёгкого. А тот, что рождён в сферах, расположенных существенно выше поясничной зоны (и кстати сказать, является высшей «категорией» смеха, а именно смехом сквозь слёзы), существует сегодня вроде бы в ином, параллельном нашему, мире. Мире, где можно заглянуть в дом, который построил Свифт, или ненароком оказаться на планете Плюк, над которой летают пепелацы.
Теперь в этот мир, а вернее в два соприкасающихся между собой, родственных, но сугубо индивидуальных и по-настоящему уникальных мира можно попасть не только с помощью DVD-диска из серии «Наша киноклассика», но и через книгу. Серия «Библиотека кинодраматурга» – правильное, благое и, что особенно ценно, стремящееся к полномасштабности охвата начинание – пополнилась сборниками Георгия Данелии и Григория Горина.
Уместно вспомнить о сакраментальном вопросе: что такое литературный киносценарий? Самостоятельное произведение, как театральная пьеса, или лишь сырьё, топливо для фантазии режиссёра? Вероятно, и то и другое. Он самостоятелен как текстовая форма существования экранного зрелища. И он же – сырьё. Вот прочтут его художник с гримёром и придумают главному герою такой образ, что центральный монолог его можно будет сократить на три четверти – всё будет ясно и без слов.
А кроме того, сценарии типологически разделяются на несколько «подвидов». Есть те, что создаются кинодраматургом в расчёте на конкретного «своего» режиссёра (как горинская «Формула любви»), есть те, что пишутся режиссёром будущего фильма в соавторстве с профессиональными литераторами (как данелиевские «Тридцать три» или «Афоня»). Есть сценарии, выплавленные из собственных пьес («Тот самый Мюнхгаузен»), а есть – созданные по мотивам классических произведений мировой литературы («Совсем пропащий», «Убить дракона»). Есть – по тем или иным причинам нереализованные в кино (как «Трёхрублёвая опера» и «Любимец Бога» Горина), а есть – осуществляющиеся в настоящий момент (как «Речной пёс» Данелии).
В общем, произведения этого специфического рода не стоит уподоблять друг другу, как не стоит ставить между фильмом и сценарием не то что знак равенства, а вообще никаких знаков. Но именно поэтому так интересно читать «литосновы» своих любимых фильмов, даже если реплики оттуда ты знаешь наизусть и помнишь въяве буквально каждый кадр.
Грустные комедии Георгия Данелии не похожи на романтические трагикомедии Горина. Но объединяет двух этих художников не только факт присутствия в фильмографии режиссёра Александра Серого: в 1971 году тот снял «Джентльменов удачи» по сценарию уже знаменитого постановщика Данелии и Виктории Токаревой, а в 1975-м – «Ты – мне, я – тебе» по сценарию начинающего кинодраматурга Горина. Просто и в том, и в другом случае мы имеем дело с юмором, который не «конструируется» по рецептам.
Смотришь на экран и иногда абсолютно не понимаешь, что тут, собственно, смешного, плакать надо, и… хохочешь. До слёз. Читаешь текст – порой кажется, что очень смешно написано, а ловишь себя на ощущении пронзающей грусти и высокой печали. Может, в этом и состоит самый большой секрет этих мюнхгаузенов, заставивших сотни тысяч людей поверить в реальность выдуманных ими миров?
И последнее: в начале сборника Г. Данелии имеется предуведомление в две короткие строчки: «По независящим от автора причинам некоторые сценарии в сборник не вошли». «Некоторые» в данном случае – это такая «наша классика», как «Мимино», «Слёзы капали», «Кин-дза-дза». Причина, надо полагать, в проблемах авторского права. Ситуация довольно грустная. Но вместе с тем смешная. Вполне себе горинско-данелиевская... 

Виктория ПЕШКОВА


Одноклассники
Tweet
Оценить:

(Нет голосов)

Комментарии

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.
 
Другие выпуски
  • 2019 год
    • № 6 (6678) (13-02-2019)
    • № 5 (6677) (06-02-2019)
    • № 4 (6676) (30-01-2019)
    • № 3 (6675) (23-01-2019)
    • № 1-2 (6674) (16-01-2019)
  • 2019 год
Новости
08.02.2019

Библиотеки Москвы создают единое книжное пространство

Сегодня даже в районной библиотеке москвич может найти не только книги, но и разного рода предложения: встречи с любимыми авторами, лекции и даже полиграфические услуги.
06.02.2019

ЛГ в Минске: новые переводы Янки Купалы

Писатель  Максим Замшев презентовал  6 февраля на Международной книжной выставке-ярмарке, проходящей в Минске.

Все новости

Книга недели
От смешного до великого.

От смешного до великого.

Александр Казакевич.
От смешного до великого.
– М.: Центрполиграф, 2019.
– 383 с. –
2000 экз.
В следующих номерах
Колумнисты ЛГ
Очевидец
Рыбас Святослав

Помни Афган!

30 лет назад, 15 февраля 1989-го, советские войска оставили Афганистан... Вспоми...

Очевидец
Неменский Олег

Разбудят ли юго-восток?

На Украине 31 марта должен пройти первый тур президентских выборов, 21 апреля – ...

Блоги
  • #

    Сталин и план Маршалла. Рецензия статьи Юрия Тара

    Валерий Белов

  • #

    3. САМАЯ ЗНАМЕНИТАЯ РУССКАЯ АРИСТОКРАТКА XIX ВЕКА. 3. «Университеты» Е.П. Блаватской.

    Юрий Горбунов

  • #

    Веки Вия

    Николай Юрлов

  • #

    «Я агроном и садовод, слава Богу!..»

    Дмитрий Ермаков

  • #

    Из партизанской семьи

    Дмитрий Ермаков

  • #

    2. САМАЯ ЗНАМЕНИТАЯ РУССКАЯ АРИСТОКРАТКА XIX ВЕКА. 2. «Я – русская душою».

    Юрий Горбунов

  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Листаемая версия ЛГ
  • Новости
  • Шорт-лист "Большой книги"
  • Муза Тавриды
  • Молодой Дельвиг
  • Фотоглас
  • Галерея
  • Книжный ряд
  • Золотой запас
  • Колумнисты
  • Авторы
Мы в соц.сетях: YouTube

© «Литературная газета», 2007–2019
При полном или частичном использовании материалов «ЛГ»
ссылка на www.lgz.ru обязательна.
Администратор сайта: litgazeta.webeditor@gmail.com

Создание сайта
www.pweb.ru

  • Карта сайта
  • Карта проезда
Яндекс.Метрика