ПРОЗА
Марина Ахмедова. Дневник смертницы. Хадижа. – М.: Астрель, 2011. – 350 с. – 3000 экз.
Жила-была девочка в дагестанском селе. Она рано осиротела, но родные её не обижали, учиться она поехала в университет Махачкалы и даже замуж вышла счастливо: за любимого. Это нехитрое девичье повествование приводит нас к тяжелейшей драме, когда простая, милая, неглупая молодая женщина становится добровольным орудием террористов. Без ненависти. Без ярой религиозности. Даже без жажды мести. И вместе с тем – неотвратимо. Книга Ахмедовой производит странное, но сильное впечатление погружения в чужой образ. Читатель видит происходящее глазами Хадижи, девушки из другого мира, которую «так воспитали». Воспитали не убийцей, нет, – но мы хорошо понимаем, почему так закончилась её судьба и кто направил её на путь смерти. Возможно, мы поймём это даже лучше, чем сама Хадижа, которая почти не анализирует события, а отчаянно переживает их. Ахмедовой удалось написать книгу, которая целенаправленно сконструирована автором – и при этом убедительно честна.
ПОЭЗИЯ
Андрей Смолин. Михаил Сопин. Очерк судьбы и творчества. – Вологда: Книжное наследие, 2011. – 64 с. – 300 экз.
В своей книге Андрей Смолин решил сделать «шаг к постижению одного из знаменитых русских поэтов второй половины XX века». По сути, это маленькое поэтическое исследование, где стихов так много, что оно напоминает подробно откомментированный сборник. В 2011 году вологодскому поэту Михаилу Сопину могло бы исполниться 80 лет, но он умер в 2004-м. Трудный жизненный путь его, не только биографическое, но даже внешнее сходство с Варламом Шаламовым выковали несгибаемый характер, особое, сильное поэтическое дарование, которое по жизнеутверждающим мотивам тем не менее ближе к Николаю Рубцову. Сопин не просто любил «равнинную Русь» – он чувствовал ответственность за свою землю и призывал «не прощать», если он от неё отречётся. Он был в ряду первых поэтов своего времени, но после его смерти книга-напоминание, подобная той, что написал Андрей Смолин, оказалась очень актуальной.
ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
Рой Медведев. Тихий Дон. Загадки и открытия великого романа. – М.: АИРО-XXI, 2011. – 228 с. – 1000 экз.
Эту книгу довольно трудно отнести к исследованиям авторства «Тихого Дона». Рой Медведев убедительно объясняет, почему автором романа-эпопеи не мог быть донской писатель Фёдор Крюков, но не рассматривает другие версии; его уверенность, что автор – именно Михаил Шолохов, изложена менее аргументированно, и местами литературоведение подменяется рассуждениями на этическую тему: как не самый хороший человек Шолохов написал великолепный роман… Может быть, не так уж он плох? Шолохов 30-х – не таков, как обласканный властью человек, который затем отметился в преследовании диссидентов, Медведев это показал. Однако бóльшую часть его книги занимает не разгадка тайн, а анализ тем, источников, исторического фона и образности «Тихого Дона». В конце приводится список книг, посвящённых поискам возможного автора. Исследование Медведева легко читается, содержит интересные наблюдения и пробуждает желание самостоятельно проштудировать роман.
БИОГРАФИЯ
Максим Чертанов. Марк Твен. – М.: Молодая гвардия, 2012. – 470 с. – (ЖЗЛ). – 5000 экз.
Он родился, когда близ Земли прошла комета Галлея – это бывает раз в 76 лет. Он до десяти лет ходил лунатиком по ночам, верил, что притягивает несчастья, и писал Тома Сойера с самого себя. Он был наиболее удачливым и одним из искуснейших лоцманов на Миссисипи. Он считал, что если новостей нет, то их надо придумать, и стёр границу между журналистикой и беллетристикой. Путешествуя по Европе, он побывал на приёме у Александра II, восхитился «неподдельной любезностью русских» и писал, что Америка «состоит должником России во многих отношениях». Он не верил в библейского Бога, но верил в Бога, который «не раздаёт никаких обещаний». Он получил патент на изобретение подтяжек. Он сказал, что юморист, желающий, чтобы его книги получили бессмертие, должен и проповедовать, и учить, а юмор – это аромат, украшение. Он умер в год, когда комета Галлея снова приблизилась к Земле. Таков мимолётный абрис головокружительно яркой жизни Марка Твена. Книга Максима Чертанова расскажет о ней подробно.
ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Клинт Твист. Марко Поло. Эпоха странствий. – М.: РИПОЛ Классик, 2011. – 5280 экз.
Подсчитать страницы в роскошно изданной книге о путешествии Марко Поло затруднительно. Её изюминка – в большом количестве разнообразных вкладок: конвертов, карт, иллюстрированных занимательных фактов о средневековой Европе и Китае, шёлке и фарфоре, бумажных деньгах, пряностях и кузнечном ремесле. Эти оригинальные красивые, тщательно продуманные вкладки добавляют книге увлекательности, будят желание не просто ознакомиться с маршрутом предприимчивого венецианца, а «увидеть» его, пройти через королевство крестоносцев, пустыню Гоби. В тексте есть немалое число отсылок к знаменитому труду Марко Поло – «Книге о разнообразии мира», которая открыла для европейцев Восток, сделала осязаемым Великий шёлковый путь и даже Индонезию, позвала в дальние странствия самого Колумба. Книга Клинта Твиста невелика по объёму, однако занимательна; она не похожа на энциклопедию или научно-популярное повествование и рассчитана на любознательных детей от семи до двенадцати лет.
Книги предоставлены магазинами «Библиоглобус» и «Фаланстер»
Татьяна ШАБАЕВА
Обсудить на форуме
Комментарии