В Катаре прошла встреча министров энергетики государств Форума стран – экспортёров газа. Её участники в очередной раз затронули тему создания некоего «газового ОПЕК» – объединения стран, обладающих значительными запасами природного газа. Но возможно ли такое объединение, кому оно нужно и какие выгоды несёт для России? На этот вопрос отвечают эксперты «ЛГ».
Леонид ИВАШОВ, вице-президент Академии геополитических проблем, генерал-полковник:
– Думаю, что объединение государств – экспортёров газа в некое подобие ОПЕК не только возможно, но и необходимо. Сегодня Запад и, прежде всего США, нацелился на изъятие углеводородного сырья у стран, им обладающим. Поэтому консолидация нужна, во-первых, ради защиты своих ресурсов, во-вторых, с целью координации их добычи и, в-третьих, для определения сбалансированной ценовой политики.
Какие формы примет это сотрудничество – жёсткие или мягкие, пока трудно сказать. Вероятно, на первых порах страны-экспортёры создадут объединение этакого мягкого типа, а дальше – видно будет…
Россия в этом процессе станет принимать участие в той мере, в какой она будет независимой от политического и экономического диктата Запада. К сожалению, нашим руководителям пока ещё приходится действовать с определённой оглядкой на те же Соединённые Штаты.
Наиболее же активными инициаторами объединения газодобывающих стран выступят (и уже выступают) в первую очередь Венесуэла, Иран и некоторые другие исламские государства. То есть те, кому в разные годы лучше других удалось выйти из-под опеки США. Здесь особое внимание, конечно, стоит уделить Ирану. Если он выиграет военно-психологическую «битву» против американцев, то и другие государства станут вести себя значительно смелее.
Недавно мы были свидетелями того, как в исламском мире (и как раз у государств, владеющих большими запасами углеводородного сырья, – Ирана и Саудовской Аравии) наметилось сближение. И, пожалуй, самые важные слова прозвучали в заявлении после встречи президента Ирана Ахмадинежада и саудовского короля Абдаллы: главную опасность для своих народов и государств и в целом для исламского мира эти лидеры видят в попытках посеять вражду между суннитами и шиитами. И далее прозвучал призыв осознать, что они – одной веры.
То есть борьба за газовые и нефтяные ресурсы, казалось бы, неожиданно переходит в сферу духовного и даже духовно-цивилизационного противостояния. Этот важный фактор, на мой взгляд, и будет влиять на создание и деятельность нового «газового ОПЕК». Иудео-протестантской цивилизации не удалось разрушить цивилизацию исламскую. Она сохранилась, и видна тенденция к её грядущему единению, а это может стать, в свою очередь, определяющим фактором мировой политики.
Валерий ЯЗЕВ, председатель Комитета Госдумы по энергетике, транспорту и связи, президент Российского газового общества:
– Американские политики и крупные бизнесмены, которые не приемлют создания «газового ОПЕК» и уже задолго до появления такого объединения характеризуют его как «рэкет международного масштаба», проводят типичную для них политику двойных стандартов. Это происходит в то время, когда конгресс США рассматривает законопроект сенатора Лугара, коротко именуемый «Энергодипломатия и энергобезопасность». Там предусматривается введение должности некоего координатора по энергодипломатии, создание энергетического форума Западного полушария, определение стран-партнёров, стран-поставщиков, американских союзников в диалоге по проблемам мировой энергетики. Короче говоря, американцы пытаются создать свой глобальный картель потребителей. Один таковой уже действует в Европе – это сам Европейский союз. Функции картеля в той или иной мере свойственны Международному энергетическому агентству, Еврогазу...
Обратите внимание: как только Россия начинает делать серьёзные шаги в направлении формирования правил международной торговли энергоресурсами, на неё тут же сыплются обвинения в том, что для других крупных игроков на мировом рынке энергоресурсов давно уже стало нормой. Мы должны спокойно наблюдать за проявлениями подобной реакции и планомерно отстаивать наши экономические интересы.
Создание «газового ОПЕК» – нормальный процесс, способствующий установлению справедливых правил в торговле природным газом, оптимальных цен на этот вид сырья. Ведь от мировых цен на газ сейчас во многом зависит и уровень жизни граждан России: 45% процентов от долларовой выручки «Газпром» платит в виде налогов, а это позволяет сдерживать относительно невысокие цены на газ внутри страны. Сегодня он у нас примерно в 6–7 раз дешевле, чем в Европе.
Идею создания того, что сейчас всё чаще называют «газовым ОПЕК», лично я высказывал ещё в 1999 году, затем и наш президент ещё в начале своего первого президентского срока стал говорить о необходимости формирования газового альянса. С тех пор во всём мире идёт постепенное привыкание к мысли о неизбежности реализации этого проекта, ведь всюду видим интеграционные процессы, прежде всего в Европе. Сейчас уже как-то подзабылось, что первым инициатором объединения экспортёров природного газа была именно Россия, а не Иран, чьи инициативы в США воспринимают крайне болезненно.
Самое болезненное для политиков и экономистов, представляющих страны-потребители газа, – проблемы ценообразования. Однако большой свободы в этом плане у производителей сырья нет. Во-первых, газ – не единственный источник топлива, он на рынке энергоресурсов конкурирует с нефтью, углём, атомной энергией. Если мы поднимем цены, допустим, в три раза, его же покупать никто не станет. А во-вторых, в международной торговле газом 80% объёмов приходятся на долгосрочные договора, и там формула цен уже определена.
Леонид ГРИГОРЬЕВ, президент Института энергетики и финансов, доктор экономических наук:
– Пока не видно никакой ясной, чёткой инициативы относительно создания «газового ОПЕК», поэтому трудно это обсуждать, слабо представляя предмет обсуждения.
В действительности здесь возникают совершенно разные ситуации, которые у нас почему-то путают. Одна из них связана с созданием неких исследовательских групп по проблемам ценообразования. То есть это – больше научная работа, направленная на изучение будущих рынков природного газа (ибо в газовом мире на сегодня три различные системы ценообразования, между собой плохо связанные). Страны-экспортёры газа обладают полным моральным правом на подобные исследования. Последние, однако, вряд ли имеют много общего с задачами, стоящими перед нефтяным ОПЕК, а скорее, напоминают деятельность Международного энергетического агентства, созданного странами-потребителями.
Что же касается «газового ОПЕК», то мне лично непонятно, зачем нужен этот термин вообще. ОПЕК как картель нефтеэкспортёров создавали для того, чтобы прежде всего поддерживать на оптимальном для них уровне мировые цены на сырьё – путём ограничения добычи нефти. Газовый рынок радикально отличается от нефтяного. У экспортёров газа нет (и в ближайшее время не предвидится) такой проблемы, как ограничение добычи. Ибо спрос в мире на газ огромен, потребности в нём растут. При этом страны, входящие в «газовый клуб», в большинстве своём торгуют и добываемой на их территории нефтью.
Так что совместное изучение газовых рынков экспортёрами и налаживание контактов между ними будут происходить, и это разумно. Об ограничении же добычи речи пока не идёт. Россия, например, осуществляет поставки в Европу по долгосрочным контрактам, которые в принципе не могут согласовываться ни с каким «ОПЕКом», поскольку наша сторона гарантировала объём поставок и цены, определённые чётко и самостоятельно. Эти контракты и какой-либо «ОПЕК» совершенно несовместимы.
Цены на газ ныне высоки во всём мире и вряд ли вскоре будут картельно пересматриваться. В то же время страны-потребители делают совместные наработки на будущее, изучают всевозможные прогнозы, решают проблемы ценообразования, проводят многочисленные конференции. Деятельность этих стран мало походит на какой-то потребительский шантаж. Не думаю, что и производители газа решатся кого-то всерьёз экономически шантажировать, по крайней мере в ближайшей перспективе.