САЙТ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ПЕЧАТИ И МАССОВЫМ КОММУНИКАЦИЯМ.
Мы в соц.сетях: YouTube
  • Главная
  • О газете
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Книжный магазин
  • Контакты
    Логин:
    Пароль:

    Напомнить пароль?

    Вы можете войти как пользователь других сайтов:

    Войти как пользователь
    Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
    Битрикс24
    Livejournal
    Liveinternet
    Используйте вашу учетную запись на Битрикс24 для входа на сайт.
    .livejournal.com
    liveinternet.ru/users/
  • Вход
  • Регистрация
    Логин (мин. 3 символа):*
    Пароль:*
    Подтверждение пароля:*
    Адрес e-mail:*
    Имя:*
    Фамилия:*
    Дата рождения: Выбрать дату в календаре
    Защита от автоматической регистрации
    CAPTCHA
    Введите слово на картинке:*

    Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

    *Поля, обязательные для заполнения.

Литературная газета
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Листаемая версия ЛГ
  • Новости
  • Шорт-лист "Большой книги"
  • Муза Тавриды
  • Молодой Дельвиг
  • Фотоглас
  • Галерея
  • Книжный ряд
  • Золотой запас
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Статьи
  • 2008 год
  • №22 (6174) (28-05-2008)
  • «Есть вещи, которые я должен почерпнуть в русской литературе»

«Есть вещи, которые я должен почерпнуть в русской литературе»

«Есть вещи, которые я должен почерпнуть в русской литературе»

Искусство
Гергиев Валерий

ПЕРСОНА

Нынешний сезон проходит для Мариинского театра под знаком сразу нескольких юбилеев. И это не только «персональные» даты его директора и художественного руководителя – 55-летие, 30-летие дебюта маэстро на мариинской сцене, 20 лет с того дня, как он возглавил коллектив, но и 225-летие основания самого театра. Центральными акциями празднования стали два ежегодных фестиваля, художественным руководителем которых является Гергиев, – VII Московский Пасхальный фестиваль и XVI фестиваль «Звёзды белых ночей». Этот юбилейно-фестивальный разговор начался в Череповце, где проходил один из выездных концертов нынешнего МПФ, и завершился в Большом зале столичной Консерватории – Гергиев верен себе и продолжает пребывать в постоянном движении.

– Как правило, юбилей – это повод оглянуться на прошлое и подумать о будущем. Каково ваше видение этой вехи в истории Мариинского театра? 

– Мы воспринимаем весь уходящий сезон и даже половину следующего как посвящение этой крупной дате – исторической вехе для нескольких поколений артистов Мариинского театра. Я очень хорошо помню, как, будучи совсем молодым дирижёром, пришёл в театр накануне празднования его 200-летия. Тогда всем было понятно, что мы переживаем историческое событие. Подобное происходит и сейчас. Юбилей – это не наше достижение, но это повод ещё раз понять, в каком театре мы работаем, вспомнить его историю и оглядеться, подумать – правильно ли то, что мы делаем сейчас, а если неправильно, то почему и как это изменить. 

– В связи с юбилеем театр взял курс на традицию? 

– Мы, безусловно, подчёркиваем связь, существующую между Джорджем Баланчиным и нашей традицией, не забываем о балетах Михаила Фокина, о великих русских художниках, которые творили так ярко и с таким с блеском для мариинской сцены. Думаю, понятно, почему мы привезли в Москву «Псковитянку» и «Хованщину». Современных постановок в нашем театре, наверное, больше, чем у кого-либо, и совсем необязательно постоянно стремиться к чему-то необычному и ни на что не похожему. Тем более что мы были фактически первыми, кто пригласил к сотрудничеству Дмитрия Чернякова и предложил серьёзную хореографическую постановку Алексею Ратманскому. Хочется сочетать в работе театра творчество лучших английских или немецких мастеров и одновременно искать новые имена в России. В последнее время мы инвестируем много сил в сотрудничество с молодым режиссёром Василием Бархатовым: я поверил в него, и сейчас он работает над оперой «Братья Карамазовы». 

– «Братья Карамазовы» написаны Александром Смелковым по заказу Мариинского театра. Почему вы решили обратиться именно к этому композитору? 

– Смелков умеет работать со словом. Неожиданно для меня он отказался от музыкального языка, который был присущ ему 15–20 лет назад. Сегодня композиторы ищут путь к публике, и я думаю, Смелков понял, что главными составляющими успеха должны стать именно слово и вокал. Композитор не стремится к удивительно сложному оркестровому языку, главное для него – показ сильных эмоций. Все приходят к какой-то высокой простоте – кто-то раньше, кто-то позже. Вопрос только в том, насколько она высокая. 

– В этом году в программах Московского Пасхального фестиваля и петербургского «Звёзды белых ночей» есть блок «для гурманов» – сочинения Анри Дютийе, возможно, маэстро сам приедет в Петербург. А интересует ли Запад современная русская музыка? 

– Музыка Дютийе фактически впервые звучит в таких масштабных российских фестивалях. Я общаюсь с многими крупнейшими современными композиторами и убеждён в том, что поступаю правильно, включая их произведения в свои программы. Труднее будет заставить Европу поверить в то, что и у нас продолжают появляться выдающиеся партитуры. Мы двигаемся в этом направлении: я включил в программы музыку Родиона Щедрина, в скором времени они прозвучат в Лондоне, в Эдинбурге – и это только ближайшие планы. 

– И Пасхальный фестиваль, и следующий за ним «Звёзды белых ночей» имеют общий круг музыкальных тем – Щедрин, Римский-Корсаков. 

– В трудное время, в начале девяностых годов, мы буквально на песке создали фестиваль «Звёзды белых ночей». Всем понятно, что сам феномен белых ночей – это явление природное, а в Петербурге ещё и явление духовное. Но организовать фестиваль – это не удел мечтателя, – нужны гигантские, почти героические усилия. Московский Пасхальный фестиваль с первых дней заявил о себе как крупное культурное событие – в стране настали другие времена. Москва откликнулась сразу, форум оказался интересен публике, и можно было планировать до 80 различных акций, в том числе самых на первый взгляд безумных. Через два-три года я решил пойти не по пути привлечения на Пасхальный фестиваль суперзвёзд, а сосредоточить внимание на композиторах. Это невозможно сделать в Петербурге, при том количестве спектаклей, которое Мариинский театр даёт с сентября по апрель, было бы ошибкой не нацелиться в «Звёздах белых ночей» на ярчайшие имена. Единственное, чего мы не допустим, – это таких концертов, где мировая звезда поёт в микрофон любой репертуар, в том числе далёкий от Моцарта, Верди или Чайковского. 

– В чём вы видите особенность нынешнего Московского Пасхального фестиваля? 

– Удачным было сочетание произведений Римского-Корсакова и Щедрина в концерте-открытии. Я неслучайно обратился к программе, где звучали и увертюра «Светлый праздник», и сюита из «Сказания о граде Китеже». В этих произведениях есть что-то схожее. Мы впервые исполнили «Озорные частушки» Щедрина и, думаю, будем часто их играть. Приятно было видеть в зале самого композитора, который всё более прочно занимает позиции живущего среди нас общепризнанного мастера и едва ли не классика новой русской музыки. Почти 55 лет назад он уже писал замечательные произведения, которые сразу получали известность и с блеском врывались в довольно насыщенную музыкальную жизнь того времени. 

– Изменилось ли что-то в региональном блоке МПФ? 

– Здесь больших изменений нет. По-прежнему хочется, чтобы российские города благодаря нашему приезду получили дополнительный импульс, ответственные люди задумались о создании хороших залов и нормальных условий для получения образования. Дети должны почувствовать, что есть что-то очень крупное и в лучшем смысле слова манящее, зовущее – огромный мир классической музыки. 

– Вы принимаете непосредственное участие в создании концертного комплекса Кавказского культурного центра – на это направлены средства, собранные на вашем юбилейном гала-концерте в Москве. Будет ли этот зал отличаться от других российских? 

– Я уже знаю, как строить залы – есть опыт в Петербурге и опыт работы с архитекторами, в том числе трудный, но всё же очень ценный. Я хочу использовать его в городе, где я вырос. Ко мне постоянно обращаются с просьбами поддержать какие-то начинания в Мичиганском или в Колумбийском университетах, в Лондонском королевском колледже – я являюсь почётным профессором многих университетов. Безусловно, я горжусь, когда мы делаем что-то для Петербургского или Московского университетов – это происходит постоянно. Но иногда нужно вспомнить и о том, кому ты сам обязан, – я обязан и музыкальной школе и общеобразовательной школе во Владикавказе, – и друзья поддержали моё предложение. Средства, которые мы собрали, направлены на то, чтобы проект получил ускорение. Это может быть не такая уж большая сумма, для Москвы она вообще незаметна, а там может существенно помочь. Не хочу, чтобы этот проект застрял в бюрократических трясинах, от чиновников не должно зависеть столь важное начинание. Я думаю, что народ, переживший бесланскую трагедию, заслуживает хороший культурный комплекс не менее, чем какой-либо другой. 

– Какой смысл вы вкладываете в понятие «благотворительность»? 

– Когда человек, имеющий огромный опыт либо огромную энергию, знания, возможности – организаторские или материальные, – в конце концов человек, который имеет имя, формирующее уже целый бренд (как Леонард Бернстайн или Герберт фон Караян), начинает думать о молодёжи, о больных и неимущих и хочет для них что-то сделать. Это и есть настоящая благотворительность, потому что его присутствие уже гарантирует настоящую музыку, гарантирует искренний и профессиональный подход. Кто-то считает, что «благотворительность – это не для меня, бесплатно поют только птицы», но другие люди понимают, что в мире есть нечто, что помогло им, и хотят отдать долг – педагогам, школе, региону, стране. Я попросил принять участие в благотворительном концерте Анну Нетребко, Владимира Галузина, Вадима Репина, Юрия Башмета, и они, в свою очередь, всегда могут рассчитывать на меня. Было бы даже грешно, если бы я об этом не думал. И если я не буду помогать, а положусь на кого-то другого, то сам чисто по-человечески далеко не продвинусь в своих глазах. К сожалению, у меня ограничены ресурсы времени. Если бы я мог заниматься во Владикавказе с молодёжью месяц, год, я бы занимался такой формой благотворительности. Подобной возможности нет, потому что приходится летать между Петербургом, Лондоном, Нью-Йорком, Роттердамом, Веной. 

– Пытаетесь ли вы привнести в практику работы с оркестром Мариинского театра какие-то европейские черты? 

– Сегодня в составе оркестра Мариинского театра яркие музыканты с выдающимися артистическими данными, и я не хочу заставлять играть их, как в Голландии или в Бельгии, даже как в Берлине. У нас своя школа, имеющая право на успех. Свою задачу я формулирую следующим образом: не стараться копировать изумительный Лондонский симфонический или Венский филармонический, с которыми я очень близок и дружу. Есть вещи, которые я должен почерпнуть в русской литературе, в исполнении опер Мусоргского и Римского-Корсакова, симфоний Шостаковича, в балетных партитурах Стравинского – мы плоть от плоти этой традиции, и нам это понятнее. Я дирижировал почти всеми русскими операми, включая недописанные «Сорочинскую ярмарку» и «Женитьбу», и я думал о редакциях «Князя Игоря» или «Хованщины» больше, чем какой-либо живущий дирижёр. Может быть, не какой-либо живущий учёный, но точно больше любого дирижёра.
 
– Мариинский театр является обладателем президентского гранта – возможен ли отдых после напряжённых лет работы? 

– Есть люди, которые смеются: «Они работают день и ночь! Что им надо?» Тем более нам дали гранты, и, казалось бы, сиди себе и выступай четыре раза в год. На самом деле это уже вопрос следующей дискуссии: как гранты распределяются, кто и сколько потратил сил, нервов, пота и крови. Но заставлять всех много работать, чтобы только за это получить помощь государства, тоже нельзя. Мариинский театр сегодня заслуживает тех почестей и поддержки, которые оказывает ему государство. 

Беседу вела Мария ЗУЕВА


Одноклассники
Tweet
Оценить:

(Нет голосов)

Комментарии

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.
 
Другие выпуски
  • 2019 год
    • № 6 (6678) (13-02-2019)
    • № 5 (6677) (06-02-2019)
    • № 4 (6676) (30-01-2019)
    • № 3 (6675) (23-01-2019)
    • № 1-2 (6674) (16-01-2019)
  • 2019 год
Новости
08.02.2019

Библиотеки Москвы создают единое книжное пространство

Сегодня даже в районной библиотеке москвич может найти не только книги, но и разного рода предложения: встречи с любимыми авторами, лекции и даже полиграфические услуги.
06.02.2019

ЛГ в Минске: новые переводы Янки Купалы

Писатель  Максим Замшев презентовал  6 февраля на Международной книжной выставке-ярмарке, проходящей в Минске.

Все новости

Книга недели
От смешного до великого.

От смешного до великого.

Александр Казакевич.
От смешного до великого.
– М.: Центрполиграф, 2019.
– 383 с. –
2000 экз.
В следующих номерах
Колумнисты ЛГ
Очевидец
Рыбас Святослав

Помни Афган!

30 лет назад, 15 февраля 1989-го, советские войска оставили Афганистан... Вспоми...

Очевидец
Неменский Олег

Разбудят ли юго-восток?

На Украине 31 марта должен пройти первый тур президентских выборов, 21 апреля – ...

Блоги
  • #

    Сталин и план Маршалла. Рецензия статьи Юрия Тара

    Валерий Белов

  • #

    3. САМАЯ ЗНАМЕНИТАЯ РУССКАЯ АРИСТОКРАТКА XIX ВЕКА. 3. «Университеты» Е.П. Блаватской.

    Юрий Горбунов

  • #

    Веки Вия

    Николай Юрлов

  • #

    «Я агроном и садовод, слава Богу!..»

    Дмитрий Ермаков

  • #

    Из партизанской семьи

    Дмитрий Ермаков

  • #

    2. САМАЯ ЗНАМЕНИТАЯ РУССКАЯ АРИСТОКРАТКА XIX ВЕКА. 2. «Я – русская душою».

    Юрий Горбунов

  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Листаемая версия ЛГ
  • Новости
  • Шорт-лист "Большой книги"
  • Муза Тавриды
  • Молодой Дельвиг
  • Фотоглас
  • Галерея
  • Книжный ряд
  • Золотой запас
  • Колумнисты
  • Авторы
Мы в соц.сетях: YouTube

© «Литературная газета», 2007–2019
При полном или частичном использовании материалов «ЛГ»
ссылка на www.lgz.ru обязательна.
Администратор сайта: litgazeta.webeditor@gmail.com

Создание сайта
www.pweb.ru

  • Карта сайта
  • Карта проезда
Яндекс.Метрика