САЙТ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ПЕЧАТИ И МАССОВЫМ КОММУНИКАЦИЯМ.
Мы в соц.сетях: YouTube
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Книжный магазин
  • Контакты
    Логин:
    Пароль:

    Напомнить пароль?

    Вы можете войти как пользователь других сайтов:

    Войти как пользователь
    Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
    Битрикс24
    Livejournal
    Liveinternet
    Используйте вашу учетную запись на Битрикс24 для входа на сайт.
    .livejournal.com
    liveinternet.ru/users/
  • Вход
  • Регистрация
    Логин (мин. 3 символа):*
    Пароль:*
    Подтверждение пароля:*
    Адрес e-mail:*
    Имя:*
    Фамилия:*
    Дата рождения: Выбрать дату в календаре
    Защита от автоматической регистрации
    CAPTCHA
    Введите слово на картинке:*

    Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

    *Поля, обязательные для заполнения.

Литературная газета
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Листаемая версия ЛГ
  • Новости
  • Шорт-лист "Большой книги"
  • Муза Тавриды
  • Молодой Дельвиг
  • Фотоглас
  • Галерея
  • Книжный ряд
  • Золотой запас
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Статьи
  • 2008 год
  • №35 (6187) (3-09-2008)
  • Из юристов –в солисты. Из студентов – в профессора

Из юристов –в солисты. Из студентов – в профессора

Из юристов –в солисты. Из студентов – в профессора

Искусство
Болдин Леонид

ПЕРСОНА

На сайте Московской государственной консерватории, в которой, как и во всех учебных заведениях страны, на этой неделе начался новый учебный год, есть замечательный раздел под названием «Студенты». Там перечислены 15 тысяч фамилий – людей, которые в разные годы, начиная с самого первого набора 1866 года, обучались в прославленных стенах музыкальной академии на Большой Никитской. Выбрав в строке поиска цифры 1958, можно в одной из 164 строк обнаружить такую – «Болдин Леонид (сольное пение)». Это имя прекрасно знакомо всем поклонникам оперного жанра и русской вокальной школы. Пять десятилетий выступает он на сцене Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, где исполнил многие из ведущих партий мирового басового репертуара. А много лет спустя после окончания своей alma mater пришёл сюда уже в качестве педагога.
Наш собеседник – народный артист СССР, профессор Леонид БОЛДИН.

– Леонид Иванович, стать студентом столичной консерватории было непросто во все времена. И пятьдесят лет назад, наверное, не менее, а может быть, и более сложно, чем сегодня. Хорошо помните своё поступление? 

– Ещё бы! Ведь в консерваторию я попал не как все. Сначала окончил Саратовский юридический институт. Там активно участвовал в художественной самодеятельности. И однажды меня показали солисту Саратовского театра оперы и балета профессору Юрьянову. Помню, исполнил арию Сусанина и арию Мельника. Михаил Андреевич прослушал и говорит: «Беру вас в свой класс». Так, учась на четвёртом курсе юридического, я поступил на вечернее отделение Саратовской консерватории. Но доучиться мне в ней до конца так и не довелось: через полтора года пришлось уйти. К тому времени у меня родился ребёнок, а жить в Саратове нам было негде. Уехал в Воронеж, где был зачислен старшим юрисконсультом Лискинского отделения Юго-Восточной железной дороги. Проработал там четыре года… 

– И что: о пении молодому юрисконсульту пришлось напрочь забыть? 

– Ну почему же? И здесь принимал участие в самодеятельности: выступал в составе железнодорожного хора, солировал. Правда, пианисток, с которыми можно было бы исполнить какие-то серьёзные вещи, у нас не было. Мы работали с баянистом. Но арию-то под баян петь не будешь… Однако вскоре мне повезло. В наше отделение приехала работать семья, а их дочка училась в консерватории по классу фортепиано. С ней я вспомнил и Сусанина, и Мельника, и варяжского гостя, и, конечно, народные песни. 

А летом 1958-го в Москве проходила декада литературы и искусства Воронежской области. Я попал в число счастливчиков, чьи номера были отобраны (притом комиссией, в составе которой были представитель Министерства культуры и сотрудник Идеологического отдела ЦК партии) для показа в столице. И вот на заключительном концерте в Центральном театре Советской Армии я в сопровождении симфонического оркестра областной филармонии под управлением Гургена Карапетяна исполняю арию Сусанина, завершая своим выступлением первое отделение. За кулисами во время антракта мне сообщают: «Слушай, Болдин, тебя там спрашивают!» «Кто?» – удивился я. И тут же слышу бас: 

– Здравствуйте, я Максим Дормидонтович Михайлов. Может, знаете такого? 

– Конечно… Я слушал вас в Саратове… 

– Молодой человек, а кто вы по образованию? 

– Юрист. Работаю юрисконсультом. А пою – это просто самодеятельность. 

– Как? Юрист – и с таким голосом? Нет, с юриспруденцией вам необходимо заканчивать… 

Вокруг нас уже начинало собираться всякое начальство, и Михайлов обращается к кому-то: «Александр Александрович, надо помочь молодому человеку». «Хорошо, Максим Дормидонтович, мы учтём вашу просьбу». А это был Холодилин, замначальника управления музыкальных учреждений Минкульта. Отсюда всё и завертелось. Холодилин позвонил ректору консерватории, знаменитому Свешникову. Когда я пришёл к Александру Васильевичу, тот направил меня к декану вокального факультета Тицу. «Я дам тебе концертмейстера, – сказал Гуго Ионатанович, – с которым ты решишь, что будешь петь на экзамене». Уже через два дня – второй тур. Прихожу на экзамен в расшитой рубахе навыпуск. «Ну, что вы нам споёте?» – спрашивает комиссия. «Русскую народную песню «Эй, ухнем». И ухнул… По окончании прослушиваний декан подходит ко мне с высоким, под два метра мужчиной: «Я знаю, ваша командировка заканчивается – возвращайтесь в Воронеж. Третий тур петь вам не надо. А это – Александр Иосифович Батурин, солист Большого театра, народный артист РСФСР. Он, если не возражаете, берёт вас в свой класс. Первого сентября мы ждём вас на занятия». Вот так я и поступил в Московскую консерваторию. 

– Я слышал, что профессор Батурин был очень требователен к своим студентам… 

– А как же! Со студентами только так и нужно. Ведь если их распустишь, то они и на занятия будут опаздывать, и приходить с невыученными произведениями… 

– И вы сегодня к своим ученикам так же относитесь? 

– Ну, не так жёстко, конечно, как относились к нам. Но требовать-то с них надо! 

– Согласны ли вы с тем утверждением, что в постсоветское время престиж оперы, да и высокой музыки в целом у нас заметно упал? 

– Конечно, это так. Потому что современная попса заполонила собой всё. Сейчас ведь даже на эстраде крайне мало хороших песен и романсов, которые способны жить долго. В основном – ширпотреб. Но ничего не сделаешь, такая сложная пора. Хорошо хоть телеканал «Культура» балует нас иногда по-настоящему высокими образцами, показывает подлинные шедевры. 

– И каковы, по-вашему, перспективы? Есть, например, достойные преемники у того же студента консерватории Болдина, который почти сразу совмещал своё обучение с работой на сцене Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко? 

–Пока нет. Увы, оскудела Россия голосами. Мало сейчас хороших студентов, которых видно в перспективе. Был у меня один ученик Саша Виноградов: хороший бас, лауреат многих международных конкурсов. Сперва работал в нашем театре, потом в Большом. Но «слинял». Сейчас работает в Schtatz Opera в Германии. 

– А что ж остальные-то студенты? Ленятся? 

– Не столько ленятся, сколько испытывают проблему дарования. Ну не отпущено им Богом таланта в той мере, в которой хотелось бы. В нашем деле ведь очень важно, когда сочетаются и хороший голос, и наличие актёрских данных. А талант певца – он ведь виден сразу! 

Беседу вёл Богдан КОЛЕСНИКОВ


Одноклассники
Tweet
Оценить:

(Нет голосов)

Комментарии

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.
 
Другие выпуски
  • 2019 год
    • № 6 (6678) (13-02-2019)
    • № 5 (6677) (06-02-2019)
    • № 4 (6676) (30-01-2019)
    • № 3 (6675) (23-01-2019)
    • № 1-2 (6674) (16-01-2019)
  • 2019 год
Новости
19.02.2019

«Большая книга» принимает работы авторов

Национальная литпремия «Большая книга» продолжает принимать работы соискателей.
18.02.2019

Разговор о родном

Два дня – 14 и 15 февраля – гостеприимный каминный зал Института мировой литературы имени А.М. Горького радушно принимал в своих стенах знатоков и ценителей творчества Юрия Поликарповича Кузнецова.

Все новости

Книга недели
От смешного до великого.

От смешного до великого.

Александр Казакевич.
От смешного до великого.
– М.: Центрполиграф, 2019.
– 383 с. –
2000 экз.
В следующих номерах
Колумнисты ЛГ
Очевидец
Рыбас Святослав

Помни Афган!

30 лет назад, 15 февраля 1989-го, советские войска оставили Афганистан... Вспоми...

Очевидец
Неменский Олег

Разбудят ли юго-восток?

На Украине 31 марта должен пройти первый тур президентских выборов, 21 апреля – ...

Блоги
  • #

    Сталин и план Маршалла. Рецензия статьи Юрия Тара

    Валерий Белов

  • #

    3. САМАЯ ЗНАМЕНИТАЯ РУССКАЯ АРИСТОКРАТКА XIX ВЕКА. 3. «Университеты» Е.П. Блаватской.

    Юрий Горбунов

  • #

    Веки Вия

    Николай Юрлов

  • #

    «Я агроном и садовод, слава Богу!..»

    Дмитрий Ермаков

  • #

    Из партизанской семьи

    Дмитрий Ермаков

  • #

    2. САМАЯ ЗНАМЕНИТАЯ РУССКАЯ АРИСТОКРАТКА XIX ВЕКА. 2. «Я – русская душою».

    Юрий Горбунов

  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Листаемая версия ЛГ
  • Новости
  • Шорт-лист "Большой книги"
  • Муза Тавриды
  • Молодой Дельвиг
  • Фотоглас
  • Галерея
  • Книжный ряд
  • Золотой запас
  • Колумнисты
  • Авторы
Мы в соц.сетях: YouTube

© «Литературная газета», 2007–2019
При полном или частичном использовании материалов «ЛГ»
ссылка на www.lgz.ru обязательна.
Администратор сайта: litgazeta.webeditor@gmail.com

Создание сайта
www.pweb.ru

  • Карта сайта
  • Карта проезда
Яндекс.Метрика