Стихотворение Иосифа Бродского

Стихотворение Иосифа Бродского

В наше время любое дело быстро специализируется, обрастает терминами, становится «проектом», теряет суть. Сторонники и противники защищают «проект» или борются с ним, высказываются «за» или «против», но при этом имеют в виду бренд, название «проекта» и не задумываются о сути дела. А того человека, который хочет высказаться по сути дела, не понимают, даже презирают, считают дилетантом и начинают выяснять, но не то, что этот человек хотел сказать, а, как  в давние времена: «Ты – чьих?» Человек должен сообщить,  за «красных» он, или за «белых». Сделав такой выбор, человек уже на законных основаниях должен молчать, не говорить по существу вопроса, а «озвучивать» только то, что велят авторитеты.

Обожатели и ненавистники поэзии Иосифа Бродского в полной мере воплощают сказанное. Читающие Бродского разбиты на два лагеря. Читатель, ознакомившись со стихотворением Бродского, обязательно заявляет о своем отношении к поэту. Так раньше было с В.В.Маяковским.  Теперь-то количество стихов Маяковского «в обороте» уменьшилось, остались только хорошо растолкованные, утратившие загадку.

И вот я с удивлением понял, что   некоторые обожатели и ненавистники не понимают  смысла любимых или хулимых ими стихотворений, и громко высказывают свое мнение о поэте Бродском, не умея ответить на простые вопросы: о чем стихотворение и, что тебе в нем нравится/не нравится. Помню, один из обожателей читал Бродского в парной, чем произвел впечатление на голых мужиков и возвысил авуары поэта в нашей банной  компании. Потом случайно выяснилось, что декламатор не понимал смысла им же прочитанного.

Вот тут-то нужны критики. Для того, чтобы разъяснить читателям, по словам Власа Дорошевича, что хотел сказать поэт стихотворением «Птичка Божия…» Тогда каждый сам решит, нравится ли ему стихотворение Бродского, и не обязательно будет записываться в партию сторонников или противников. Разъяснение должно быть проще и понятней, чем произведение, потому что читатель, не разобравшийся в стихотворении, заумное поучение тоже не поймет, а, скорее, и читать не станет.

В качестве примера разберем одно стихотворение. Это финальное стихотворение из сборника  «Часть речи».
 
Меня упрекали во всем, окромя погоды,
и сам я грозил себе часто суровой мздой.
Но скоро, как говорят, я сниму погоны
и стану просто одной звездой.

Я буду мерцать в проводах лейтенантом неба
и прятаться в облако, слыша гром,
не видя, как войско под натиском ширпотреба
бежит, преследуемо пером.

Когда вокруг больше нету того, что было,
не важно, берут вас в кольцо или это - блиц.
Так школьник, увидев однажды во сне чернила,
готов к умноженью лучше иных таблиц.

И если за скорость света не ждешь спасибо,
то общего, может, небытия броня
ценит попытки ее превращенья в сито
и за отверстие поблагодарит меня.

Мне это стихотворение нравится, попробую объяснить, почему.

В первой строфе поэт сообщает нам, что много он претерпел понапрасну. Да и сам он бывает собой недоволен. И предчувствует он скорую смерть, печальное событие, но смерть несет и избавление от повседневных мук, потому что, поэт уверен, он навсегда останется звездой. Так А. С. Пушкин был уверен: «И долго буду тем любезен я народу».

Во второй строфе рассуждение о своей звезде продолжено. Не думаю, что «лейтенант неба» свидетельствует о скромности поэта. Это - поэтический образ: раз звездочка и провода-просветы, значит, лейтенант. Дальше вновь о звезде на небе (а не на погонах), не сияющей постоянно, скрывающейся в облаке. Звезда светит - истинный поэт осознает смысл жизни и суть событий, доносит свет до людей. А народ бежит под натиском ширпотреба, не видя ничего. Перекликается с моим четверостишием «Кризис»:

Никто не изменил своих привычек,
Когда известье скверное пришло:
Все так же люди валят с электричек,
И также покупают барахло.


В третьей строфе о том же: люди не понимают, что вокруг них происходит, особенно, во времена перемен, когда «нету того, что было». Бывает, что поэтическое озарение (сон школьника) дает более точный ответ на важный  вопрос, чем специальная подготовка (таблицы). Мысль, близкая «поэту без диплома».

Четвертая, моя любимая строфа, указывает на главную задачу поэта – помочь людям увидеть мир. Обычный человек живет, как в броне, не понимает, что происходит вокруг него, даже «за скорость света» не скажет «спасибо». Поэт, пробив отверстие в броне, превратив броню обыденной жизни в сито, дает возможность читателю увидеть суть. Как в скоростном поезде «Сапсан», увидев горизонтальные дождевые полоски на окне, человек внезапно осознает огромную скорость поезда, и проникается уважением к создателям этого чуда техники. Продолжу «железнодорожное» объяснение:

Вот поезд мчится. Ты сидишь в вагоне,
 Как будто на диванчике в гостях.
 Вдруг дождь пошел. И от полос оконных
Ты вздрогнул вдруг: «Вот это скоростя!»


Заслуга его в том, считает Бродский, что он показал бесчувственному человечеству, что происходит вокруг. "Я весь мир заставил плакать над
красой земли моей" – стихотворение  Иосифа Бродского перекликается с этой строкой Бориса Пастернака.  


Вот так я понимаю это известное стихотворение Иосифа Бродского.

Поздравляю читателей блогов ЛГ с Рождеством Христовым!
0  
Наталья Денисенко
11 Янв 2018 00:47:09
Михаил,спасибо что привели стихи Бродского,которого очень уважаю и люблю.Даже больше как личность, и за человеческие качества,нежели как поэта.Но и стихи тоже.А вот расшифровывать ничего не надо.Поэзия от этого перестает быть поэзией.Итак все просто и понятно.Зачем же ссылаться на дураков.
Ссылка 0  
0  
Владимир Каминский
17 Янв 2018 14:38:55
Поверить алгеброй гармонию Бродского...по-моему, сизифов труд.
В своё время Сергей Васильев писал в пародии на Пастернака:
Принципиально я надел
На космос коромысло,
Чтоб отличить никто не смел
Бессмыслицу от смысла.  

Интересно, что он бы написал, почитав Бродского...
Ссылка 0  

Новости
14.11.2018

«Слово против катастроф»

Организаторы: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, «Литературная газета», «Российский книжный союз»
Прямая трансляция состоится на нашем сайте 16.11.2018 с 14.00 до 16. 00
08.11.2018

Первый день “Диалога Культур”:

Фильмы, дискуссии, немного укропа и эмоции участников

Все новости

Книга недели
Алексей Баталов. Жизнь. Игра.  Трагедия.

Алексей Баталов. Жизнь. Игра. Трагедия.

Михаил Захарчук.
Алексей Баталов.
Жизнь. Игра. Трагедия. 
– М.: ЭКСМО, 2018. 
– 288 с. –
2000 экз.
В следующих номерах
Колумнисты ЛГ
Кабыш Инна

Хамить разрешается

Я ушла из школы. Мой последний рабочий день пришёлся аккурат на День учителя.

Болдырев Юрий

Авансы японцам

Вопрос о «национальной идее» опять оживляют – теперь к 25-летию Конституции.