ПОСЛЕ НАС РАЗБЕРУТСЯ. О ДВУХ ПРОВИНЦИАЛЬНЫХ АЛЬМАНАХАХ

ПОСЛЕ НАС РАЗБЕРУТСЯ. О ДВУХ ПРОВИНЦИАЛЬНЫХ АЛЬМАНАХАХ

После нас разберутся. О двух провинциальных альманахах

Казалось бы – провинциальная история… Но весьма, на мой взгляд показательная.

Отличный был шанс хотя бы попытаться собрать воедино Вологодское «литературное поле», давно уже размежёванное на два крупных «союза» и ещё несколько мелких (мне известны «Вологодский Союз писателей краеведов» и «Российский союз писателей»). Был такой шанс…

Задуманный в Год литературы администрацией города и «литературной общественностью» альманах, должен был максимально широко представить сегодняшний день литературной Вологды.

Не случилось.

В результате, изданы два альманаха. «Литературная Вологда-2015», в основном представляющая Союз писателей России и близких к нему авторов (хотя есть и представители других союзов). И «Вологодский альманах», в котором широко представлены авторы из Союза Российских писателей, «несоюзные» авторы и представители других творческих союзов.

Некоторые авторы представлены в обоих альманахах. В их числе и я.

Ну, что ж, казалось бы – как получилось, так и получилось… Два альманаха в сумме и представляющие широкую литературную палитру Вологды.

Но нет – появляется статья Виктора Баракова (в газете «Вологодский литератор» (http://literator35.ru/, номер за декабрь 2015 года можно скачать в формате pdf), члена Союза писателей России и автора альманаха «Литературная Вологда – 2015», клеймящая и сам «Вологодский альманах», и его редактора С. Ю. Баранова, и авторов. Виктору  Баракову ответил поэт и прозаик Антон Чёрный

http://www.severinform.ru/abzats/cherniy/684.htm.


Мне кажется вот эти два альманаха и две статьи по их поводу – острие проблемы, на которую и хочу я сейчас взглянуть.

Началось всё четверть века назад (некоторые авторы альманахов моложе или ненамного старше). С распадом СССР распалось не только географическое и политическое единство территории. Распалось единство культуры.  Распались институты культуры – творческие Союзы. В их числе и Союз писателей СССР.

«Почвенники» и «западники», мирно уживавшиеся в едином Союзе, расходились по разным квартирам, причем, не мирно расходились – со взаимными нападками, упреками и т. д. Образовался «Союз писателей России», «Союз российских писателей», «Союз писателей Москвы» и т. д. Это в Москве, где-то ещё. В Вологде разделения не было. Вологодское отделение Союза писателей СССР, практически в полном составе, стало Вологодским отделением Союза писателей России.

А чуть позже в Вологде появилось и отделение Союза Российских писателей (из людей, которые никогда не состояли в Союзе писателей России).

А у более молодых авторов появилась возможность выбирать, в какой союз идти или же, вообще, вне союзов оставаться…

По-моему, если в Москве раскол Союза был, прежде всего, политическим явлением, то в Вологде создание разных союзов и групп – имеет более личностный характер.

Я в 90-х годах пришёл в Вологодское отделение Союза писателей России, в 2002 году стал членом Союза писателей России, рекомендации для вступления в Союз мне давали С. П. Багров, Р. А. Балакшин, А. А. Цыганов. Я вступал в Союз, в котором состояли В. И. Белов, О. А. Фокина другие уважаемые мной писатели, в Союз с великими традициями «вологодской литературной школы».

К сожалению, за последние годы (по-моему), Вологодское отделение Союза писателей России и в творческом и в общественном плане значительно утратило свои позиции. Я неоднократно высказывал своё несогласие с действиями (и «бездействиями») председателя Вологодского отделения СП России М. И. Карачёва и его ближайших сотрудников. Несколько лет назад вышел из состава бюро правления Вологодской писательской организации, а весной прошлого года вынужден был выйти и из состава Вологодского отделения Союза писателей России (но не из Союза писателей России).

Это моя личная история…

Ещё несколько слов об альманахе. Причиной отказа членов Союза писателей России участвовать в едином альманахе под редакторством С. Ю. Баранова (фигура, на мой взгляд, равноудаленная от всех союзов и в то же время авторитетная – профессор, зав. кафедрой) стало нежелание видеть в составе редколлегии некоторых представителей «противоположного» Союза… Я предлагал просто не указывать в альманахе членов редколлегии (пусть бы стояло имя одного редактора) – меня не услышали. Пошли по другому пути.

Никакой тут политики нет, чистой воды субъективизм, возобладавшие личные амбиции.

Что касается «литературного качества» альманахов, то, по-моему, и в том и в другом есть и безусловно сильные материалы, есть и слабые. Но в подобных альманахах, наверное, по-другому и не может быть.

Так как моя повесть «Берег юности» была опубликована в обоих альманахах о работе редакторов («Вологодский альманах» - С. Ю. Баранов, «Литературная Вологда» - А. А. Цыганов) я могу судить, что называется, «на собственной шкуре».

Если С. Ю. Баранов, при подготовке текста к публикации, согласовал со мной исправление каждого слова, каждую запятую и т. д., то А. А. Цыганов, просто взял да и «поправил» мой текст по собственному усмотрению. Поправил, плохо. В одном из интервью А. А. Цыганов сказал, что работал над редактированием сборника «четыре месяца практически круглосуточно». Ну, за четыре-то месяца мог бы и позвонить, обсудить правку. Значит, не захотел. И как я должен к этому относиться? Более того, А. А. Цыганов, тоже не согласовав с автором-поэтом, выкинул из стихотворения целую (и ударную) строфу… Слов нет. Это только то, что я увидел… Я искренне не понимаю, зачем он это сделал. Но называть такую работу профессиональной я не могу.

Так что В. Н. Баракову надо бы и на «свой» альманах объективно взглянуть, если уж так захотелось покритиковать противоположный (ну, промолчите вы – получили своё, издали то, что хотели и успокойтесь)…

Но это всё пройдёт. Текст моей повести без «правки» А. Цыганова опубликован уже в нескольких журналах («Подъём», «Двина», «Наш современник»), личная обида (а она была: кто ж так делает-то, Александр Александрович?) прошла… Пройдут и все наши нынешние несогласия, амбиции, даже «союзы» пройдут… Останется то, что должно остаться – литература, правда… После нас разберутся.

 

Новости
20.09.2018

Ограблен директор музея-квартиры Александра Солженицына

СМИ сообщают, что некий (уже задержанный полицией) гражданин Армении сумел мошенническим путём выманить 12 млн рублей у директора мемориального музея-квартиры А. И. Солженицына.
20.09.2018

Учитель нацелился на Шостаковича и Гузель Яхину

Алексей Учитель поделился своими творческими планами. Кинорежиссёр сообщил, что находится в поиске сценариста, который бы помог осуществить его давнюю мечту – снять фильм о Шостаковиче.

Все новости

Книга недели
Палата № 26.  Больничная история.

Палата № 26. Больничная история.

Олег Басилашвили.
СПб: Лимбус Пресс, ООО «Издательство К. Тублина», 2018.
– 240 с. – 3000 экз.
В следующих номерах
Колумнисты ЛГ
Болдырев Юрий

Скрытый дефолт

Два десятилетия после дефолта 1998 года. К десятой годовщине опубликовал в «ЛГ» ...

Акоев Владимир

«Толстяк», уходи!

Ядерное оружие против мирных людей использовали дважды в истории. Первый раз – 6...