Послесловие к "Рубцовской осени"

Послесловие к "Рубцовской осени"

Получил письмо, которое очень точно отражает суть, зачастую, потребительского отношения музыкантов к поэзии. Вместо того, чтобы пытаться подняться до уровня больших поэтов (или уж не трогать их) - пытаются переделать стихи "под себя", опошляют...


На концерте было… тихо!

Последний день «Рубцовской осени»  выдался как на заказ – небо синее, а вокруг концертной площадки замерли в своем последнем в этом году красно-жёлтом наряде деревья.

Я с удовольствием уселся на скамью. Огляделся…

Поначалу возникло некоторое неудовольствие – маловато зрителей. А потом успокоился – пришли именно те, кто всей душой любит поэзию Рубцова. А среди зрителей и выступавших были люди из Саратова, Петербурга, из других дальних мест…

И на концерте было тихо!

Звучали только песни Рубцова и аплодисменты. За всё длительное время концерта – ни одной реплики, никаких разговоров, всё внимание к сцене.

Тихо, как в храме!

А ведь и сам Рубцов любил эпитет «тихий»: «тихая моя родина», «тихий, как мечтание», «тихо ответили жители»…

Песен на стихи Николая Михайловича было исполнено немало – и хороших, и … разных. Разных в смысле степени таланта композиторов их написавших. Но разве запретишь человеку переложить на музыку понравившиеся стихи? Видимо, обманывает, кажущаяся предельная простота рубцовских строк. А в этой «простоте» глубокий смысл, постичь который не каждому по силам. Неудачи постигают композиторов тогда, когда они «омузыканивают» стихи явно не песенные.

Некоторые исполнители даже позволяют себе переделывать стихи Рубцова «под себя». Например, у Рубцова в стихотворении «… в Сиперово, в лес…», а спели «… за деревню в лес». Мол, кто знает, что такое Сиперово! Да и «Сиперово» - это так не музыкально!

А дело в том, что это не песенный текст, не частушечный. Это просто стихи. И стихи прекрасные.

Явно не песенный текст и другого, может, самого лучшего стихотворения Рубцова «Зелёные цветы», и не стоило музыканту тратить время, чтобы написать к нему мелодию.

Это при том, что Рубцов оставил много стихотворений, которые сам обозначил, как «песни», которые сам пел. Например: «Осенняя песня», «Зимняя песня», «Морошка», «В горнице» и многие другие…

Хотелось бы пожелать музыкантам быть более требовательными к себе. Ведь, как говорится, лучше меньше да лучше…

И всё же – на концерте было тихо! Это подтверждение истинной любви к поэту Рубцову.

Виктор Тарасевич.

Новости
23.09.2018

Назначен руководитель департамента культуры Москвы

«Литературная газета» поздравляет Александра Кибовского с назначением на должность министра правительства Москвы, руководителя департамента культуры столицы.
20.09.2018

Ограблен директор музея-квартиры Александра Солженицына

СМИ сообщают, что некий (уже задержанный полицией) гражданин Армении сумел мошенническим путём выманить 12 млн рублей у директора мемориального музея-квартиры А. И. Солженицына.

Все новости

Книга недели
Палата № 26.  Больничная история.

Палата № 26. Больничная история.

Олег Басилашвили.
СПб: Лимбус Пресс, ООО «Издательство К. Тублина», 2018.
– 240 с. – 3000 экз.
В следующих номерах
Колумнисты ЛГ
Болдырев Юрий

Скрытый дефолт

Два десятилетия после дефолта 1998 года. К десятой годовщине опубликовал в «ЛГ» ...

Акоев Владимир

«Толстяк», уходи!

Ядерное оружие против мирных людей использовали дважды в истории. Первый раз – 6...