РЕМЕСЛО, МАСТЕРСТВО, ТРАДИЦИЯ - 4

РЕМЕСЛО, МАСТЕРСТВО, ТРАДИЦИЯ - 4

РЕМЕСЛО, МАСТЕРСТВО, ТРАДИЦИЯ - 4
Другим древнейшим видом ремесла является гончарное дело.
Из поколения в поколение передавалось на Руси гончарное ремесло, совершенствовались технические приёмы и способы художественной обработки, складывались определенные формы вещей. О глубочайшей древности гончарного искусства говорит то, что именно керамические изделия и их осколки, являются самыми частыми и многочисленными находками археологов. По типу гончарных изделий, по орнаменту на них – учёные разделяют племена и эпохи… Например, одна из первобытных археологических культур - «каргопольская культура», существовавшая в IV – III тысячелетиях до н.э. выделяется по типу керамики, украшенной простейшим ямочно-гребенчатым орнаментом. И совсем неслучайно именно Каргополь уже в XVII – XVIII веках славился  производством архитектурной керамики – изразцов, а глиняная каргопольская игрушка известна и сегодня…
Действительно, казалось бы, чего проще – слепить из глины плошку. Но постепенно человеку приходило желание иметь плошку прочную, ровную, края этой «плошки» подрастали, увеличивалось количество форм изделий из глины. Ох, не сразу додумались люди до гончарного круга – не тысячи ли лет ушли на то, чтобы от лепки перейти к выгонке изделия на крутящейся подставке (именно подставки на палке, которые легко можно поворачивать, зафиксированы, как переходная форма от лепки к гончарному кругу).
Долгое время, лепная и круговая керамика сосуществовали. В том же Минине на берегу Кубенского озера, в слоях датируемых Х веком нашей эры находят как лепные изделия, так и выгнанные на гончарном круге.
Кстати, слово «гончар» не от выгонки ли на круге чары. А с чарами совершали магические обряды (вызывания дождя?) чародеи. И орнамент, наносимый на керамическую посуду, как и вышивка – не случаен, несёт сакральную мысль.
Разумеется, развивалось гончарное производство повсеместно, однако же были и особо развитые в гончарном деле регионы (опять же, прежде всего там, где были запасы глины).
«В Кадниковском уезде издавна процветало изготовление глиняной посуды и игрушек. До сих пор летом по Кубенскому озеру на больших лодках, а зимой на санях по всем трактам перекупщики посуды у кустарей-гончаров развозят ее по сельским весям. Как и все в разнообразном проявлении прикладного искусства пало и гончарное дело, но и теперь попадается чудеснейшая по формам посуда и замысловато-трогательные игрушки прекрасного обжига и красочной глазури. Гончарное посудное и игрушечное дело имело некоторое развитие в Тотемском уезде», - писал И. Евдокимов в начале прошлого века.
А вот как описывал в своём очерке известный вологодский журналист Альберт Варюхичев работу гончара из деревни Ситской Кирилловского района А. П. Левашова уже в 70-е годы 20-го века (думается она мало чем отличается от работы гончара, например, в 15 веке) : «… сходил в гончарню, привёз на чунках-саночках домой кадушку с глиной, с осени накопанной в запас. Когда она оттаяла, залил родниковой водой… Выквасив глину, переложил её без воды в цинковую ванну, выбрав попутно травинки, камушки. И началась «топтушка»: босиком старик мял глину, пяткой, привычно ощущая любой не замеченный глазом комочек. И наконец настал момент, когда он сел за ножной гончарный круг… привычно взял ком глины, смял из него катыш и, утвердив на середине круга, стал вращать босыми белыми ногами тяжёлое маховое нижнее колесо. И начало свершаться чудо: глина стала оживать под широкими, лопатистыми его ладонями, под чуткими, как у пианиста, пальцами, вытягиваясь вверх, расширяясь и утончаясь, вырастая, как будто сама по себе, в изящный, влажно блестящий кувшинчик… Не останавливая круга берёт  гончар обеими руками медный волосок и, натянув его, срезает на ходу «цветок» заподлицо, под самым основанием». А после доработки кувшина на ручном круге и просушки, мастер приступает к обжигу. «И вот принялся он за самое главное: обжиг изделий в горне. Вверх дном, по сортам, осторожно уложил их мастер в четыре ряда на кирпичном поду. Топку под подом набил сухими, звонкими еловыми поленьями. Здесь тоже секрет: для горна годится сосна или ель, но никак не берёза – из неё слишком крепкий уголь выходит, весь низ у посуды сгорит от лишнего жара. Вспыхнули дрова, загудело пламя. Ну, теперь держись, гончар!.. Две ночи не спать, следить неустанно за жаром…»
Вот такая технология. И сегодня есть мастера – крутят гончарный круг, обжигают живую глину, выставляют звонкий свой товар на ярмарках.
 

Новости
23.09.2018

Назначен руководитель департамента культуры Москвы

«Литературная газета» поздравляет Александра Кибовского с назначением на должность министра правительства Москвы, руководителя департамента культуры столицы.
20.09.2018

Ограблен директор музея-квартиры Александра Солженицына

СМИ сообщают, что некий (уже задержанный полицией) гражданин Армении сумел мошенническим путём выманить 12 млн рублей у директора мемориального музея-квартиры А. И. Солженицына.

Все новости

Книга недели
Палата № 26.  Больничная история.

Палата № 26. Больничная история.

Олег Басилашвили.
СПб: Лимбус Пресс, ООО «Издательство К. Тублина», 2018.
– 240 с. – 3000 экз.
В следующих номерах
Колумнисты ЛГ
Болдырев Юрий

Скрытый дефолт

Два десятилетия после дефолта 1998 года. К десятой годовщине опубликовал в «ЛГ» ...

Акоев Владимир

«Толстяк», уходи!

Ядерное оружие против мирных людей использовали дважды в истории. Первый раз – 6...