РЕМЕСЛО, МАСТЕРСТВО, ТРАДИЦИЯ - 5

РЕМЕСЛО, МАСТЕРСТВО, ТРАДИЦИЯ - 5

Ремесло, мастерство, традиция – 5

Самым доступным и естественным материалом для русского (и особенно северорусского) мастера было дерево. Для работы с деревом первоначально достаточно двух инструментов – топора и ножа. Топор и нож, наверное, и есть самые древние и оружие и орудия с тех пор, как человек перестал использовать для труда «палку-копалку», а для охоты и войны – дубину…
С топором и ножом русский человек шёл по жизни, с ними же уходил в мир иной. Обязательным атрибутом древнерусских погребений были ножи (причём, не только в мужских захоронениях, но и в женских и детских) и топоры (в мужских).
«Вологжане на ножах спят», «вологодские с ножиками гуляют» и т. д. – варианты поговорки отражающей и характер (нож и в опасности выручит) и бытовые реалии – всё необходимое в быту можно было сделать ножом и топором. Вологодский поэт Станислав Кокорин так обыграл эту поговорку:
«Ну какой же вологжанин без ножа!
Не берёт того ножа даже ржа.
За версту он бросит нож прямо в цель,
И огромную ножом свалит ель.
Ну а если вологжанин взял топор…»  т. д.
С деревом обязан был уметь работать каждый мужчина ещё и совсем недавно – хотя бы пилить и колоть дрова… И я, до семнадцати лет живший на городской окраине в деревянном доме с печным отоплением, с детства знал (и не только на словах), что «вся сила у мужика от топора и колуна».
Но в работе с деревом выявлялись и истинные художники, делавшие из бытовых вещей – произведения искусства. Правда, ни сами мастера, ни те кто пользовался их изделиями не знали и слов-то таких: «произведение», «искусство». Но понимание красоты, конечно, было. И стремление к красоте было.
«Северная Россия естественно должна была принимать самое усиленное участие в развитии деревянного прикладного искусства. Создавшая лучшую славу всего русского искусства – деревянное зодчество – Северная Россия до сего дня продолжает большую часть своих сооружений и вещей быта производить из деревянного материала.
Все эти предметы домашнего хозяйственного и церковного обихода из дерева – пяла, прялки (копылы), набилки (батаны), донца, светцы, столы, столешницы, скамьи, лавки, коники, поставцы, кровати, швейки, люльки (зыбки, колыбели), стульчики, полки, киоты, шкафики, запоры, ковши, ложки, рамки, вальки, трепала, гребни, скобкари (скопкари), солонки, божницы, блюда, ларцы, ендовы, братины, игрушки – кони, фигуры птиц, коров, медведей, лошадей и пр., ступки, кружки, сундуки, крышки от сундуков, сани с их спинками, дуги, клещи, салазки, телеги, пристеж, пряничные доски, оконные наличники, дверные косяки, столбы, трапезные, клейма, крыльца, ворота, решетки, тябло с резными образами, рубанки, фуганки, церковные подсвечники, свечные ящики, складные аналои, клиросы, аналои, могильные кресты, дарохранительницы, церковные двери, венцы, синодики, указки, потиры, дискосы и пр. положительно завораживают живым исполнением, неисчерпаемой выдумкой, бесконечным разнообразием форм, линий, цветов, красок. Несомненно – это огромное искусство, созданное изумительно одаренным и влюбленным в красоту народом», - будто поэму писал – перечислял Иван Евдокимов.
От «большой формы» - избы, срубленной так, что сто, а то и двести лет простоит, да ещё и украшенной конём-охлупенем, резными наличниками, до «малой формы» - посуды, шкатулок, игрушек – всё делалось из дерева. А ещё изделия из бересты – плетение, тиснение и резьба по бересте, а ещё «корзинное дело» - всё от леса, от дерева…
Я помню, как в детстве впервые побывал за стенами Спасо-Прилуцкого монастыря под Вологдой. В то время там был музей. Там впервые увидел деревянную церковь, перевезённую в музей с берега Кубенского озера, из обители святого Александра Куштского. И там же, в одном из музейных залов, был поражён деревянными скульптурами Христа…
Был, оказывается, такой род «церковного» творчества – скульптурные деревянные изображения Христа или, реже, святого Николая. Подобные скульптуры стояли во многих храмах, и хотя многократно осуждались и даже запрещались официальными церковными властями, дожили до нашего времени.
Или другой, казалось бы, прикладной вид работы по дереву, тоже превратившийся в особый род художества – пряничные доски.
Об украшении одного из древних и наиболее популярных изделий русской кулинарии – печатном прянике мы можем судить и сегодня по этим доскам: фигуры зверей и птиц, надписи и узоры из цветов и трав…
Так в русском прянике (наиболее известными стали – тульские) и в пряничных досках соединилось мастерство резчика по дереву и пекаря.
Другое важнейшее изделие из дерева – прялка.
Образ пряхи в народной мифологии столь же сакрален, как и образ кузнеца. В античном мифе богини судьбы – Парки прядут нити человеческой жизни. У древних греков пряхам покровительствовала Афина, у славян-язычников – Мокошь, а позднее, в средневековой Руси – Параскева-Пятница.
Известно, что на территории нашей страны прялки существовали уже в эпоху неолита. Об этом говорят находки археологов в Вологодской области на реке Модлоне. При археологических раскопках в Новгороде были обнаружены гребни, лопасти и донца прялок, относящихся к XI-XV векам.
Русская прялка – это стоячок в виде лопасти с гребнем, крепящийся под прямым углом к подставке-донцу, на которое садится пряха. Обычно прялки делали  из пня с корнем («кокоры»), называли их  «копылы» или «кокорицы». Бывали и составные прялки: отдельно донце и прикреплённая к нему вертикальная часть.
Прялка и веретено – обязательные орудия труда русской девочки-девушки-женщины. Прялки дарили отцы дочерям, женихи невестам. И, разумеется, старались сделать их как можно лучше, удобнее, красивее, украшали резьбой или расписывали красками. Красивую, прочную, удобную прялку хранили и передавали из поколения в поколение (потому-то так много прялок в нынешних музеях).
Изготовление прялок продолжалось до 1930-х годов, когда производство собственных тканей в деревнях было окончательно  вытеснено покупными материями.
Не забудем что и ткацкие станки – «кросна», делались полностью из дерева, и надо было быть настоящим мастером, чтобы сделать такой станок.
Ещё яркая область народного творчества – деревянная игрушка, создававшаяся на забаву детям. И сколько же было радости для ребятишек в этих движущихся фигурках медведей-кузнецов, дёрнешь одну реечку – один медведь с размаху бьёт молотом по наковальне, дёрнешь другую – другой. Или кони на колёсиках… Впрочем, игрушек разных видов было множество. Да и сами мальчишки могли сделать с помощью ножа простейшую игрушку – кораблик, что пускали весной в весёлый ручей, саблю, которой отважно рубили крапиву…
Резьбой прорезной или выемчатой украшались наличники окон, прялки, мебель, посуда…
Взять только, например, солонку: сделана она из цельного куска дерева в виде утки – сакральной птицы древнейшей мифологии (помните – в «утке яйцо, в яйце игла, на конце иглы смерть Кощеева»). Обязательно украшена она солярными (солнечными) знаками – многолепестковыми кругами. И это не случайно, ведь соль – частицы солнца на земле, соль – даёт вкус любой пище, соль помогает запасти пищу, т. е. выполняет солнечную живительную функцию…
А ещё из дерева делали лодки (разных видов: долблёнки, шитики, плоскодонки и т. д.) – особое мастерство и искусство, ладили мельницы водяные и ветряные, ставили часовни и церкви, амбары и дома-хоромы…  
Особый пласт – музыкальные инструменты, от простой барабанки  (доски на верёвке и двух палочек), и рожка скрученного из бересты, до гуслей, балалаек, а позже и гармошек – всё умели делать деревенские мастера…  
Отдельное ремесло – изделия из бересты: туеса, пестери, корзины плели повсеместно. Резьбой, росписью, тиснением по бересте украшали шкатулки.
Тиснение и плетение из бересты широко бытовали на Севере. Ими славился Великий Устюг. Берестяной промысел сложился в Шемогоди, с конца XVIII века славились изделия местных резчиков по бересте. Жив этот промысел («шемогодская резьба») и сегодня.
 

Новости
14.11.2018

«Слово против катастроф»

Организаторы: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, «Литературная газета», «Российский книжный союз»
Прямая трансляция состоится на нашем сайте 16.11.2018 с 14.00 до 16. 00
08.11.2018

Первый день “Диалога Культур”:

Фильмы, дискуссии, немного укропа и эмоции участников

Все новости

Книга недели
Знаем ли мы всё о классиках мировой литературы?

Знаем ли мы всё о классиках мировой литературы?

Мария Аксёнова. Знаем ли мы всё о
классиках мировой литературы?
М.: Центрполиграф, 2018  –
318 с. – 3000 экз.
В следующих номерах
Колумнисты ЛГ
Макаров Анатолий

Заветные «мрии»

Советская вольномыслящая интеллигенция Украину недолюбливала. Бывало, сообщишь з...

Волгин Игорь

Нигилисты тоже любить умеют

Эти северянинские строки я впервые открыл для себя в далёком детстве. Особенно п...