РЕМЕСЛО, МАСТЕРСТВО, ТРАДИЦИЯ - 6

РЕМЕСЛО, МАСТЕРСТВО, ТРАДИЦИЯ - 6

Ремесло, мастерство, традиция - 6
Ткачество – ещё одно необходимое для жизни ремесло, развившееся и в художественные промыслы.
На русском Севере главная культура для ткачества – лён. «… в разговоре о прошлом нашего народа культуру тканья можно поставить наравне с культурой земледелия или же строительства. Трудно даже предположить, из каких веков, из каких древних времён тянутся к нам льняные нити холщовой основы», - писал В. И. Белов в очерке «Спутник женской судьбы» из знаменитого «Лада», в котором досконально, от семечка до производства всех видов тканей описал все этапы работы со льном. Здесь же мы лишь обозначаем основные ремёсла и промыслы, к которым относится и ткачество.
Ткачество с давних времен составляло исконное занятие русской женщины. Ещё до 30-х годов ХХ веков оно было распространено в русских деревнях почти повсеместно. В каждой крестьянской семье женщины изготавливали домотканое полотно. Из него шили одежду, скатерти, простыни, полотенца и другие необходимые в быту предметы. В любой избе имелся самодельный ткацкий стан (кросна), представлявший собой сложную деревянную конструкцию. Говорят, что северные деревенские дома такие большие ещё и потому, что осенью, после окончания полевых работ, в них собирались, хранившиеся до этого в разобранном виде, кросна, занимавшие много места. Техника тканья была непростой. «За день хорошая мастерица ткала одну стену  холста. Две стены – около пятнадцати метров – назывались концом», - пишет Василий Белов.
Кроме гладкой холстины, деревенские мастерицы выполняли и ткани с узором. При этом приемы тканья ещё более усложнялись за счёт различных специальных приспособлений, с помощью которых на станке набирался тот или иной узор. Способы украшения тканей орнаментом известны с давних пор. В древних поселениях восточных славян археологами найдены фрагменты узорных тканей X-XII веков. Узорное ткачество нередко совмещалось с вышивкой, набойкой, кружевом.
Некоторые виды работ с тканями становились самостоятельными промыслами. Например, производство «набивных тканей», когда узоры печатали по белому или окрашенному холсту с помощью деревянных форм.
Набойным промыслом занимались целые уезды России. Из набойки шили мужскую и женскую одежду, церковные облачения, скатерти, пологи и т. д. Набойка была и в крестьянской избе, и в домах зажиточных горожан.
В XIX веке во многих уездах изготовляли кубовую набойку – ткань с белым узором на синем фоне. На белый холст наносили узор с доски, покрытой «вапой» - смесью глины, купороса и клейкого вещества. Затем ткань опускали в чаны с синей краской, и она окрашивалась, а узор оставался белым.
7
Вышивка была едва ли не самым развитым и распространенным видом женского рукоделия и очень давним. Неслучайно именно в орнаментах и узорах вышивки сохранились сюжеты древних верований и обрядов. Чаще всего это вышивка красными нитями по белому полотну. А изображались: женские фигуры (Мать-сыра Земля или Макошь), олени, кони и всадники, плавающие и летящие птицы. По словам академик Б. А. Рыбакова: «история культа великой богини жизни оказалась написанной не римскими или греческими учеными, а архангельскими и вологодскими вышивальщицами красными нитями на белом полотне».
К концу XIX века во многих областях образовались вышивальные промыслы. В свободное от полевых работ время, особенно в долгие зимние дни, крестьянки садились за пяльцы и расшивали полотенца, скатерти, рубахи, передники, края простыней – подзоры. Впрочем, вышивкой с не меньшим усердием, чем крестьянки, занимались и девушки и женщины высших сословий. Вышивали крестиком, гладью. Особо ценилось золотошвейное мастерство.
От простейшего, но с вышивкой «Кого люблю, тому дарю», кисета до шитых шёлком и золотом церковных покровов – всё это вышивка, мастерство женских рук и талант народа на создание красоты.  
8
А ведь не так давно и появилось это, казалось бы исконно русское искусство в наши деревнях и городах – в  XIX веке. Кружевные промыслы возникли тогда в Ельце Орловской губернии, в Тверской губернии, и в Вятке… Особо славится и поныне, появившееся в то же время Вологодское кружево.
… Постукивание, позвякивание, то звонкое, то глухое коклюшек; крепкий щёлк булавки, втыкаемой в набитую сеном подушку-куфтырь; и едва слышный певучий звук – то задела мастерица коклюшкой натянутую как струна нить… Звуки эти привычно родные во многих вологодских домах, и в крепких избах села Кубенского, и соседних деревенек, и в купеческих домах городка Кадникова… И заплетается вкруг игольных головок нитка белая, и рождается  чудо, диво-дивное, морозный, снежинчатый узор-кружево…
Бывало, в прежние времена узоры кружевные с морозного окна и срисовывали, потом на сколок узор переносили, и был тот сколок не картонный как нынче, а берестяной…
И верится, что через века и века тянется в наше время кружевная нить… Но, если обратиться к документам – вот, кажется,  первое упоминание о кружеве на Вологодской земле: "сговорная грамота" из 1612 года по поводу женитьбы крестьянина Спасо-Прилуцкого монастыря Марка Скоровского, где записаны «две шапки женских камчатых, лазорева да красная, одна с круживом жемчужным". В описи другого вологодского жениха 1670 года можно прочесть про "охабень жёлт, камчат, круживо серебряное…»
А теперь надо признать, что «круживо» из 17 века если и имеет, то очень далёкое отношение к тому вологодскому кружеву, которое знаменито сегодня на весь мир.
Появилось вологодское кружево, в нынешнем понимании этого явления (или предмета искусства), не ранее первой половины 19 века, вслед за пришедшей в светские салоны Петербурга модой на голландское кружево. В дворянских усадьбах вокруг Вологды появляются свои мастерские, где обученные, приглашенными из столиц мастерицами, крепостные крестьянки и плели кружева, но не просто копировали иностранные образцы, а вносили и своё – фантазию и душу вкладывали в нитяные узоры. Да и зачем какие-то заморские образцы, если, и правда – только глянь на стекло морозное, на снежинку тихо севшую на варежку… Из усадебных мастерских перешагнуло это искусство и в крестьянские избы, став серьезной статьей дохода для крестьянских семей.
«В Вологде главное занятие небогатой женщины, девицы и девочки лет с семи – плетение кружева», - уже в 1860 году писалось в журнале "Акционер"…
…И сегодня не умерло старинное искусство, славный народный промысел: в Вологде действует губернаторский колледж (в недалеком прошлом профессионально-техническое училище), где девушки обучаются профессии кружевницы, работает Вологодская кружевная фирма «Снежинка», создан музей кружева…
 

Новости
14.11.2018

«Слово против катастроф»

Организаторы: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, «Литературная газета», «Российский книжный союз»
Прямая трансляция состоится на нашем сайте 16.11.2018 с 14.00 до 16. 00
08.11.2018

Первый день “Диалога Культур”:

Фильмы, дискуссии, немного укропа и эмоции участников

Все новости

Книга недели
Знаем ли мы всё о классиках мировой литературы?

Знаем ли мы всё о классиках мировой литературы?

Мария Аксёнова. Знаем ли мы всё о
классиках мировой литературы?
М.: Центрполиграф, 2018  –
318 с. – 3000 экз.
В следующих номерах
Колумнисты ЛГ
Макаров Анатолий

Заветные «мрии»

Советская вольномыслящая интеллигенция Украину недолюбливала. Бывало, сообщишь з...

Волгин Игорь

Нигилисты тоже любить умеют

Эти северянинские строки я впервые открыл для себя в далёком детстве. Особенно п...