САЙТ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ПЕЧАТИ И МАССОВЫМ КОММУНИКАЦИЯМ.

Страсти по Дмитрию Быкову

22.04.2019
Страсти по Дмитрию Быкову Пока писатель лежал в коме, ему активно перемывали косточки.

Место встречи изменить нельзя

18.04.2019
Место встречи изменить нельзя Новый сезон проекта «Встречи с писателями» стартует в «Библионочь – 2019».

Наградили за русофобию?

15.04.2019
Наградили за русофобию? Народ в России возмутился награждением грузинского режиссера Отара ИОСЕЛИАНИ.

Венгерские мотивы

23.04.2019
Венгерские мотивы В рассказ Владимира ЛОРЧЕНКОВА не только детство и Венгрия, но еще и писатель ПРОХАНОВ.

«Сибирский тракт». Часть вторая

19.04.2019
«Сибирский тракт». Часть вторая «Литературка» продолжает знакомить читателей с поэтическим товариществом «СТ».

Не играйте в шахматы с китайцами

14.04.2019
Не играйте в шахматы с китайцами В одном из рассказов Вячеслава ХАРЧЕНКО вы найдете четкий ответ – почему не стоит этого делать.

Главред «ЛГ» Максим Замшев в гостях у радио Mediametrics

Смотреть все...

Писатели, которые потрясли мир

20.04.2019
Писатели, которые потрясли мир Владимир СПЕКТОР пишет об увлекательной книге Елены САЗАНОВИЧ.

Речной иконостас

15.04.2019
Речной иконостас О новом сборнике стихов Алексея ПОЛУБОТЫ «Вечность» рассказывает Юлия СКРЫЛЕВА.

О мертвом поэте замолвите слово

13.04.2019
О мертвом поэте замолвите слово Владимира ГОГОЛЕВА тридцать лет назад убили неизвестные. Друг поэта Николай СМИРНОВ делится воспоминаниями.
  1. Нужны ли в современной России толстые литературные журналы?

Ассанжа нельзя экстрадировать в США

21.04.2019
Ассанжа нельзя экстрадировать в США С таким заявлением выступил Международный ПЕН.

О пожаре в Notre-Dame de Paris – стихами

18.04.2019
О пожаре в Notre-Dame de Paris – стихами Надежда ОСЬМИНИНА пишет о громком событии и о том, какие чувства оно вызвало в ее душе.

Отмывание денег глазами писателя

16.04.2019
Отмывание денег глазами писателя Андрей РУБАНОВ об особенностях отечественного капитализма.

Слава русской гармони!

Слава русской гармони!

Слава русской гармони!

Густой и звонкий голос гармони встряхнул здание администрации Вологодского района. Это Александр Механиков привез показать свой новый музыкальный инструмент – настоящую нижегородскую гармонь, ну, и как же было не попробовать её на звук… На гармони красуется и фамилия мастера – Мякушев. Ручная работа…

Александр Анатольевич Механиков известен в Вологодском районе, да и за его пределами, как фермер. Он со своим небольшим, но дружным коллективом занимается разведением овец романовской породы, крупного рогатого скота, сеет и убирает травы и зерновые. В этом году Механиковы выиграли грант на развитие семейной фермы, деньги на приобретение молодняка КРС и техники уже получены, грант успешно реализуется.

Надо сказать, что Александр Механиков – потомственный зоотехник. Этой специальности посвятили свою жизнь его родители. Жена, Марина Вениаминовна, тоже зоотехник. Родился Механиков в Молочном, а детство и юность прошли в соседнем селе Куркино. Закончил Куркинскую школу, потом учился в Молочном институте, работал главным зоотехником, потом вместе с женой создал собственное крестьянское хозяйство.

Но Александр Механиков еще и гармонист. Он постоянный участник областных и межрегиональных «гармонных» мероприятий, и на праздниках (например, окончание посевной в районе) не отказывается взять в руки гармошку и спеть хорошую песню.

- Когда вы заинтересовались гармонью? - спрашиваю.

- Отец у меня был очень хороший гармонист. Так что с самого детства я слышал гармонь. Но сам начал играть уже после армии, - рассказывает Александр Анатольевич. - Помню, что в 70-е годы гармошка не очень-то приветствовалась «официальной» культурой. Нет, играть было не запрещено, гармони продавались в магазинах, но считалось, что это какой-то «низкий жанр». Но люди играли. У нас в Куркино жил Николай Сергеевич Смирнов, обычный рабочий совхоза, очень хороший человек, труженик. В праздники он выходил с гармошкой играть  на улицу. Помню его игру…

В середине 80-х годов, когда Александр Механиков вернулся из армии, многое в нашей стране менялось. В том числе и отношение к русской гармони. Появилась на телевидении передача Геннадия Заволокина «Играй гармонь». Самодеятельные клубы гармонистов стали создаваться по всей стране. В Вологде страстным пропагандистом гармони стал журналист областного радио Николай Коробов.

- В 1986 году стали собирать в Вологде гармонистов, в основном, в парке ВРЗ они играли. Я сначала не участвовал, ездил просто посмотреть, послушать. Там было много хороших старых гармонистов, которые виртуозно играли на кирилловских гармонях.
Например, Василий Васильевич Невзоров, его многие помнят. Я думаю, что это – непревзойденный гармонист… С Николаем Александровичем  Коробовым я и до сих пор вижусь каждый год на фестивале «Золотая планка»…

- А вы когда и у кого научились играть?

- В Молочном институте был создан кружок гармонистов, а вел его замечательный музыкант и композитор Николай Петрович Драчков, он работал в Майском Доме культуры. Вот он-то и дал первые навыки. Ну, а дальше уже сам. Но с Драчковым я позже постоянно встречался. Он был очень хороший человек, жалко, что мало пожил. В том, что я научился играть, – его заслуга.

- Свою первую гармонь помните?

- Первую гармонь мне покупал еще отец. После него у меня остались три гармони, я их содержу в порядке. А сам впервые купил гармонь, которую делали на  Вологодской гармонной фабрике. Гармони на этой фабрике  выпускали, конечно, слабенькие. Но если в такую гармонь ставили планки от кирилловских мастеров, которые работали на фабрике «Северный кустарь» в Волокославино, это уже был совсем другой инструмент. Помню, что стоила она 500 рублей, при моей зарплате главного зоотехника тогда 270 рублей.
Я на ней играл и играю до сих пор, около 30 лет уже. Она полностью в порядке, то есть сделана качественно, имеет хороший звук, тембр.

- Ну, а что это за инструмент? И почему гармонь нижегородская, а не кирилловская на этот раз?

- Так я и приехал сюда, чтобы показать этот инструмент и отдать дань памяти и уважения мастерам кирилловской и нижегородской гармони.

Года два назад, по словам Александра Анатольевича, появился у него интерес не только к гармонной игре, но и к истории инструмента, к мастерам-гармонникам. Не раз бывал он в селе Волокославино, где была когда-то гармонная фабрика, знакомился с людьми, знавшими старых мастеров.

- Были замечательные мастера: Шитов, Мякушевы, Пичугины… Мякушев-отец был мастер, на войне погиб. У него было восемь детей. Они из деревни Шульгино, рядом с Волокославино. Все делали гармони… Если посмотреть старые фотографии, видишь, что гармони начинали делать еще дети. Есть фотография – коллектив фабрики «Северный кустарь», там все ребята 15-25 лет, молодежь.

- Почему же Мякушев делает теперь нижегородские гармони?

- Да потому что Николай Павлович Мякушев вместе с братом Юрием уже давно переехал в Нижний Новгород. Когда я стал интересоваться, общаться с людьми, я узнал, что очень много мастеров из Кирилловского района в 30-40-50-е годы уехали в Нижний Новгород. А в 1960-м году и фабрика в Волокославино перестала работать.

Уезжали люди, как водится, за лучшей жизнью. Один уехал, прижился, за ним другие потянулись. Так и стали многие мастера кирилловской гармони мастерами гармони нижегородской. Отличие этих инструментов в том, что кирилловские гармони четырехпланочные или шестипланочные, а нижегородские, в основном, восьмипланочные…

С Николаем Павловичем Мякушевым Александр Механиков познакомился благодаря удивительной подвижнице, автору многих публикаций по истории русской гармони Людмиле Борисовне Танских, жительнице города Бор Нижегородской области, с которой, заинтересовавшись историей гармонного дела, связался по интернету.

- Через нее я связался по телефону с Николаем Павловичем. А в мае этого года я ездил на нижегородский гармонный фестиваль «Камертон», и побывал у мастера (Мякушев живет в самом Нижнем Новгороде), он показал мне свои гармони… И на этом мой покой закончился! Я сказал, что приеду осенью за гармонью. И вот гармонь у меня! - с гордостью говорит Александр Анатольевич. -Гармонь уже была готова, но Николай Павлович подогнал ее под меня – сделал так называемый «розлив», как я люблю. Это – эффект, когда нота начинает «плавать», для этого специально подтачивают голоса. По-моему, так гармонь играет мощнее и голос имеет более звучный.

Кажется, что о гармони Механиков может говорить бесконечно…

- Вообще-то многие гармонисты из других регионов говорят, что
нижегородские гармони настроены неправильно, - продолжает он. - Но из всех существующих ныне гармоней, нижегородские играют лучше всех. Это мое мнение. Пусть кому-то нравится кировская или тульская гармонь…. На вкус и цвет товарища нет…

А рука гармониста так и тянется к инструменту, потрогать его, погладить…

- Николай Павлович Мякушев, автор этой гармони, остался единственный из тех старых мастеров, кто делал в свое время кирилловские гармони. Ему 83 года. Ученика у него нет. Кто возьмется сейчас за такую трудную и длительную, пусть и хорошо оплачиваемую работу (ведь гармонь от начала и до конца нужно делать несколько месяцев, а то и год)… Очень жаль, что гармонный промысел теряется. Это пласт русской культуры, который уже уходит от нас, и мне хочется, если уж не спасти, то отдать дань уважения тем людям, которые посвятили этому всю свою жизнь… У кирилловской гармони, - продолжает Механиков, - было одно очень важное преимущество перед шуйскими, тульскими или кировскими – она была доступна по цене простым людям. Это был действительно народный, причем хорошего качества, инструмент. Поэтому в вологодских и архангельских деревнях преобладали, конечно, кирилловские гармони… И сейчас продается много кирилловских или нижегородских гармоней. Но это всё старые, отреставрированные инструменты. Тех, кто сегодня может сделать гармонь от начала и до конца, единицы. Был замечательный мастер кирилловской гармони Золотов, его уже нет. В 2011 году умер Александр Иванович Куликов, в молодости он работал вместе с Мякушевыми. Лучшее, что я видел из кирилловских гармоней, а я видел их много, это три гармони мастера Куликова. Это шедевры кирилловского гармонного промысла. Они хранятся у людей, в семьях, мне посчастливилось играть на всех трех этих гармонях. Новые гармони делать некому…

Появятся ли молодые мастера? Ведь потребность есть, есть творческие коллективы, артисты… А главное – есть потребность в песне и пляске под гармонь. Удивительно – инструменту вряд ли более двухсот лет, в Россию и того позже из Европы пришел, (тальянка – это же «итальянка»), а стала гармонь, потеснив даже балалайку, символом русской удали, русской печали и радости. В общем, той самой «загадочной русской души», которую без гармони теперь уже вряд ли и поймешь…

- Я этим инструментом очень доволен, подобного в Вологде точно ни у кого нет, - снова говорит Александр Механиков, надевая на плечи лямки и трогая пальцами кнопки…

- Гармошка в жизни помогает? - спрашиваю ещё.

- Мне это интересно, нравится, а значит – помогает.

- Сыновья играют?

- Сыновья гармонью не увлеклись. Есть два внука, пока их это интересует, что будет дальше – не знаю, - отвечает Александр Анатольевич и, наконец, разворачивает меха. И гармонь работы вологжанина, живущего на земле нижегородской,  Николая Павловича Мякушева звучит в полную силу, заполняет душу…

Слава мастерам русской гармони!
                                                                   

 



Новости
23.04.2019

Рукописи не горят

В «Библио-Глобусе» представят уникальные мемуары известного русского политика и публициста Василия Витальевича Шульгина (1878-1976).
23.04.2019

Умер известный американский писатель

В США на 92-м году жизни ушел из жизни Уоррен Адлер.
22.04.2019

Набокову – 120

22 апреля исполняется 120 лет со дня рождения выдающегося русского прозаика и поэта Владимира Владимировича Набокова.
22.04.2019

Шаргунов возглавил жюри

Главной жюри литпремии имени Арсеньева «Дальний Восток» был объявлен Сергей Шаргунов.
21.04.2019

Татьяну Бек вспомнят в Москве

Поэтический вечер «Незабытые имена», приуроченный к 70-летию поэтессы, пройдет в Музее-квартире А.Н.Толстого.

Все новости

Книга недели
Нежные письма сурового человека

Нежные письма сурового человека

Переписка академика Сергея Королёва с супругой, охватывающая 18 лет, позволяет нам узнать о том, каким он был человеком
Колумнисты ЛГ
Макаров Анатолий

Средства от богатства

С детства под влиянием незабываемых впечатлений исповедую народную заповедь: от ...

Крашенинникова Вероника

Польские «Прометеи»

Среди «идей» Варшавы давно есть Междуморье. Термину около ста лет. Междуморье – ...

Болдырев Юрий

За всё – спасибо!..

Приняты законы против оскорбления власти и распространения недостоверных новосте...

Попов Валерий

Ташкент приехал ко мне

Взялся писать колонку под девизом «Век такой, какой напишешь!» – о том, что жизн...

 Анатолий Белкин

Застенчивый классик

Наш сегодняшний гость – великий норвежский драматург, поэт и публицист, основате...