Точечная застройка и воля нации

Точечная застройка и воля нации

Пора вводить в обиход новый термин — «протестный глаз»
Мог выйти архитектор из него:
Он в стилях знал извилины различий.
Игорь СЕВЕРЯНИН

Ещё полтора-два столетия назад ярыми врагами деревянного зодчества в Сибири были только пожары. Огонь вылизывал целые кварталы, не спасали даже брандмауэры — высокие стены сплошной кладки, возводимые между усадьбами.

Эти кирпичные символы городского практицизма с их выщербинами и выбоинами у меня, например, вызывают умиление: надо же, выстояли, выдержали огненный шквал, смотрите, люди…

Кто бы знал, что по ходу истории и на кирпичную межу «поднимется мускулистая рука» современного застройщика. А уж по отношению к улицам и проулочкам, где архитектура предстаёт только в дереве, не признавая других материалов, этот безжалостный враг ещё более изощрён.  

Спит и видит застройщик на месте памятников культурно-исторического наследия новые высотные дома и торгово-развлекательные комплексы, а близость к проложенным коммуникациям лишь разжигает его неумеренный аппетит.
Так городское архитектурное пространство, нашпигованное угловатыми сооружениями, этими безликими «шедеврами» типового домостроения, делается всё жёстче и конструктивнее, а люди — всё более агрессивными. Приобрели удобства — потеряли гармонию.

Наткнулся недавно на высказывание Николая Бердяева, очень созвучное собственным мыслям. В понятие нации, убеждал нас русский философ, «входят не только человеческие поколения, но также камни церквей, дворцов и усадеб, могильные плиты, старые рукописи и книги, и, чтобы понять волю нации, нужно услышать эти камни, прочесть истлевшие страницы».

На какой ступени в спирали развития человечества — низшей или высшей — мы сейчас находимся, судить не берусь, чтобы себя не расстраивать, одно могу утверждать: вряд ли кого-то потянет созерцать примитив.

Высоко взметнул Россию золотой во всех смыслах девятнадцатый век! Но вся беда в том, что архитектурные памятники уходят в небытие один за другим. Точечная застройка, придуманная в кабинетах чиновников, чтобы при меньших инфраструктурных затратах максимально насытить перенасыщенные исторические города, — вот что парализует «волю нации».

Общеизвестно: архитектура, сформированная в противоречии с естественными законами зрения, с её прямыми плоскостями и острыми углами агрессивна и губительна для человека. Глаз протестует против ежедневного просмотра безликих элементов современной «простоты». Тогда принимают решение ноги: они сами несут туда, где на «волю нации» никто не посягал.

Куда бы от уродливой урбанистики убежать?    

Николай ЮРЛОВ,
КРАСНОЯРСК

Новости
20.09.2018

Ограблен директор музея-квартиры Александра Солженицына

СМИ сообщают, что некий (уже задержанный полицией) гражданин Армении сумел мошенническим путём выманить 12 млн рублей у директора мемориального музея-квартиры А. И. Солженицына.
20.09.2018

Учитель нацелился на Шостаковича и Гузель Яхину

Алексей Учитель поделился своими творческими планами. Кинорежиссёр сообщил, что находится в поиске сценариста, который бы помог осуществить его давнюю мечту – снять фильм о Шостаковиче.

Все новости

Книга недели
Палата № 26.  Больничная история.

Палата № 26. Больничная история.

Олег Басилашвили.
СПб: Лимбус Пресс, ООО «Издательство К. Тублина», 2018.
– 240 с. – 3000 экз.
В следующих номерах
Колумнисты ЛГ
Болдырев Юрий

Скрытый дефолт

Два десятилетия после дефолта 1998 года. К десятой годовщине опубликовал в «ЛГ» ...

Акоев Владимир

«Толстяк», уходи!

Ядерное оружие против мирных людей использовали дважды в истории. Первый раз – 6...