22 января Понедельник

120 лет назад родился Сергей Эйзенштейн, российский режиссер, сценарист, теоретик кино, педагог, художник

23 января Вторник

День ручного письма (День почерка)

24 января Среда

170 лет назад родился Василий Суриков, русский исторический живописец и жанрист

25 января Четверг

80 лет назад родился Владимир Высоцкий (ум. 1980), поэт, композитор и исполнитель, актер, символ эпохи 1970-х

26 января Пятница

Юбилей отмечает Лариса Луппиан, актриса театра и кино, народная артистка России

27 января Суббота

70-летие отмечает Михаил Барышников, советский и американский артист балета, балетмейстер

28 января Воскресенье

165 лет назад родился Владимир Соловьев, русский философ, поэт, публицист

Сегодня 24 января 2018 года: 170 лет назад родился Василий Суриков, русский исторический живописец и жанрист

Робинзоны высшей школы

Робинзоны высшей школы

Дважды в одном столетии вузы России начинают жизнь с нуля

Через четверть века после возвращения в капитализм у людей старшего поколения всё больше тоски по советскому прошлому. С точки зрения психологии, их можно понять: былое зачастую видится человеку в розовом цвете. Но, по правде говоря, разве всё тогда обстояло именно так, как преподносила нам пропаганда? Где сейчас «самая образованная, самая читающая страна в мире»? Она рассыпалась на суверенные осколки, резко сменив классические книжные пристрастия интеллигенции на низкопробное окололитературное чтиво.

e33a366ccd9f6998ea828d137de7b64c.jpg

Причём катастрофические метаморфозы в образовательном и культурном плане наступили уже в начальный период так называемых «рыночных реформ», которые стремительно накрыли державу, как девятый вал окатывает терпящих кораблекрушение. Значит, что-то с высшим образованием в стране было не так. Тогда что?

«Экзаменовать на доктора!»

У нас всегда брали количеством, но только не качеством. Сложившаяся система высшего образования, которая помимо дневной подготовки до сих пор предполагает как вечернее, так и заочное обучение, не исключает, а скорее лишь подтверждает эту мысль.

Выпускники вузов, учившиеся заочно и защитившие диплом, в большей степени могли претендовать на звание практиков, нежели считаться высококвалифицированными специалистами. Но ради «правильной» статистики в отчётных докладах на этот казус просто закрывали глаза!

В то же время и слушатели очных курсов целых три года после распределения считались молодыми специалистами, или «гадкими утятами» — как известно, из них далеко не сразу получались высококлассные кадры и отнюдь не все быстро становились на крыло: человеческое общество — это всё-таки не живая природа. А посему узаконен был институт наставничества, то есть государство подтверждало неполноценность высшего образования в стране.

На стальных магистралях России это «наставничество» вообще доведено до абсурда — молодую поросль управленческих кадров принято пропускать через рабочие профессии. Вот бы удивился «железный» министр князь Михаил Хилков, если бы его подчинённые где-нибудь на Петербурго-Варшавской дороге превратили выпускников императорских вузов в монтёров, вооружённых путейским молотком! Так, конечно, можно запросто вбить костыль в полотно, но одновременно и выбить из головы всё, чему учили в профильном институте. Заочнику в этом плане проще — он уже ко всему готов, в том числе и к самому худшему.

И всё же у номенклатурных товарищей в СССР хватило ума, чтобы не вводить систему заочной подготовки, скажем, в тех же медицинских вузах. «Экзаменовать на доктора», как того требовал в романе Дмитрия Фурманова легендарный начдив, при удалённом обучении коммунисты так и не решились. Врач-заочник — что может быть страшнее для больного? Но ведь и судья-заочник не менее опасен для подсудимого, который вместо свободы может элементарно оказаться за решёткой в силу скороспелой подготовки будущего блюстителя закона. Лёгкость в получении юридического образования, в том числе на заочных установочных сессиях, — одна из причин того, что и сегодня наши юристы, воспроизводимые в невообразимых количествах даже негуманитарными вузами, — «самое слабое звено». Правоведы почти всех возрастов имеют серьёзные проблемы там, где этого быть у них никак не должно, — в науке о правильном построении мыслей, то есть логике. Её-то и нужно в авральном порядке вводить не только во всех вузах, но и в общеобразовательных школах, чтобы хоть чуть-чуть подтянуться до уровня классических гимназий «проклятого царского прошлого». Без логики человек не научиться мыслить, а вот старославянский язык, о котором уже заикнулись некоторые стратеги-академики, явный перебор. И не факт, что «мёртвая» дисциплина по мановению волшебной палочки большого чиновника вдруг возьмёт и воскреснет!  

Анализируя советский опыт высшего образования, нельзя не отметить, что именно в это время наметилась и очень нездоровая тенденция, когда едва ли не каждый областной центр пытался «пробить» в Москве свой университет, который становился обычным аналогом педагогического института. Зачем он был нужен, кроме престижа, — это тоже к вопросу о том, куда катилась держава в части подготовки кадров высшего звена. Потом, уже на рыночной волне, расплодятся различные коммерческие вузы, и необходимость в их создании можно объяснить не только денежным интересом, но и прежним стремлением: а чтобы и в нашем городе было!

«Технарям» везло больше…

Возникает резонный вопрос: мы по-прежнему надеемся, что независимо от каких бы то ни было субъективных обстоятельств в системе высшего образования сработает диалектический закон перехода количества в качество? Он, безусловно, проявит себя, но в обратную сторону. Или он уже проявился, да мы толком не можем осмыслить, что качество высшего образования теперь со знаком минус. У нас ведь и с подготовкой полноценных мыслителей в стране тоже плохо! Не думаю, что на философских факультетах существует конкурс среди абитуриентов и туда с удовольствием идут. (Опять же здесь растут «ноги» вчерашнего коллективного парткома.) Дело в том, что гуманитарное образование в Советском Союзе по качеству подготовки, каким оно было при царе-батюшке, намного уступало техническому, и никакому количественному показателю восполнить существующие пробелы здесь было не под силу. Марксистско-ленинская идеология сделала всё возможное и невозможное, чтобы отбить интерес к гуманитарному обучению у студентов. И по карьерным соображениям в гуманитарии не особенно-то рвались: на первые роли в центре и периферии они попросту не годились. Так, в идеологические подручные разве что…

«Технарям» везло значительно больше: к знанию мировоззренческих дисциплин относились щадяще, оно практически не влияло на подготовку молодых инженеров, будущих претендентов на высокие руководящие кресла. Возможно, именно поэтому инженер-сантехник с Урала стал отцом-основателем государства, отвергающего всякую идеологию. Кроме либеральной, естественно.

Этот «дедушка либерального инстинкта» в силу своих представлений о государственном устройстве слил в унитаз вместе с партбилетом не только собственное коммунистическое прошлое, но и огромную страну с её доверчивым народом и верхушечной интеллигенцией, которая на сей раз принимала самое активное участие в новой революции по расшатыванию державных устоев. Патриотической оппозиции, исповедующей исконно национальные традиции, намеренно затыкали рот, и «образованщина», если по Солженицыну, встретила под аплодисменты предложенный миф о рынке как о всесильном регуляторе в очередном светлом будущем и даже ох не сказала.

Обрывы в истории

Но даже после всех синяков и шишек, полученных в «блатном капитализме» (по Глазьеву), она до сих пор не поумнела и по-прежнему оперирует в своих суждениях схемами и штампами, как и большевики, полностью отрицая предшествующий период в развитии страны. С диалектическим мышлением у наследников либерализма тоже плохо, поскольку «обрывы в истории», которая, собственно, и зиждется на органичной связи времён, ни к чему хорошему не приводили и не приведут. Жизнь в очередной раз доказывает мудрую истину, что всякая революция есть понижение культурного уровня, — об этом предупреждал соотечественников поздно прозревший идеолог Белого движения Василий Шульгин. Если брать за «понизительную» точку отсчёта не только лихие девяностые, но также и крушение монархии, можно представить, на каком уровне оказалось высшее образование в Отечестве. Отречься от всего царского, потом решительно отказаться от советского, подобострастно смотреть на Запад и … бессмысленно топтаться на месте, ни на йоту не двигаясь вперёд, — ни одна страна в мире не шла таким зигзагообразным путём.

И что же в таком случае остаётся преподавателям и бедным российским студентам, этим робинзонам высшей школы, оказавшимся по воле судьбы на искусственно созданном острове капиталистического будущего, какие испытания им ещё предстоят? Я бы согласился здесь с именитым сибиряком Сергеем Залыгиным, который, точно прогнозируя для себя этот нелёгкий вопрос о судьбах страны, пророчески обозначил незавидную перспективу для потомков: «России суждено многократно начинать с нуля» («Новый мир», эссе «Два провозвестника», 1995 год).

Так что всё ещё у нашей высшей школы впереди. Кстати, и у всех нас, вместе взятых, — тоже.

Николай ЮРЛОВ,
КРАСНОЯРСК
Фото автора

Новости
22.01.2018

«Очарованный навек»

28 января в г. Ликино-Дулёво  состоится литературно-музыкальный вечер «Очарованный навек» – памяти Николая Дмитриева, к 65-летию со дня его рождения
22.01.2018

Концерт Левана Ломидзе

16 февраля 2018 года в ЦДХ
22.01.2018

Открыт второй сезон литературной премии «Лицей»

22 января 2018 года ежегодная премия «Лицей» имени Александра Пушкина начинает прием работ
12.01.2018

"Еду как хочу"

Российский короткометражный фильм собирает призы

Все новости

Книга недели
Добрая книга

Добрая книга

Семён Шуртаков. Ода русскому слову. Нижний Новгород: Вертикаль. ХХI век 2017 312 с. 500 экз.
В следующих номерах
Колумнисты ЛГ
Кузьмина Вера

Неудобные вопросы

Закон о реинтеграции Донбасса комментировали все кому не лень.

Данилин Юрий

Что в имени…

Лучшего проводника в пространства мысли Сергея Васильевича Рахманинова, чем Миха...