Три урока Паустовского

Три урока Паустовского

Всё покрывается любовью

Писателя Константина Паустовского, у которого намедни был славный юбилей — 125 лет со дня рождения, братья по цеху дружно хвалили, но втайне всё-таки недолюбливали.

14e5f20e4ae33c0f2ed2219de137fc95.JPG

Одни, как Нагибин, — за то, что не смогли до него дотянуться, другие, как Твардовский, считали, что он «прошёл мимо жизни», окопавшись на лоне природы в своей Тарусской дальней стороне, тогда как требовалось исследовать «богатый внутренний мир советского человека». Восхваление вождей, видимо, здесь не имелось в виду, хотя сам Александр Трифонович этим по своей неосторожности, в отличие от очень осмотрительного на сей счёт Константина Георгиевича, сильно страдал («Ленин и печник», «Страна Муравия»).

Любят ли Паустовского литераторы нашего смутного времени — этот вопрос, похоже, можно считать риторическим хотя бы потому, что творчество подавляющего их большинства, на мой субъективный взгляд, не отвечает трём основным требованиям признанного мастера русского слова.

Какие эти требования? Они очень просты:

1. «У подлинной прозы всегда есть свой ритм».

2. «У нас немало книг, написанных как будто слепыми. А предназначены они для зрячих, и в этом заключается вся нелепость появления таких книг».

3. «Стёртость и бесцветность прозы часто бывает следствием холодной крови писателя, грозным признаком его омертвения. Но иногда это просто неумение, свидетельствующее о недостатке культуры. Тогда это дело, как говорится, поправимое».

(Константин Паустовский, «Золотая роза», 1955 год)

И напоследок — та самая «зрячая» фраза мастера:

«Солнце просвечивало через листья, как через нежные ладони, полные розовой крови» (Константин Паустовский, «Чёрное море»).


Николай ЮРЛОВ,
КРАСНОЯРСК

Новости
14.11.2018

«Слово против катастроф»

Организаторы: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, «Литературная газета», «Российский книжный союз»
Прямая трансляция состоится на нашем сайте 16.11.2018 с 14.00 до 16. 00
08.11.2018

Первый день “Диалога Культур”:

Фильмы, дискуссии, немного укропа и эмоции участников

Все новости

Книга недели
Алексей Баталов. Жизнь. Игра.  Трагедия.

Алексей Баталов. Жизнь. Игра. Трагедия.

Михаил Захарчук.
Алексей Баталов.
Жизнь. Игра. Трагедия. 
– М.: ЭКСМО, 2018. 
– 288 с. –
2000 экз.
В следующих номерах
Колумнисты ЛГ
Кабыш Инна

Хамить разрешается

Я ушла из школы. Мой последний рабочий день пришёлся аккурат на День учителя.

Болдырев Юрий

Авансы японцам

Вопрос о «национальной идее» опять оживляют – теперь к 25-летию Конституции.