ОТ ЛИТЕРАТУРЫ ПРОИГРАВШИХ К ЛИТЕРАТУРЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ

ОТ ЛИТЕРАТУРЫ ПРОИГРАВШИХ К ЛИТЕРАТУРЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ

При обсуждении современной русской литературы привычным стало утверждение, что любовь к чтению вытеснена другими формами досуга, и ничего тут не попишешь.

Этот фаталистический взгляд упускает из виду два факта:
1. Интерес к современной русской литературе катастрофическими темпами сократился еще в самом начале 1990-х, когда про интернет большинство читателей и не слыхало, а обладателями персональных компьютеров были считанные единицы;

2. Подобного обвала не знала ни одна из книжных «супердержав» — ни США, ни Великобритания, ни Франция, ни Германия, ни Италия, поэтому и сейчас положение литературы в указанных странах намного лучше, чем у нас.

Таким образом, падение интереса к отечественной изящной словесности может быть объяснено только поражением России в «холодной» войне: мы перестали быть интересны сами себе, и, зачастую никуда не выезжая, подались в культурную эмиграцию. До сих пор большинство наших читателей зарубежные новинки предпочитает отечественным. Но колониальный статус и не предусматривает иного.

Несложно заметить: войны, проигранные Россией (Крымская, русско-японская, Первая мировая), в русской литературе отражены довольно скромно. И это закономерно: великая русская литература началась не с поражения — она стала культурным следствием победы над Наполеоном. Отечественная война 1812 года пробудила горячий интерес к русской истории и осознания России, как ведущей державы Европы. Символической точкой отсчета стал тот день, когда юный поэт с военной фамилией Пушкин перед лицом престарелого поэта с имперской фамилией Державин воспел славу русскому оружию, разбившему сильнейшую армию мира. При этом Бонапарт был разбит на поле боя, но не в головах. Толстой и Достоевский мощью своих гениев сокрушили его и на ментальном уровне — этим была довершена победа над страной, которая на протяжении веков определяла главные тенденции в европейской культуре. Всего за несколько десятилетий русская литература, начав с провинциально-подражательного состояния, достигла мировых вершин и оставалась одной из великих мировых литератур еще более ста лет.

Проигрыш в «холодной» войне создал уникальную для нашего народа ситуацию, с которой он не сталкивался на протяжении всей своей истории: стало непонятно, что есть Добро, а что есть Зло. Официальный отказ от идеологии низвёл этот насущнейший для каждого общества вопрос на частный уровень. Туда же опустилась и литература — она стала частным делом, подобным собиранию марок или календарей.

Писатели, честно стремящиеся отразить в произведениях происходящее вокруг, а именно — как всё вокруг плохо, бессмысленно, нечестно и несправедливо — вдруг обнаружили, что их слово мало кому интересно. Сетования на падение интереса к чтению и чёрствость читателей стали общим местом. Параллельно много говорилось об отсутствии героя нашего времени. Удивительнее же всего, что скорбь о падении духовности (так многими понимался новый статус литературы, как частного занятия) зачастую выливалась в нападки на литературу массовую — детективы, любовные романы и другие развлекательные жанры.

И верно: можно сказать, что читатели скрылись в мире иллюзий. Но также можно сказать, что они выбрали книги, где Добро побеждает Зло — где убийца найден и арестован, где одиночество повержено, и любовь торжествует. В этом нет ничего нового: русские сказки не более реалистичны, чем иронический детектив или гламурный роман. Наши предки задолго по появления художественной литературы в современном её понимании прекрасно знали, что мир грешен — жесток и несправедлив. Но при этом на протяжении веков любимым чтением (слушанием) русских людей были книги о духовных победах — «Добротолюбие» и жития святых.

Таким образом, можно констатировать, что наша литература стала жертвой превратных представлений о самой себе. О том, что она должна быть «зеркалом общества». Что её долг — ставить пресловутые «вечные» вопросы, не заботясь о том, кто и как на эти вопросы будет отвечать. О том, что, если правдиво и точно описать деградацию общества и отдельных личностей, то это будет про «нравственное».

И совсем было упущено из виду, что люди в книгах называются героями, а значит, они обязаны, если не побеждать, то, по крайней мере, бороться — искать выход из безнадежных ситуаций, ставить цели и стремиться к их достижению. Именно это делает литературу интересной. Вопросы задаёт жизнь, а литература по мере своих сил призвана давать на них ответы, а не просто фиксировать боль, уныние и пустоту.

Примечательно, что консолидация нашего общества происходит на фундаменте Победы. Марши «Бессмертного полка» указывают, в каком направлении должна двигаться и наша литература. Нам нужны новые победы — победы новых героев, новой мысли, новых эстетических решений. Нам нужна литература, в которой Добро побеждает Зло — только тогда она обретает смысл, жизнеспособность и перестаёт быть случайным увлечением.

Только при таком подходе у неё есть шанс вернуть себе широкие массы читателей и стать делом национального значения.
0  
Дмитрий
5 Сен 2016 12:21:44
Согласен с автором. И написано хорошо. И о литературе, что и хотелось бы, в первую очередь, видеть в "Литературной газете".
Ссылка 0  
0  
Владимир
5 Сен 2016 12:27:12
Спасибо.
Родитель Ссылка 0  
0  
Николай Пантелеев
5 Сен 2016 17:09:58
Кто читал, чтобы расти над собой, участвовать в строительстве души – читает и сейчас. Но унылое большинство читало для досуга, под солёный бублик. Что ещё было делать! Сейчас «случайные» свалили в Сеть, в сериалы, в гастрономию. Остались истинные, кто привязан к слову. Есть ещё один фактор потери предметом разговора актуальности: литература стала больше стёбом, игрой в слова, и здесь вопросы возникают уже к людям пишущим, а не читающим…

«…Начало третьего тысячелетия творец встречает с двойным подбородком, с рыбьим сердцем, уже не доказывающим, что параллельные линии просто человека и художника – пересекаются! Закон сохранения и усиления творческой энергии забыт, как слишком обязывающий, высокие клятвы гармонии преданы, как «неактуальные». Перед нами теперь делец, презирающий упрямый поиск счастья для всех, забывающий, что его призвание: быть острым ножом протеста, лучом света, вонзающимся в толпу, слепо бредущую к гибели… Пока он на сцене, я согласен, ощущается некоторое облегчение. Но как только смолкает последний аккорд, прячется за пазуху финальная гримаса, и шоу заканчивается, пипл, склонив главы’, возвращается к своим пустяковым проблемам, а шут в одиночку давится чёрной икрой на золотом очке… Разве это путь! Разве об этом мечтали мы, братцы, когда «мутили» возведение Алтаря человеческого духа? Крупные фигуры прошлого, чуть помельче и титаны теперь стесняются смотреть друг другу в глаза, они словно окаменели в режущей глаз задумчивости. Они боятся взглянуть со своих розовых небес на грешную голубую землю, где их опьянённые ядами чада выплясывают перед толпой. Они, любя их, сурово презирают, с собою вкупе, ибо настоящий художник – это, прежде всего, горящая совесть. И не надо спорить, иначе будете выглядеть глупо…»

Ссылка 0  
0  
Владимир
5 Сен 2016 17:16:05
"фактор потери предметом разговора актуальности: литература" - супер!
Родитель Ссылка 0  
0  
Владимир
5 Сен 2016 17:17:52
А вообще не думаю, что настоящий художник - это, прежде всего, горящая совесть. И писателей, утверждающих, что они "пишут кровью", признаться, побаиваюсь. Пусть бы писали чернилами, но интересно.
Родитель Ссылка 0  
0  
Ветров
5 Сен 2016 21:54:18
Пантелеев: "...прячется за пазуху финальная гримаса..."
Круто, Пантелеич! Только вот надо иметь шею, длиной как у гуся, чтобы спрятать за пазуху свою физиономию! :-) И что, Пантелеич, Сияющий мир мы уже замутили и теперь начинаем мутить возведение Алтаря человеческого духа? А горящая совесть это, надо понимать, горящее, проспиртованное нутро алкаша? И, реально, история помнит уникальные случаи, когда люди без видимых причин сгорали от внутреннего огня дотла! Слабовато, Пантелеич! Горящее сердце Данко на десять голов выше твоей "горящей совести".
Родитель Ссылка 0  
0  
Николай Пантелеев
5 Сен 2016 18:30:08
С кровью оно, конечно, вкуснее только мясо, а в остальном - дело вкуса. Кто - чего ищет… Меня лично пугает читатель, ищущий усладу в искусстве. С такими не по пути. Как и творец, мне интересен читатель-бунтарь, креативный интересный человек, сильный в своём деле. Для него чтение - это подпитка в параллельном его курсу направлении. Кино, книга, музыка, перформанс, неважно, главное - столкнуться с людьми, как и ты, ищущими. Духовное потребительство, я полагаю, гаже материального. И вот таких потребителей, цыкающих застрявшими между зубами остатками пищи, лениво листающими занимательную макулатуру, и обслуживают сегодняшние кумиры, вроде Пелевина и Ко. От них и голосует ногами наш современник. С богом…
Ссылка 0  
0  
Владимир
5 Сен 2016 19:05:39
Я не стал бы всё сводить к усладе. "Услада" - слишком общее понятие, потому что вопрос в том, кто чем наслаждается. Кто - слогом, кто занимательным сюжетом, кто - нездешними мирами, и так далее. При этом Вы сами сказали: "...сильный в своём деле". Я, в общем-то, о том - о том, то изящное нытьё не конструктивно, что писатель должен быть силён, и его герои должны бороться. А быть бунтарём по нашим временам и в нашем Отечестве - слишком легко.
Родитель Ссылка 0  
0  
Николай Пантелеев
5 Сен 2016 19:56:05
Вместо примиряющего стороны резюме: «Масть не катит? Ерунда! Надо лезть на провода, надо выпить океан или… написать роман!»
Ссылка 0  
0  
Ветров
6 Сен 2016 11:06:24
Душу строил Коля Пантелеев,
Мир Сияющий другие возводили,
Коля мысль об Алтаре лелеял,
Русь трудяги возродили!

Коля совершенствует свой разум,
Хочет получить всё разом:
И Алтарь и город Солнца,
Ждёт лениво у оконца...
Родитель Ссылка 0  
0  
Павел
6 Сен 2016 19:09:01
Пантелеев-графоман
По приказу Люси,
Сел однажды за роман
В современном вкусе.

Вот, имея кругозор
Равный интеллекту,
Он штаны уже протёр,
А романа - нету!

Провалился Люсин план
Взять успех желанный...
Легче выпить океан,
Чем писать романы.

В общем, если никогда
Он не выпьет моря,
Пусть падёт на провода
И погибнет с горя!
Родитель Ссылка 0  
0  
Ветров
5 Сен 2016 22:12:22
"Писатели, честно стремящиеся отразить в произведениях происходящее вокруг, а именно — как всё вокруг плохо, бессмысленно, нечестно и несправедливо — вдруг обнаружили, что их слово мало кому интересно".

И это радует! Нытики-пейсатели, старающиеся посеять уныние в нашем народе, просто презираемы читателями, все эти лживые Улицкие, Зильбертруды, Шендеры-матрацы! Народ отмахивается от них, как от назойливых навозных мух. Народ наш не потерял пассионарности, верит в свое будущее, строит его, и еще не вечер, мир стремительно меняется на наших глазах и вчерашние победители в холодной войне уже через 10 - 15 лет могут оказаться на задворках истории, куда их неминуемо отправят Россия, Китай, Индия, Бразилия. После вьетнамского разгрома всё в США было направлено на изживание вьетнамского синдрома. Снималось в Голливуде патриотическое мыло, в котором доблестные морпехи не только побежали Гитлера и брали Берлин, но и, со смеху можно помереть, побеждали даже инопланетян! Вот каким должно быть патриотическое искусство, которое должны создавать в России не чуждые нам приживалки, ненавидящие всё русское, саму Россию, а национальные наши писатели и кинематографисты!
Ссылка 0  
0  
Павел
6 Сен 2016 07:20:27
Как нет писателей с горящею душой?
Да их в России просто море!
Вон, Пантелеев, хоть не молодой,
Граффити пишет кровью на заборе.

К заборам ходят люди и, глядишь,
Вся наша жизнь опять перевернётся,
Ведь, начитавшись пламенных афиш,
Россия превратится в Город Солнца.
Родитель Ссылка 0  
0  
Михаил
6 Сен 2016 11:01:45
В продолжение тезиса автора о героях уместно привести цитату из Галковского:"Это конечно логическое развитие советского рабства. Раб не может быть героем. Поэтому героев в советской культуре нет. Герой это персонаж, умирающий, но одерживающий победу и, вследствие этой победы, обретающий бессмертие. Геракл или Ахилл за свои подвиги были приравнены к богам и взяты на Олимп. Гамлет или король Лир умирают, но восстанавливают справедливость – «распавшуюся связь времен».
Советский герой получает в результате своей геройской смерти шишку. Вот и всё."
Ссылка 0  
0  
Михаил
6 Сен 2016 11:07:22
Ну  и перестать ныть необходимо и сетовать на горькую судьбину.
"В общем, в голове рано или поздно просветлеет, там всего-то поменять одну клемму надо.

Сейчас русский говорит:

- У меня дедушка-тракторист на фронте лейтенантом погиб, жалко дедушку.
А будет говорить (рано или поздно) так:
- А у меня дедушка никакой не тракторист. Мой дедушка – офицер. Благородный человек. Погиб за Родину. Войну выиграли. Дедушку не жалко, он Герой"
Родитель Ссылка 0  
0  
Павел
6 Сен 2016 20:50:33
Что ты мелешь, Мишка -
Деревянный лоб?
Нет в тебе умишка,
Ты тупой, как клоп.

Русский - не гадалка,
Павший дед родной,
Жалко иль не жалко,
Для него - Герой.
Родитель Ссылка 0  
0  
Владимир
6 Сен 2016 11:27:37
Не могу согласиться с утверждением, что в советской культуре героев нет. В этом вопросе советская культура может соперничать с древнегреческой.
Родитель Ссылка 0  
0  
Ветров
6 Сен 2016 16:14:08
Господи, Мишка - жалкое ты ничтожество! Тебе ли, долгоносик, что-то вякать против русских? Жалкие вы рабчишки, веками дрожавшие от страха!

"В мире нет бойца смелей, чем перепуганный еврей"!
Родитель Ссылка 0  
0  
Геннадий
6 Сен 2016 13:57:55
Всё бы ничего, но вот  фраза "что любовь к чтению вытеснено другими формами досуга" подрывает доверие к автору, который берётся тачать сапоги, а  кочедыком не владеет!
Ссылка 0  
0  
Владимир
6 Сен 2016 15:12:00
Я у Вас взаймы не прошу - можете не доверять.
Родитель Ссылка 0  
0  
Любопятов
8 Сен 2016 13:29:11
Автор красиво красиво доказал, что литература провалилась, потому что заблуждалась на свой счёт. Если бы автор проанализировал роль, сыгранную при этом Фед.агентством по печати и массовым финансовым переливаниям, представляемым в данном номере "ЛГ" господином В.В.Григорьевым и его портретом, литературным питомником "Липки" (придуманным выдающимся ельциноидом С.Филатовым), а также "Букерами", "Большими книгами", "Институтом Перевода" и 200% книжной наценкой, то ему пришлось бы подкорректировать свои выводы.
Ссылка 0  
0  
Владимир
8 Сен 2016 13:51:46
По-видимому, у Вас такой анализ есть. Представьте его - с интересом ознакомлюсь.
Родитель Ссылка 0  
0  
20161101caihuali
1 Ноя 2016 09:58:40




































































































20161101caihuali
Ссылка 0  

Новости
25.09.2018

Книжный фестиваль «Букинист» на Новом Арбате продолжается

До 21 октября посетителей ждет огромный выбор книг – от букинистических раритетов до произведений современных авторов.
25.09.2018

Книжная ярмарка для театралов

28 – 30 сентября в Театральном музее им. Бахрушина пройдёт книжная ярмарка «Театральный роман»,

Все новости

Книга недели
Желание быть русским.

Желание быть русским.

Юрий Поляков.
Желание быть русским.
(Серия «Коллекция
Изборского клуба»). – М.:
Книжный мир, 2018.
– 448 с. – 2000 экз.
В следующих номерах
Колумнисты ЛГ
Неменский Олег

«Агенты Кремля»

В Польше наступило время чисток. В сентябре МИД уволил сотрудников, некогда окон...

Акоев Владимир

Равняйсь!

Когда китайский и советский госкапитализмы вошли (хотя и разными способами&#...