Ростовская область

"Донская осень - 3" или каким не должен быть литературный фестиваль.

Предупреждаю сразу: всё изложенное в этом посте лишь моё субъективное мнение, и основывается оно лишь на моих взглядах.

15 октября 2016 года состоялся уже третий литературный фестиваль города Волгодонска - "Донская Осень". Я побывал на нём впервые. Когда меня пригласила туда руководитель ЛТО "Лира", где я числюсь полноправным участником, я ожидал удивительное и масштабное мероприятие, наполненное атмосферой творчества. Я ждал множество интересных литераторов. В конце концов, я ожидал чтения произведений, их обсуждения.

Что же я получил по факту?

Я увидел, насколько тщеславны могут быть великовозрастные авторы. Каждый выступавший выходил на импровизированную сцену и большую часть времени рассказывал о своих регалиях, какой он молодец, где он побывал, куда ездил, с кем ходил в первый класс. И всё бы ничего, я тоже очень люблю поговорить и рассказать о себе, но они не чувствовали времени. Фестиваль проходил в Центре детского творчества, в котором под него выделили окно в два часа. Не так уж много времени, согласитесь. Но разве кого-то это волнует? Какая разница, успеют ли выступить остальные участники, главное самим показать себя во всей красе!

Из-за такого публичного самохвальства не успели выступить две или три делегации, состав которых прибыл из окрестных городов ради этого фестиваля. Они приехали послушать чужое творчество и поделиться своим, но, по сути, не получили ни того, ни другого. Кое-как умудрились прорваться писатели из уже упомянутой "Лиры", в числе которых был и я сам. И мне было труднее всего, потому что я единственный прозаик среди всех выступавших. При подготовке к чтениям я выбрал небольшой отрывок, в надежде заинтриговать аудиторию и пробудить интерес к своему творчеству, но из-за ограниченного времени я прочёл всего один небольшой абзац, чтобы дать возможность выступить остальным поэтам.

Второе, что меня возмутило - тотальное неуважение к выступающим среди слушателей. Одни громко кашляли. Другие перешёптывались. Третьи в полный голос разговаривали по телефону, чья мелодия на звонке и без того сбивала поэтов. Прошу прощения, но что это за детский сад? Все мы пришли сюда читать и слушать, а вместо этого большая часть аудитории мешала это делать, а затем возмущалась, когда сталкивалась с тем же.

И всё это делали люди, которым уже далеко за 40-50 лет. Да-да, подобным образом вели себя великовозрастная литературная интеллигенция, представители которой не упускают возможности критиковать современную молодёжь за их нравы и поведение. Однако, при всех наших недостатках, своевольности и иных взглядах на жизнь, мы стараемся уважать друг друга.

Меня, если честно, очень сильно удивил тот факт, что молодёжи практически не было. Весь фестиваль был похож больше на какие-то стариковские посиделки. Вы не подумайте, я не имею ничего против "стариков-разбойников", но... где молодёжь? Я лично знаком как минимум с десятью молодыми поэтами/прозаиками, которых я не увидел на мероприятии. А это только в Волгодонске, а на фестиваль приезжали делегации целых районов.

На мой взгляд, фестиваль наглядно иллюстрирует ситуацию литературной среды в Ростовской области (а может и во всей стране, не буду утверждать наверняка). Писателями себя считают только пожилые дяденьки и тётеньки, ни во что не ставящие своих коллег, можно сказать, собратьев по перу. А молодёжь что? Молодёжь сейчас пишет в стол, если вообще пишет, боясь мыслить свободно, стесняясь показать свои мысли или считая это бессмысленным.

Не буду говорить о стране в целом, но в Волгодонске писательство - это что-то давно забытое, смысл которого утерян. Большинство писателей в Волгодонске - это старики с, порой, сомнительным творчеством, которым плевать на остальных. Литературный фестиваль в Волгодонске - это двухчасовые хвалебные посиделки, где всем плевать друг на друга. А любое творчество сегодня - никому ненужное хобби.

С этим надо что-то делать, нет?

"Лаборатория Искусства" или, как почувствовать себя творцом.




Сегодня, гуляя по "городку энергетиков", как называют горожане один из кварталов провинциального Цимлянска, я ощущаю неповторимую атмосферу некой культурной старины. Двухэтажные здания, выполненные в сталинском ампире, широкие улочки, на главной городской площади помпезные здания с колоннадами, чем-то напоминающие греческие храмы. И самое важное из них – дворец культуры "Энергетик", который ещё в шестидесятых годах прошлого века горожане гордо называли Цимлянским музыкально-драматическим театром.

Провинциальный Цимлянск не может похвастаться обилием культурных событий, а круг творческих интересов горожан сузился то художественных кружков и танцевальных секций. А ведь всего полвека назад в здании "Энергетика" располагался и функционировал филиал Ростовского училища культуры.

Сегодня же культурно-просветительской деятельностью занимаются редкие энтузиасты, действительно болеющие за состояние родного города, особенно за его культурное наследие. И совсем недавно, опираясь и вдохновляясь прошлым Цимлы, Александр Николаевич Новиков начал восстанавливать былую славу забытого театра.

Александр Николаевич Новиков, талантливый режиссёр и организатор "Лаборатории Искусств".

Талантливый режиссёр организовал работу театральной студии "Брависсимо" и мастерской "Наш театр", участники которых полностью разделяют взгляды своего худрука и ставят перед собой те же цели. Но сегодня, я хотел бы поговорить о не менее важной инициативе Александра Николаевича под названием "Лаборатория Искусства".

– Цель нашей лаборатории это прежде всего художественно-эстетическое воспитание личности, – считает Александр Николаевич. – Ведь человек постоянно должен развиваться, не смотря на свой возраст и статус.

Если коротко, "Лаборатория искусств" представляет собой уникальную интерактивную платформу, позволяющую взглянуть на тот или иной вид искусства "изнутри" и примерить на себя роль творца, попытавшись создать собственный шедевр. И хоть сам Александр, выступивший автором идеи и организатором, называет Лабораторию "дочерним предприятием" своей театральной мастерской, она является абсолютно самодостаточной образовательной площадкой, аналогов которой я пока ещё не встречал.

На минувших выходных состоялась уже третья встреча, во время которой посетители "Лаборатории Искусств" познакомились с таким видом искусства, как живопись.

В рамках двухчасового занятия Александр Николаевич познакомил слушателей не только с различными направлениями живописи и работами известных художников, но и с замечательным живописцем Анатолием Вакулой, который выступал в качестве приглашённого эксперта.

И тут может появиться вполне закономерный вопрос: ну, и что же в этом уникального?

Отличительной чертой "Лаборатории Искусства" является то, что в рамках двухчасовой встречи каждый посетитель не только получает базу теоретических знаний, но и получает возможность применить эти знания на практике.

Первую половину встречи Александр Николаевич в увлекательной форме рассказывал об особенностях живописи как искусства и делился интересными фактами об известных произведениях этого искусства, при этом не редко разбавляя устный материал интерактивными заданиями.

Второй же час был посвящён непосредственно практике. Для начала Анатолий Вакула с присущим профессионализмом наглядно показал, как нужно работать с пастелью, акварелью и масляными красками, одновременно рассказывая и об общих принципах работы художника. При этом эксперт успевал отвечать на всевозможные вопросы, которыми посетители, пристально следящие за работой мастера, буквально забрасывали живописца.



Анатолий Вакула, живописец и приглашённый эксперт "Лаборатории Искусств"

Ну, а в заключительной части мероприятия началось самое "вкусное" – каждый посетитель Лаборатории, выбрав себе один из материалов и вооружившись советами и замечаниями организаторов, принялись создавать собственные шедевры. И без того наполненная творческой атмосферой аудитория ненадолго превратилась в настоящую художественную мастерскую, из которой каждый посетитель выходил с собственными произведением в руках.

В общем и целом, "Лаборатория Искусств" полностью оправдывает своё название: приходя на еженедельные встречи посетители с головой погружаются в удивительный мир творчества, и, как и в любой лаборатории, применяют теоретические знания на практике, проводя опыты.

Но, что самое интересное, именно Лаборатория окончательно меня убедила, что история идёт по спирали. Почти полвека назад в моём родном Цимлянске существовал и музыкально-драматический театр, где можно было насладиться спектаклями и концертами, и училище искусств, позволявшее развивать свой творчески потенциал и обрести самого себя. А сегодня я наблюдаю за тем, как созданные Александром Николаевичем Новиковым театральная студия "Брависсимо", готовящаяся ставить свои первые спектакли, и "Лаборатория Искусств", пробуждающая интерес к искусству и творчеству, медленно, но верно возрождают из пепла забытой истории городскую культуру.

И вот, гуляя сегодня по историческому центру своей малой родины, я, можно сказать, наблюдая её второе рождение и понимая, что городская культура никуда не пропадала. Она просто брала выходной, копя новые силы для новой эпохи.

Новости
20.09.2018

Ограблен директор музея-квартиры Александра Солженицына

СМИ сообщают, что некий (уже задержанный полицией) гражданин Армении сумел мошенническим путём выманить 12 млн рублей у директора мемориального музея-квартиры А. И. Солженицына.
20.09.2018

Учитель нацелился на Шостаковича и Гузель Яхину

Алексей Учитель поделился своими творческими планами. Кинорежиссёр сообщил, что находится в поиске сценариста, который бы помог осуществить его давнюю мечту – снять фильм о Шостаковиче.

Все новости

Книга недели
Палата № 26.  Больничная история.

Палата № 26. Больничная история.

Олег Басилашвили.
СПб: Лимбус Пресс, ООО «Издательство К. Тублина», 2018.
– 240 с. – 3000 экз.
В следующих номерах
Колумнисты ЛГ
Болдырев Юрий

Скрытый дефолт

Два десятилетия после дефолта 1998 года. К десятой годовщине опубликовал в «ЛГ» ...

Акоев Владимир

«Толстяк», уходи!

Ядерное оружие против мирных людей использовали дважды в истории. Первый раз – 6...