. МАКСИМ ГОРЬКИЙ И ПЕРВЫЙ ВСЕСОЮЗНЫЙ СЪЕЗД СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ. 23. Агния Барто: «Писатели — инженеры душ. К детским писателям это относится вдвойне».

. МАКСИМ ГОРЬКИЙ И ПЕРВЫЙ ВСЕСОЮЗНЫЙ СЪЕЗД СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ. 23. Агния Барто: «Писатели — инженеры душ. К детским писателям это относится вдвойне».

4A1D484C-19F6-464A-85EA-2D5C4DA41135.jpeg «Наши дети растут... вместе с нашей быстро растущей страной».

(Агния Львовна Барто (урождённая Во́лова; 1906-1981) — советская детская поэтесса, писательница, киносценарист, радиоведущая. Лауреат Сталинской премии второй степени (1950) и Ленинской премии (1972). Одна из любимых  советскими детьми поэтесс. По национальности - еврейка).

Известная советская поэтесса поделилась с собратьями и сёстрами по перу многими секретами работы с детьми и для детей. Ярко и доходчиво она объяснила философию работы с подрастающими советскими поколениями новой коммунистической формации.  

«Писатели — инженеры душ. К детским писателям это относится вдвойне. Мы формируем души, начиная это формирование с примитива. Причем ребенок беззащитен в своем доверии к нам, к книге, которую мы ему даем. Он верит книге без всяких оговорок. Тем более ответственно писать для него.

«Чтобы писать для ребенка, надо прежде всего ХОРОШО ЕГО ЗНАТЬ. Хорошо ли мы знаем наших теперешних ребят? Я думаю, что и мы и педагоги знаем их пока еще плохо. Ведь они во многом отличаются от прежних ребят. По сравнению с прежними детьми они очень выросли. Наши дети растут вдвойне. Они растут, как полагается всем детям, и кроме того растут вместе с нашей быстро растущей страной. Они часто удивляют нас своими вопросами, поражают требованиями, и пока еще к сожалению они больше поражают нас, чем мы их своими книгами.

«Впервые за всю жизнь человечества дети являются наследниками не денег, не домов и мебели родителей, а наследниками действительной и могущественной ценности — социалистического государства, созданного трудом отцов и матерей, как сказал об этом в докладе Горький. Очень увлекательная, товарйщи, задача: РАСКРЫТЬ РЕБЁНКУ ЭТО БУДУЩЕЕ И ПОДВЕСТИ ЕГО К ЭТИМ ЦЕННОСТЯМ. Эта задача и удерживает писателя в детской литературе.

«Работа в ней — линия наибольшего сопротивления. Чтобы раскрыть будущее ребенку, нужно самому как можно более приблизиться к пониманию переделки человеческого общества. Чтобы растить ребенка, надо все время расти самому, расти во всех отношениях, изучать и мир, который мы ребенку открываем, и самого ребенка, и то лучшее из литературы прошлого, что входит как прямее наследство в новую нашу литературу.

«Детская литература стала общественным делом».

«После постановления ЦК и выступления Алексея Максимовича произошел перелом в отношении к детской литературе. Детская литература стала общественным делом. Еще два года тому назад мы об этом только робко мечтали. Перелом произошел, но он еще недостаточно глубок. Поэтому самый факт доклада т. Маршака на всесоюзном съезде — это событие огромнейшей важности.

«Оправдал ли доклад т. Маршака наши надежды? - спрашивает она и отвечает. - Оправдал в том смысле, что со всей серьезностью, с огромным уважением к читателю-ребенку поставил вопрос о детской книге. Надо думать, что теперь еще больше повысится интерес к детской книге и пропадет охота у всяких халтурщиков искать здесь легкой добычи.

«Тов. Маршак очень интересно рассказал о дореволюционной литературе, о требованиях ребенка, предъявляемых к книге. К сожалению он мало сказал о перспективах, о том, как же эти требования удовлетворить. Если в отношении повести и исторической книги он наметил дальнейший путь, то в отношении книги для совсем маленьких он оставляет вопрос открытым.

Она считает: «ДОШКОЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ следовало бы посвятить отдельный доклад. О ней нельзя говорить мимоходом, вскользь, как сказал т. Маршак. Я думаю, что и в общем докладе нужно было больше места уделить дошкольной литературе. Ведь именно здесь было больше всего всяких загибов. Именно здесь ребенка то исключительно развлекали, то окончательно засушивали. Тут и посейчас особенно горячи споры между писателями и педагогами. И в общем докладе нужно было подчеркнуть проблемы, стоящие перед дошкольными писателями.

«Мы ждали отправных точек, острой постановки вопроса и материала для дискуссии. Уже пришло время творческих дискуссий в дошкольной литературе, пришло время споров о творческом методе отдельных писателей. Ведь только людям, не знающим детскую литературу, может показаться, что все писатели работают в ней одним методом.

«Чуковский создал даже свою особую поэтику детского возраста — заповеди детским писателям. Где обсуждались эти заповеди, которые как раз и похожи на рецепты? У Маршака — свой метод работы, и совсем по-другому писал для детей Маяковский, имя которого в детской литературе тоже звучит. А сказки Пушкина? В чем секрет их доходчивости?

«Время дискуссии о дошкольной и детской литературе безусловно настало».

Прав Маршак, что в области дошкольной литературы сделано немного. Прав Маршак в своей крайней требовательности к дошкольному писателю. Не снижая требований Маршака, можно сказать, товарищи, что в детской литературе немного (значительно меньше, чем в книгах для старших ребят), но все-таки кое-что сделано, и я хочу на этом сделать ударение. Если мы окинем взором свои силы, если к ленинградским, к московским писателям мы прибавим еврейского поэта Квитко, подлинного поэта для ребят, украинских, закавказских и других писателей, то получится уж не такая слабая армия.

«Наши книги далеки еще от идеала. Но можно ли их уже назвать литературой?

Я думаю, что еще стопроцентных художественных произведений с новым, советским содержанием почти нет. Но несомненно, что книга Маршака о Днепрострое— это уже большая книга для маленьких. Книги Чуковского — настоящая детская литература. Что же касается книг Федорченко, Смирновой, Александровой, Кассиля, Харика, Введенского, Рудермана, то нужно сказать, что во всех этих книгах есть отдельные места, отдельные страницы и строфы, судя по которым можно уже сказать, что у наших детских писателей есть творческие возможности для создания советской художественной дошкольной литературы. Да, пока в наших книгах (я говорю и о себе) есть еще только куски, отдельные хорошие страницы и строфы. Тем более нам нужна поддержка в нашей трудной работе. Тем более нам нужна уже настоящая критика, разговоры по существу. Этого мы ждали от Маршака, этого мы ждали на всесоюзном съезде.

«Мы пока что идем робко, нерешительно шагаем. Но при условии большей ответственности перед читателем, при условии систематической работы над собой и творческой помощи друг другу мы добьемся художественных книг с новым советским содержанием. Очевидно детским писателям надо работать в дошкольной литературе с большевистским упорством, чтобы поскорее взять эту крепость.

О переизданиях.

Сейчас в Детгизе имеется тенденция замкнуться в круг переизданий по детской литературе. Здесь особенно страшно ограничиться тем, что сделано... надо работать над новыми темами, над расширением кругозора в детской литературе. Именно поэтому нужно, чтобы Детгиз занялся изданием новых произведений. Нельзя издавать одни стабильные библиотечки для школьников.

«Нельзя, чтобы переиздания мешали экспериментировать.

Надо дать дорогу новым опытам, дать возможность новым силам идти в детскую литературу.

«Мы все время говорим о том, что наша детская литература интернациональна, но до сих пор мы еще не дали русским детям перевода того лучшего из детской литературы, что имеется в национальных республиках. Я думаю, что после всесоюзного съезда мы добьемся сборника, в котором будут бережно собраны все лучшие вещи советских детских писателей (аплодисменты)

РЕЗОЛЮЦИЯ ПО ДОКЛАДУ А. М. ГОРЬКОГО, СОДОКЛАДУ С. Я. МАРШАКА И ДОКЛАДАМ О ЛИТЕРАТУРАХ НАЦИОНАЛЬНЫХ РЕСПУБЛИК.

Первый всесоюзный съезд советских писателей, заслушав и обсудив доклад А. М. Горького о советской литературе, доклады о литературах Украинской CCР, Белорусской ССР, Грузинской ССР, Армянской ССР, Азербайджанской ССР, Таджикской ССР, Туркмэнской ССР, Узбекской ССР и Татарской авт. ССР и содоклад о детской литературе, констатирует, что советская художественная литература народов Советского союза в результате победоносного социалистического строительства и разгрома классовых врагов пролетариата и трудящихся СССР выросла в могучую силу социалистической культуры и воспитания трудящихся масс в духе социализма.

Под руководством героической ВКП(б) во главе с т. Сталиным и благодаря повседневной помощи партии писатели всех народов СССР пришли на свой первый съезд как коллектив, идейно, организационно и творчески сплоченный вокруг партии и советской власти в единый союз советских писателей.

Съезд одобряет деятельность оргкомитета союза советских писателей, осуществившего объединение советских писателей в союз советских писателей и обеспечившего подготовку их первого съезда.

Съезд отмечает выдающуюся роль в этом деле великого пролетарского писателя Максима Горького.

Съезд поручает руководящим органам союза советских писателей, учтя доклады и обмен мнений на съезде, незамедлительно разработать меры содействия советским писателям в их творческой работе, помощи молодым начинающим советским писателям и укрепления связи писателей с трудящимися массами, — чтобы вся деятельность союза советских писателей обеспечила дальнейший подъем творческой работы во всех областях советской литературы и создание высокохудожественных, проникнутых духом социализма произведений искусства.

ПОДВЕДЕМ ИТОГИ:

  1. Именно с момента принятия данной резолюции начинается новый этап в осознании путей развития всемирной литературы. Признано, что в ней сосуществуют две буржуазная и пролетарская (социалистическая или литература социалистического реализма) беллетристики. Сосуществуют две теории развития литературы, две эстетики — буржуазные и пролетарские.
  2. Политика и литература — сестры. Обеими руководят буржуазные или коммунистические партии. Первые тщательно прячут своё участие в жесткой цензуре на книжном рынке от общественности. Вторые открыто — на весь мир признают, что социалистический писатель работает под руководством своей пролетарской партии. И писательские съезды проводятся публично. Принимаются и публикуются резолюции. О них знает весь мир. Как в экономике, так и в литературе, искусстве, идёт острая классовая борьба.
  3. Резолюция признала принцип пролетарского интернационализма за основу всех надстроек над базисом, включая литературу. Поэтому война пролетариата с буржуазным космополитизмом и национализмом, как и война буржуазии с интернационализмом и соцреализм естественны в условиях обостряющейся борьбы классов за выживание.
  4. Как показала история, ряд голосовавших за данную резолюцию писателей и даже докладчиков проявили свою враждебность по отношению к решениям писательского съезда и к партийным решениям. Пришлось их не только изгонять из пролетарского Союза писателей, но и арестовывать и судить за предательство советского пролетариата и крестьянства по законам военного времени. Они сами, будучи троцкистами или связавшись с ними, накликали беду на свою голову.

Новости
08.11.2018

Первый день “Диалога Культур”:

Фильмы, дискуссии, немного укропа и эмоции участников
07.11.2018

Спектакль художественной группировки "Территория"

11 ноября в 19.00 в «Есенин-центре» (пер. Чернышевского, д.4, стр.2) пройдёт спектакль художественной группировки «Территория».

Все новости

Книга недели
Такой разный  Тургенев.

Такой разный Тургенев.

Ирина Чайковская.
Такой разный Тургенев. –
М.:
Академический проект, 2018. –
331 с. – 500 экз.
В следующих номерах
Колумнисты ЛГ
Волгин Игорь

Нигилисты тоже любить умеют

Эти северянинские строки я впервые открыл для себя в далёком детстве. Особенно п...

Кабыш Инна

«Муму» как преступление и наказание

Тургеневу повезло. Его никогда не сбрасывали с «корабля современности», не запре...