8. В ЛОНДОНЕ ВСПОМИНАЛИ МАКСИМА ГОРЬКОГО.

8. В ЛОНДОНЕ ВСПОМИНАЛИ МАКСИМА ГОРЬКОГО.

I. Первая хорошая новость

Закрылся ещё один антисоветский блог о М. Горьком накануне 150-летнего юбилея великого пролетарского писателя.

Блог на русском языке «Неизвестный Горький» вёл в течении 10 лет немецкий филолог-славист Армин Книгге, (университет Киль, Германия).  http://www.neizvestnyj-gorkij.de/.

На немецком он продолжает вести этот блог. И на здоровье. Немцы не утратили интереса к явной антисоветчине. Русских блог не интересовал, потому что своих антисоветчиков расплодилось - пруд пруди. И ... финансирование прекратилось.

Какие «фундаментальные проблемы» двадцатого века интересовали немецкого блогера? Он перечисляет их:

  • проект большевизма и его религиозные корни;
  • “Две души» России между Европой и Азией;
  • значение понятия «советская литература»;
  • роль русской интеллигенции во время сталинской диктатуры;
  • значение советского прошлого в наши дни.

Какой начитанный профессор! Все он знает! Русские во многом сомневаются и чего-то не понимают в своей истории, а этот немец оказывается знает русскую и советскую историю лучше русского профессора! И он 10 лет учил русских, как читать и понимать творчество М. Горького!? Смелый немец!

Мы прекрасно понимаем, откуда  у него эти «знания».  Интересовавшие его вопросы разрабатывались в известных университетских лабораториях под присмотром спецслужб с легкой руки Черчилля — его речи в Фултоне, произнесённой в 1946 г. Дополнялись они позже во все времена горячей «холодной войны». Как создавалась спецслужбами эта массовая культура и как пеклись на этой кухне эти «знания» о советской литературе после войны рассказывает британская журналистка, историк Френсис Стонор Сондерс в своей книге «ЦРУ и мир искусств: культурный фронт холодной войны» (1999).

  В разработке подобных антисоветских «проблем» активную роль принимают и некоторые современные российские литературоведы, включая тех, кто занимается изучением творчества Певца социализма М. Горького.

  Для антисоветчиков основные принципы и положения советского литературоведения - как ножь в сердце! Пикни про них — и с работы попросят. А на что жить, изволите-с? - спросил бы Молчалин.

Поэтому они маскируют свои антисоветские взгляды под разными мифами и пишут о них книги, статьи, доклады на конференции. Они вроде как и ЗА М. Горького, а на самом деле ПРОТИВ него работают. Пытаются на двух стульях усидеть. Некоторым такое не удобство нравится — платят хорошо.  

Закрылся один немецкий, а сколько ещё осталось подобных русскоязычных сайтов? — не знает никто.

II. Вторая хорошая новость

Взявшись за подготовку материалов для новой темы, открыл для себя английского литературоведа коммуниста Р. Фокса (1900-1937). Прочитал его замечательную книгу «Роман и народ»* и нашёл в приложении его «Речь на митинге памяти Максима Горького» в Конвей-Холле (Лондон). Он произнёс ее давным-давно в июне 1936 года - более 80 лет назад.

Предлагаю ознакомиться с речью английского коммуниста. В ней он изложил почти все основные положения метода и теории социалистического реализма, а также советского горьковедения, которые актуальны и в наши дни, но только для людей советских (мы на них воспитывались с детства).

E9C1AE3C-6F39-4BFC-85FB-76968250247F.jpeg

III. Речь на митинге памяти Максима Горького» в Конвей-Холле (Лондон), произнесенная английским литературоведом коммунистом Р. Фоксом, автором замечательной книги «Роман и народ».  

«Смерть Максима Горького, который был... одним из величайших писателей нашего вре­мени, ощущается как очень тяжкая утрата далеко за пределами его родины, СССР.

Горький был:

  1. «человеком такого великого мужества, такой глубокой простоты и та­кой непререкаемой честности, что его полю­били не только в его стране, но во всех странах мира тысячи людей, сражающихся в той же битве за человечество, в которой сражался Горький.»
  2. Писатель родился в России, не в Англии «А сегодня мы чтим память чело­века, который по рождению был для нас чу­жим. Он был так любим за пределами своей страны, потому что в своем творчестве он искренно отразил страдания, надежды и волю к победе эксплуатируемых во всех частях све­та. Немногие люди боролись против человече­ской подлости с такой энергией и мужеством, как Горький, и немногие видели столь же  ясно, что корней человеческой подлости сле­дует искать в собственнической структуре нашей цивилизации.»
  3. Вспомнил он и Первый Всесоюзный съезд советских писателей и выступле­ние М. Горького на открытии его: «Мы выступаем как судьи мира, обречен­ного на гибель, и как люди, утверждающие подлинный гуманизм, гуманизм революционно­го пролетариата, гуманизм силы, призванной историей освободить весь мир трудящихся от зависти, подкупа, от всех уродств, которые на протяжении веков искажали людей труда. Мы — враги собственности, страшной и подлой богини буржуазного мира, враги зооло­гического индивидуализма, утверждаемого ре­лигией этой богини». Жизнь Горького представляется нам сей­час великой и значительной, потому что она пыла связана с усилием, направленным на низвержение этой богини.
  4. «Жизнь Горького бы­ла связана, с превращением русского рабочего класса в класс для себя,.... связана с прошлым рос­сийского пролетариата, в течение единственного по своему значению периода мировой истории, когда этот класс вышел к свободе и к построению нового общества, созданного на основах отрицания частной собственности на средства производства, общества без клас­сов, первого общества, где человек стал полно­ценным человеческим существом.»
  5. «Жизнь Горького была связана с тремя ре­волюциями в России: революцией 1905 года, Февральской революцией 1917 года и Октябрь­ской революцией 1917 года. Горький был верным и близким другом Ленина и Сталина. Как и они, он изведал тюрьму и ссылку. С самого начала своей политической жизни Горький поддерживал большевиков. Горький сам был бродягой, рабочим в пекарне и на железной дороге и принимал участие в жизни русского пролетариата. После периода увлечения анар­хизмом он увидел в большевиках и в лично­сти Ленина ту решимость и простоту, ту несо­крушимую веру, которые должны были опро­кинуть царскую империю, и Горький подвел итог и описал эти качества, в своей книге вос­поминаний о Ленине. Горький всегда чувство­вал, что нужны именно эти качества, чтобы преобразовать русский народ.»
  6. Р. Фокс объясняет, почему М. Горький становится знаменитым в русском литературном мире. Он вспоминает о Чехове и Льве Толстом и о положении русского общества и русской лите­ратуры в 1880-е годы. .. Первому «казалось, что лучшие силы русского общества принесены в жертву в бесполезной борьбе против царизма, и все творчество Чехова пронизано этим чувством.» Второй... «перешел к полнейшему христианскому непротивлению», .... когда «Горький же внес свежую струю в эту атмосферу отчаяния и принес благую весть надежды всему русскому народу, и вот по этой-то причине—потому что он возник как новая сила изнутри русской народной жизни — он и стал знаменит так внезапно по всей России. Это чувствуется во всем его стиле.
  7. “Горький показал рус­ским писателям, что если самодержавие оли­цетворяет жестокость и насилие, существуют пути и средства для борьбы с самодержавием, что нет никаких оснований отчаиваться даже после жестокого поражения 1905 года. Горь­кий эмигрировал и пробыл за границей много лет, но все время, пока он находился в Соеди­ненных Штатах и в других местах, он работал для социал-демократической партии. Поселив­шись на Капри, Горький продолжал борьбу за свержение самодержавия и за пришествие рус­ской революции. Вы помните, что он организовал на Капри школу для революционных рабочих”. Слушавшие речь Р. Фокса пролетарии на митинге знали об этом.
  8. М. Горький «участ­вовал в активной революционной работе. Переписка Ленина с Горьким содержит массу писем, в которых идет речь не только о вопро­сах философии, но и о практических вопро­сах, о том, какую помощь может Горький ока­зать большевикам по нелегальной доставке их газеты в Россию.... Разве вы забыли «Мать»?...Во всем мире есть люди, впервые приобщившиеся к политике благодаря «Матери». Исключительным досто­инством этой книги является также и то: что она породила другое произведение искус­ства—великий фильм «Мать».
  9. Р. Фокс убедительно объяснял:  «Мно­гие из английских писателей чувствуют сей­час, что будущее английской литературы ле­жит только на путях более тесного сотрудни­чества писателей с пролетариатом. Они видят в этом сейчас величайший залог сохранения культурного наследства Великобритании. Они видят в этом свою величайшую надежду на будущее.
  10. Р. Фокс приводит пример из истории английской литературы: «Я хочу специально подчеркнуть, что сей­час появляется все больше и больше писате­лей, которые видят единственную свою надежду в том пути, который нам впервые был ука­зан Максимом Горьким и который один только позволит сохранить лучшее из наследия на­шей страны и бороться за обновление и совершенствование нации. У нас были крупные пи­сатели— выходцы из рабочих семей, но они все трое (Уэллс, Лоренс и Миддльтона Мерри) отказались от класса, из которого они вышли. Все трое пытались проложить себе до­рогу в общество», ....позволив вести себя на поводу клике торговцев культурой — аристократов и плутократов, которые думают, что обладают моно­полией нашей культурной жизни.»

Он говорит о разрушение культурной жизни стра­ны правящим классом и делает вывод под аплодисменты собравшихся о том, что только пролетарские «писатели не позволят вырождаю­щейся социальной клике монополизировать духовную жизнь нашей страны».

  1. «Критики утверждают, что политика погу­била Горького. Они говорят: посмотрите, что он сделал после 1917 года, желая этим сказать, что он не создал ничего творческого. ... Творчество Горького, начиная с 1917 года, как коли­чественно, так и качественно выдержит срав­нение в положительную сторону с творчеством любого другого европейского писателя. Его творчество в социальном смысле было творчеством, которое придало большую славу име­ни, уже обеспеченному бессмертием, чем все сделанное им раньше.»

И правда. Стоит посмотреть десятки томов писем, выступлений, статей, романов и рассказов, а кроме того его участие в издательской работе, чтобы убедиться в том, что не было ни в те годы, ни позже на земле ни одного писателя, который бы смог сделать больше его.

  1. Р Фокс продолжает: «Горький открыл путь новой культуре, которая должна была по­ явиться с установлением социализма: его об­ щественная работа была по существу творче­ской, а не просто охранительной. А та работа, которую он совершил после своего окончатель­ного возвращения в Советский Союз ,... взятая им на себя гигантская задача реор­ганизации всей русской литературы и объеди­нения советских литераторов в один мощный Союз писателей, это одно уже должно заставить каждого писателя в стране помнить о нем с благодарностью.»
  2. М. Горький, поощрял:
  • «создание коллек­тивного труда о Беломорканале; но это лишь один том из огромного предприятия, начатого по инициативе Горького, — предприятия, кото­рое должно дать:
  • историю всех фабрик и заво­дов,
  • всех крупных сельских хозяйств в Совет­ском Союзе, работы, которая даст живую кар­тину построения социализма. Она задумана как история построения социализма, и впер­вые лучшие творческие силы страны объеди­нены для создания этого коллективного труда...
  • Горький ... впервые предложил и первый органи­зовал работу по созданию истории гражданской войны, героического периода русской революции.

В конце речи Р. Фокс подводит итоги:

А) ... «прошлое Горького — это путь рабочего класса, сделав­ший революцию возможной. Советский Союз оплакивает сейчас человека, которого народ любил именно потому, что так отчетливо это чувствовал».

Б) «... Грустно уми­рать человеку, когда его любит народ; чело­веку следовало бы жить, потому что он должен видеть, как осуществляется все то, ради чего он жил; потому что все эти люди, с которыми он связан, непрерывно воссоздают его соб­ственную жизнь.»

В) «... эта любовь, которую питали к Горькому, ока­жется плодотворной для Советского Союза в будущем; она создаст первому социалисти­ческому государству многих, еще более вели­ких Максимов Горьких, истинных инженеров человеческих душ.»

4105FF49-18B0-4044-A6A8-83B59786FEF2.jpeg

Памятник английским бойцам-интернационалистам, погибшим в борьбе с фашизмом в Испании  

6BA7F488-0FA4-4B7C-B751-AF40398A56C1.jpeg

Сегодня отношение к М. Горькому правящая верхушка приказала изменить: от всенародной любви к равнодушию, а затем и к ненависти, такой — какую питают «враги собственности, страшной и подлой богини буржуазного мира, враги зооло­гического индивидуализма, утверждаемого ре­лигией этой богини».  

Эти враги надеются, что с памятью о Горьком они вышибут из нашего сознания и память о всей классической советской литературе.

Каких писателей изучать в школе? - данный вопрос стоит на повестке дня литературоведов и «реформаторов» школьного и вузовского образования.

—————

  • Книга Р. Фокса «Роман и народ» легче всего скачивается на сайте — lenincrew.com.

Новости
10.10.2018

«РОДНОЕ И ВСЕЛЕНСКОЕ В ТВОРЧЕСТВЕ ЮРИЯ КУЗНЕЦОВА»

Всех интересующихся отечественной поэзией и культурой приглашаем принять участие в конференции, посвященной творческому наследию Ю. П. Кузнецова
09.10.2018

«ЗОЛОТОЙ ВИТЯЗЬ» и «СВЯТАЯ РУСЬ»

10 октября Севастополе в Драматическом театре    Черноморского Флота РФ им. Б.А. Лавренева состоится торжественная церемония Открытия IX Славянского форума изобразительных искусств «Золотой Витязь». 

Все новости

Книга недели
Как жаль,  что Толстой  не арбуз.

Как жаль, что Толстой не арбуз.

Фёкла Толстая. Как жаль,
что Толстой
не арбуз. –
М.: Издательство АСТ, 2018. –
320 с. –
3000 экз. – (В ритме эпохи).
В следующих номерах
Колумнисты ЛГ
Макаров Анатолий

Дух оттепели

Размышляя о прожитом, склоняюсь к тому, что лучшие годы жизни совпадали с тем, ч...