МАКСИМ ГОРЬКИЙ И ПЕРВЫЙ ВСЕСОЮЗНЫЙ СЪЕЗД СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ. 22. Доклад Самуила Маршака о детской литературе (Статья 2-я)

МАКСИМ ГОРЬКИЙ И ПЕРВЫЙ ВСЕСОЮЗНЫЙ СЪЕЗД СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ. 22. Доклад Самуила Маршака о детской литературе (Статья 2-я)


9BC95595-E424-46FF-AF0E-061D6FEFCDB2.jpeg Жанры детской литературы

Далее С. Я. Маршак говорит о некоторых жанрах детской литературы.

О сказке: «У многих наших обывателей есть представление, будто бы сказку убила революция.Я думаю, что это ложное представление. Правда, наши левацки настроенные методисты детского чтения и литературные критики изгнали на некоторое время из библиотек старого Андерсена и отвадили наших детских писателей от сказочных образов. Но сказку убила не революция. Сказка была убита до революции.

«Где сейчас в Западной Европе Гофман, Гауф, Андерсен, Топелиус? Где их наследники, новые сказочники той же смелости и того же таланта? Вы не найдете ни одного имени, достойного хотя бы в малой степени числиться в этой плеяде... Из всего сказочного богатства в них уцелел только прокатный ассортимент фей, русалок, эльфов, гномов, троллей, леших, ангелов, принцесс и говорящих лягушек.

Книги о путешествиях.

«В анкетах читателей-детей чаще всего упоминаются два литературные жанра: «приключения» и «путешествия».  

«Приключения» на языке ребят далеко не всегда означают авантюры, чаще всего — это события, эпизоды, факты. Требуя «приключений», читатели настаивают на фабульной книге, а иногда на целой серии фабульных книг с общими героями.К путешествиям они предъявляют точно такие же требования. «В своих письмах к Горькому ребята говорят о собраниях и циклах путешествий. В одних письмах циклы охватывают мореплавателей эпохи великих открытий, в других — все путешествия на полюс, в третьих — экспедиции советских ученых.

Ребята читали книги для детей, написанные М. Пришвиным («Записи егеря Михал Михалыча» и др.), на повести и рассказы В. Бианки.

«Пришвин — писатель для взрослых. Пожалуй не всякий ребенок, а только прирожденный натуралист, путешественник и охотник согласится обойтись без внешне законченной фабулы и полюбит книги Пришвина за богатство языка и материала. Но зато всякий писатель, который захочет писать о животных, оценит пришвинские рассказы для детей и многому у него научится.

«Романтическая фабула и серьезные знания естественника — вот что привлекает ребят в рассказах и повестях Виталия Бианки. Это пожалуй первый из наших детских писателей, который ввел в свои книги настоящий биологический материал, не отказываясь в то же время от создания сюжетной повести.

Исторический роман

«Дать ребятам историческую перспективу может только школа. Даже для того, чтобы понять и оценить исторический роман, ребята должны располагать хотя бы минимумом представлений и сведений.

«Но все-таки большинство людей начинает по-настоящему любить историю или отдельную ее эпоху после хорошей исторической повести или увлекательной драмы, увиденной в театре. Для одного человека — это Шекспир, для другого — «Борис Годунов», для третьего — роман Вальтера Скотта, а может быть и Дюма. В старой детской литературе ... были целые шкафы книг, толстых и тонких, «роскошных» и «народных», написанных немецкими доцентами и русскими второсортными литераторами...

«В старой исторической библиотеке для детей были «Песнь о Роланде», «Песни скальдов», «Илиада», «Одиссея», Тит Ливий, Тацит, Бенвенуто Челлини, «Декамерон» (избранные новеллы), русские летописи, былины и исторические песни. Надо вспомнить, что на одну повесть приходилось несколько серьезных книжек, содержащих исторические очерки и документы с комментариями. Пожалуй эти научные книжки так же мало пригодны для советского школьника ... И все-таки, перелистывая их, мы можем сделать важные практические выводы.

«Если мы хотим создать для детей настоящую историческую библиотеку, которая будет служить основой их культуры, мы не должны гнаться за скороспелой и поверхностной фабрикацией исторической беллетристики.

Во-первых, «Нам следует отобрать из мировой литературы и заново перевести и тщательно подготовить к изданию исторические поэмы, баллады, сказания и романы, которые дадут детям понимание далеких эпох.

Во-вторых, «Нам надо взять все, что возможно, из лучшей современной исторической беллетристики для взрослых, иной раз пожалуй подвергнув ее переработке, однако никогда не допуская механического сокращения и вульгаризации. Вспомним, как пересказал Шекспира Чарльз Лэм. Этот пересказ завоевал в английской литературе почетное место. Но одной беллетристики мало.

В-третьих, «Мы должны обратиться к нашим серьезным специалистам-историкам и с их помощью смело дать ребятам в руки настоящее историческое исследование. Мы знаем, как любит читатель-ребенок и подросток чувствовать себя исследователем, искателем потерянных следов.

В-четвёртых, «Мы должны дать детям исторические документы — летописи, хроники, записки, но с новыми комментариями. Но только надо помнить, что комментарий — это ...подлинный голос нашего времени. Комментарий может не только осветить по-новому старую книгу, но и обогатить ее.

«Отбирая материал для создания исторической библиотеки, мы должны учесть, что у каждой эпохи были свои сюжеты, свои любимые герои. Мы тоже должны облюбовать своих героев, находя их на самых различных страницах истории. Нам нечего бояться далеких эпох.

В-пятых, «Ребята в переписке с Горьким спрашивали «о строителях пирамид, о финикийских моряках, о средневековых ученых, которых сжигала инквизиция. Но это не значит, что нужно заслонить стариной те недавние события, очевидцы которых еще находятся среди нас. Во множестве писем читателей настойчиво повторяется просьба о том, чтобы старые большевики рассказали о своем революционном прошлом, о жизни в ссылке, о бегстве из тюрьмы, о том, как они работали в военных подпольных организациях на фронте, как они брали Кронштадт и Перекоп.

Книжки  для маленьких

Каковы критерии оценки книжек для маленьких? - спрашивает С. Маршак и отвечает:

«Здесь нужны особо тонкие весы, чувствующие каждое двустишие, которое может быть настоящим событием в жизни ребенка. Только при самом бережном отношении к стихотворным и прозаическим строчкам мы можем собрать много детских песен, загадок, считалок, сказок, присказок, маленьких повестей в пятнадцать страниц и рассказов в три страницы... Такие вещи не создаются каждый день.

«Нелегко найти писателя, который создал бы повесть для старших детей, но еще гораздо труднее отыскать поэта или прозаика, который мог бы написать поэму, песню или рассказ для маленьких. У нас в этой области сделано очень немного. «Это и неудивительно. Как и в сказке, здесь нужна законченность, предельная простота, настоящий художественный синтез, которого мы еще не достигли. А требование на книжку для маленьких у нас такое, какого еще никогда не было в мире. За время революции у нас появилось около десятка хороших книжек для маленьких. Но нельзя сказать, чтобы в 1934 г. мы стали намного богаче в этой области, чем были, скажем, в 1930 или в 1929 г. Заметного развития еще нет.

«Надо полагать, что Детгиз скоро переиздаст для нее все лучшее из того, что появилось уже в советской дошкольной литературе, и напечатает хорошо отобранные сказки Андерсена, Топелиуса, братьев Гримм. Впрочем, рассчитывать надо не только на издательства.

«Главная наша надежда— на всю советскую литературу. Может быть она соберется с силами и даст еще в этом году большую книгу для маленьких: новую повесть, новую сказку, новую песню (продолжительные аплодисменты).


Новости
08.11.2018

Первый день “Диалога Культур”:

Фильмы, дискуссии, немного укропа и эмоции участников
07.11.2018

Спектакль художественной группировки "Территория"

11 ноября в 19.00 в «Есенин-центре» (пер. Чернышевского, д.4, стр.2) пройдёт спектакль художественной группировки «Территория».

Все новости

Книга недели
Такой разный  Тургенев.

Такой разный Тургенев.

Ирина Чайковская.
Такой разный Тургенев. –
М.:
Академический проект, 2018. –
331 с. – 500 экз.
В следующих номерах
Колумнисты ЛГ
Волгин Игорь

Нигилисты тоже любить умеют

Эти северянинские строки я впервые открыл для себя в далёком детстве. Особенно п...

Кабыш Инна

«Муму» как преступление и наказание

Тургеневу повезло. Его никогда не сбрасывали с «корабля современности», не запре...