МАКСИМ ГОРЬКИЙ — ЛЕТОПИСЕЦ СОБЫТИЙ ПЕРВОЙ ТРЕТИ ХХ ВЕКА. 3. Революции 1917 года.

МАКСИМ ГОРЬКИЙ — ЛЕТОПИСЕЦ СОБЫТИЙ ПЕРВОЙ ТРЕТИ ХХ ВЕКА. 3. Революции 1917 года.

150 лет со дня рождения великого русского писателя, драматурга и общественного деятеля А.М. Горького.
————————————————
1
Отношение М. Горького к революциям 1917 года нельзя считать однозначным. Доказательством тому служит его журналистика.
Весь год он писал статьи о событиях, происходивших у него на глазах в России, и публиковал их в газете "Новая жизнь", издаваемой им с коллегами. Позднее он собрал их издал книгой под странным названием "Несвоевременные мысли".
В статьях он выражал своё недовольство поведением людских масс, действиями Ленина и росийских чиновников накануне, во время и после двух революций - февральской и октябрьской. Описывал события такими, какими он видел и, как ему казалось, понимал.
d6c46e8ba3ea708d18a1c93e2a113103.jpeg

Однако не всегда человек правильно может оценить обстановку. Даже такой гениальный ум, как М. Горький...
Вооруженные винтовками солдаты после трёх лет империалистической войны вернулись в голодную Россию с фронта после трусливого отречения царя от престола. Миллионы контуженных и раненных. Ослабленная длительным отсутствием мужских рабочих рук деревня. Натворили все это не большевики, а царский режим. Чуть позже за границу бежали царские чиновники, не желавшие работать на победивший пролетариат, а также дворяне, аристократия, буржуа, купцы, интеллигенция, бросившие русский народ на произвол судьбы. .
Убийства, грабежи, бандитизм, воровство, грубость после февраля 1917 г. Падение нравов, насилие, унижение женщин вылилось на улицы городов. Расправа без суда и следствия. Упадок культуры, вывоз произведений искусства за границу - все это вместе взятое не могло не ошарашить культурного и образованного человека, привыкшего к порядку и дисциплине в общественных местах. Столь резкие перемены в обществе не могли не привести в ужас и Горького.
Он свалил всю вину за эти ужасы на Керенского, Ленина и большевиков. Будто не было Временного правительства!? Не было поражений царской армии на фронтах Первой Мировой войны!? Не было дезертирства и расстрелов офицеров и солдатских бунтов!?
Он писал в тех статьях:
"Вообразив себя Наполеонами от социализма, ленинцы рвут и мечут, довершая разрушение России — русский народ заплатит за это озерами крови".
"Сам Ленин, конечно, человек исключительной силы; двадцать пять лет он стоял в первых рядах борцов за торжество социализма, он является одной из наиболее крупных и ярких фигур международной социал-демократии; человек талантливый, он обладает всеми свойствами «вождя», а также и необходимым для этой роли отсутствием морали и чисто барским, безжалостным отношением к жизни народных масс.
«Ленин «вождь» и — русский барин, не чуждый некоторых душевных свойств этого ушедшего в небытие сословия, а потому он считает себя вправе проделать с русским народом жестокий опыт, заранее обреченный на неудачу".
И таких слов о вожде мирового пролетариата в тех его статьях немало.
Газета "Правда" тогда писала об этой серии статей: "Горький заговорил языком врагов рабочего класса".
М. Горький возражал: "Это — неправда. Обращаясь к наиболее сознательным представителям рабочего класса, я говорю: Фанатики и легкомысленные фантазеры, возбудив в рабочей массе надежды, не осуществимые при данных исторических условиях, увлекают русский пролетариат к разгрому и гибели, а разгром пролетариата вызовет в России длительную и мрачную реакцию.» (Из книги Горького. "Несвоевременные мысли".
В 1922 г. Горький уехал в Италию на лечение: опять началось обострение туберкулёза. Вернувшись через несколько лет в Советскую Россию, он смотрел уже другими глазами на страну и на народ. Он объехал пол-страны, радуясь за ту огромную работу, проделанную большевистской партией и лично Сталиным. За четыре оставшиеся ему года жизни писатель сумел навести социалистический порядок в русскоязычной и русской художественной литературе, собрать всех писателей на первый съезд и разработать теоретические метода социалистического реализма.
a2588be00f29a484b085d6731804c6d8.jpeg
2
В советские времена сборник "Несвоевременные мысли" не публиковался. В лекциях о Горьком на филфаке нам о нем не рассказывали. А зря!...
Когда я впервые в 1988 г. прочитал эту книгу М. Горького, я не поверил, что наш Буревестник мог так грубо ругать и революцию, и Ленина.
А ведь в сборнике можно найти немало "своевременных мыслей", применимых и к советским временам, и к сегодняшней ситуации в России. Примеры:
«Но говорить правду — это искусство труднейшее из всех искусств, ибо в своем «чистом» виде, не связанная с интересами личностей, групп, классов, наций...
«Для тех, кто уничтожает миллионы жизней, чтобы захватить в свои руки несколько сотен верст чужой земли, — для них нет ни бога, ни дьявола. Народ для них — дешевле камня, любовь к родине — ряд привычек. Они любят жить так, как живут, и пусть вся земля разлетится прахом во вселенной, — они не хотят жить иначе, как привыкли.
«Политика — почва, на которой быстро и обильно разрастается чертополох ядовитой вражды, злых подозрений, бесстыдной лжи, клеветы, болезненных честолюбий, неуважения к личности, — перечислите все дурное, что есть в человеке, — все это особенно ярко и богато разрастается именно на почве политической борьбы.
"Задача культуры — развитие и укрепление в человеке социальной совести, социальной морали, разработка и организация всех способностей, всех талантов личности, — выполнима ли эта задача во дни всеобщего озверения?"
3
Не все читатели сразу улавливают смысл названия сборника М. Горького -- "Несвоевременные мысли". Другие, понимая, сознательно троллят, искажают его смысл.
Почему он назвал мысли, возникавшие у него после февраля 1917 г. "несвоевременными" и никак не иначе?
Следует вспомнить о том, что в молодые годы Горький, как и многие другие русские интеллигенты в начале ХХ века, не избежал увлечения философией Фридриха Ницше  (1844-1900). В произведениях этого философа нашел он несколько "Несвоевременных размышлений" об истории, культуре, человеке. Тот доказывал, что удел современности – мелкие мыслишки, ничтожные страстишки, жалкие чувства. Надобно подняться над современностью и всмотреться в даль будущего.
Ницше СДЕЛАЛ ОЧЕНЬ ВАЖНОЕ ОТКРЫТИЕ, что "...существует такая степень бессоницы, постоянного пережевывания жвачки, такая степень развития исторического чувства, которая влечет за собой громадный ущерб для всего живого и в конце концов приводит его к гибели, будет ли то отдельный человек, или народ, или культура."
Смысл проясняется. Вернёмся в наши дни.
Разве не бессонница охватила почти все население  СССР в годы перестройки, затем — перестрелки?
Может, современная Россия избежала период "бессонницы" и "переживания жвачки"?
Разумеется, не избежала. Любая власть пытается пропагандой и агитацией, психологическими методами ввести в бессонное состояние людские массы. Убаюкивает их обещаниями, которых чаще всего не выполняет.
Если такое пережёвывание продолжается изо дня в день, у человека, населения целой страны развивается "...такая степень развития исторического чувства, которая влечет за собой громадный ущерб для всего живого и в конце концов приводит его к гибели, будет ли то отдельный человек, или народ, или культура." К восстанию, к цветной революции, к арабской весне, киевскому майдану...  
Другими словами говоря, наступает время, глубокого духовного КРИЗИСА, который может привести определенные народ, государство, цивилизацию к хаосу и гибели.
9dcf28313d2618ade6eb30353f8fd2ce.jpeg
Мы переживает такую эпоху, начавшуюся в 1917 г., эпоху  ГЛОБАЛЬНОГО перехода человечества от капиталистических отношений к некапиталистическим. Оно продолжается целое столетие, и нет у правящих буржуазных классов и сословий надежды на сохранение существующего в данный, текущий момент статуса-кво.
Ницше утверждал, что подобное кризисное состояние может привести человечество и все живое на планете к гибели. Во Второй Мировой войне только СССР, организованный партией советский народ спас человечество от гибели. Ныне вновь запахло порохом новой мировой войны. Кто сможет спасти человечество?
М. Горький понял идею, высказанную Ницше в ином ключе. Он был серьезно напуган тем, что наблюдал в 1917 г. в Петрограде после отречения от трона последнего Романова. Он пришел в ужас от хаоса, возникшего в городе - убийства, грабежи, бандитизм и пр. И он, описывая этот хаос, хотел предупредить  людей в своих "несвоевременных" статьях о той гибели, которую несла якобы людям и культуре революция.
4
Ленин звал Горького переехать из Петрограда в Москву. Он переехал. Посмотрел на новую жизнь народа и прекратил печатание статей в «Новой жизни». Начался период составления летописи тех преобразованиях, которые происходили в СССР на его глазах.
Уже в середине мая 1918 г. в одной из статей  Горький писал:
«Грязь и хлам всегда заметнее в солнечный день, но часто бывает, что мы, слишком напряженно останавливая свое внимание на фактах, непримиримо враждебных жажде лучшего, уже перестаем видеть лучи солнца и как бы не чувствуем его живительной силы… Теперь русский народ весь участвует в созидании своей истории — это событие огромной важности, и отсюда нужно исходить в оценке всего дурного и хорошего, что мучает и радует нас».
Так термин "несвоевременные мысли" М. Горького вошёл в публицистический и научный оборот и стал летописью тех исторических событий, которые он наблюдал, но не мог понять будущего поворота от хаоса к новому порядку - социалистическому.
Так Ницше дал Горькому "... возможность... проникнуть в ту неисторическую атмосферу, в которой возникает каждое великое историческое событие, и подышать ею некоторое время, то такой человек сумел бы, может быть, как познающее существо, возвыситься до над-исторической точкой зрения, на которую... указал как на возможный результат исторических размышлений"...
5
Спустя несколько лет Горький дал позитивную оценку событиям 1917 года, происходившим в Петрограде:
"Когда у нас, в 17 году, свергли царя, помещики и фабриканты хотели взять власть в свои руки и устроиться так же удобно для них, как после революции устроилась буржуазия Франции. Но большевики, рабочие и крестьяне, зная, что жизнь трудового народа от этого не станет легче, вступили с помещиками и фабрикантами в бой за власть, победили их, и взяли власть в свои руки и этим сделали весь трудовой народ единственным собственником всей земли, всех её богатств". (Том 25)
Позднее Горький опубликовал свой очерк о Ленине. В 1930 г., прочитав воспоминания Н. К. Крупской о Ленине, он писал ей: «И всю ночь я думал о том: какой светильник разума угас, какое сердце биться перестало!»
Вы не найдёте ни одной статьи из написанных и опубликованных писателем после 1918 г., в который бы он подтвердил правоту позиции, занятой им в месяцы, когда писал "Несвоевременные мысли". Наоборот в своей публицистике он постоянно заявлял о поддержке им политики, проводимой Лениным, большевиками, Сталиным; описывал успехи в строительстве новой жизни, позитивные преобразования в народном хозяйстве; восторгался достижениями в образовании и культуре.
Кому выгодно поднимать вопрос об этих "Мыслях" сегодня, 10, 20 и 30 лет назад? Антисоветчикам и русофобам в первую очередь.
Надо ли было печатать и обсуждать литературоведам с утра до вечера "Мысли" в 1920-30-е годы, если сам писатель не вспоминал о них, не включал в издаваемые им свои сочинения?
Нужны ли были те "мысли" советским людям в годы Великой Отечественной? В годы полетов в космос советских космонавтов? В годы, когда СССР стала признанной второй сверхдержавой мира, сдерживающей империалистические поползновения на господство над миром?
Горький писал по поводу "обсуждений":
"Полемика — премилое занятие для любителей схоластических упражнений в словесности и для тех людей, которые долгом своим почитают всегда и во всем доказывать свою правоту, точность мысли своей и прочие превосходные качества, коих эти люди являются беспомощными обладателями". ("Книга о русских людях";)
Почему громко заговорили и "запереживали" об "Окаянных днях" Бунина и "Несвоевременных мыслях" Горького в годы перестройки либералы?
Ответ не так прост: горячая идеологическая война не прекращается ни на минуту как одна из форм классовой борьбы ни в одной стране мира. Включая Россию. Ведётся классовая борьба и в литературе, искусстве, культуре. И все точно знают, что она не прекратится и в ХХI веке. Однако она не прекращалась и в советские времена.
Откройте реакционную буржуазную прессу. Ни одного хорошего слова мы не слышим о советских достижениях в культуре, искусстве, литературе, науке. И это естественно. Ну кто ей позволит говорить правду?
Помните у Горького?
"Реакция принимает везде более мрачный, средневековый характер, — это особенно сказывается в различных мелочах буржуазного быта, о котором у нас мало пишут. Реакция эта — реакция отчаяния, судорога агонизирующего общества. Мне кажется, что в прошлом никогда ещё реакция не принимала таких бездарных и отвратительных форм, какие теперь принимает она в Европе и Америке". Том 26.
Откройте прогрессивную прессу. Послушайте Зюганова, некоторых изборцев, Константина Сёмина. Посмотрите передачи "Точки зрения", прислушайтесь к мнениям ее участников на Красном канале (http://www.rline.tv). Вот в их выступлениях звучат нередко "несвоевременные" мысли!
Тема меня интересует также потому, что власть предержащие на них не откликаются, идут "своим путём", разрушая систему, созданную самими за четверть века. Они не могут свернуть с этого пути,
потому что российская власть - малюсенький винтик в локомотиве, несущемся на всех парах к новому кризису. Она - сырьевая сладенькая деталька, работающая в огромной капиталистической мегамашине.
Сегодня уродливости и мерзостей в новой России стало не меньше, чем было при Романовых. Если не больше. Поэтому столь много "несвоевременных" и своевременных мыслей мы читаем и слышим.
История повторилась. Трагикомедия перестройки-перестрелки, межэтнические конфликты, через  кровь и расстрелы переросла в страшную трагедию, унёсшую миллионы русских жизней в могилу. Ее устроители, масштабы их коррумпированности и безнаказанности вызывает массу несвоевременных мыслей не только у интеллигенции, но и у простых людей. Но власть делает хорошую мину при плохой игре и отгораживается от народа стеной, выстроенной из национальной гвардии, полиции и армии.
Николай Второй тоже надеялся на стену. Не помогла...
Фото:

Новости
23.09.2018

Назначен руководитель департамента культуры Москвы

«Литературная газета» поздравляет Александра Кибовского с назначением на должность министра правительства Москвы, руководителя департамента культуры столицы.
20.09.2018

Ограблен директор музея-квартиры Александра Солженицына

СМИ сообщают, что некий (уже задержанный полицией) гражданин Армении сумел мошенническим путём выманить 12 млн рублей у директора мемориального музея-квартиры А. И. Солженицына.

Все новости

Книга недели
Палата № 26.  Больничная история.

Палата № 26. Больничная история.

Олег Басилашвили.
СПб: Лимбус Пресс, ООО «Издательство К. Тублина», 2018.
– 240 с. – 3000 экз.
В следующих номерах
Колумнисты ЛГ
Болдырев Юрий

Скрытый дефолт

Два десятилетия после дефолта 1998 года. К десятой годовщине опубликовал в «ЛГ» ...

Акоев Владимир

«Толстяк», уходи!

Ядерное оружие против мирных людей использовали дважды в истории. Первый раз – 6...