МАКСИМ ГОРЬКИЙ — ЛЕТОПИСЕЦ СОБЫТИЙ ПЕРВОЙ ТРЕТИ ХХ ВЕКА. 7. На Первом съезде советских писателей (1934).

МАКСИМ ГОРЬКИЙ — ЛЕТОПИСЕЦ СОБЫТИЙ ПЕРВОЙ ТРЕТИ ХХ ВЕКА. 7. На Первом съезде советских писателей (1934).

150 лет со дня рождения великого русского писателя, теоретика и историка литературы.

Великая депрессия или «грязные 30-е» в истории Запада
К 1929 г. СССР зализал раны, нанесённые белогвардейцами армиями и войсками империалистических государств, и приступил к строительству фундамента социалистического общества. Уже ликвидирована безграмотность, миллионы детей подростков, юноши и девушки учились в новых школах, новых техникумах и сотнях новых вузов. В начале 30-х советский народ приступил к индустриализации страны и коллективизации крестьянства. Появилась молодая советская интеллигенция и образованный класс. Создана Красная армия, укомплектованная молодыми образованными офицерами. Открывались клубы, дворцы пионеров. Заработали курорты для рабочих и крестьян.
В стране шла острая классовая борьба с врагами социализма, внутри компартии —  продолжались бои сталинцев с троцкистами, в страну тайно засылались белогвардейские шпионы и диверсанты. Об всем этом рассказывали участники Первого съезда советских писателей.
Буржуазный Запад вздрогнул от Великой депрессии, мощный волны общего кризиса капитализма. Она началась в 1929 г. и продолжалась 10 лет. Уровень промышленного производства упал - отброшен на 30 лет назад. По улицам городов бродило около 30 млн безработных. Миллионы умирали от голода и болезней. В США от 25 до 90 % детей страдали от недоедания, сообщает Википедия.
Буржуазия в своих бедах обвиняла коммунистов, «красных». Она не искала мирных путей выхода из депрессии и приступила к подготовке новой империалистической войны. Передовым отрядом агрессии банкиры избрали Германию. В 1933 г. навязали ей фашизм. Банкиры бросили к ногам Гитлера дешевые кредиты и подчинили ему всю экономику западной Европы.
В такой сложной международной обстановке проходил первый съезд советских писателей.

Рождение пролетарского литературоведения.
Бифуркационный взрыв (раздвоение системы) в науке о литературе произошел в начале ХХ века. Когда российский пролетариат выступил против буржуазно-дворянской власти.
Пролетарское литературоведение как научная дисциплина родилась в начале ХХ века. У ее истоков стоял М. Горький. Именно молодой русский писатель опубликовал серию статей, в которых он выступил с критикой и царизма, и дворянской литературы. Именно он заложил основы той теории литературы и той теории  истории всемирной литературы, которые позднее были развиты советскими писателями, поэтами, критиками, литературоведами, искусствоведами. И против которой более сотни лет идёт утонченная критика русских националистов и русскоязычных либералов и русофобов.  
Методология развития пролетарской художественной литературы отрабатывалась классиками марксизма-ленинизма задолго до Первого съезда советских писателей. Они обосновали прихода в мировую культуру новой ПРОЛЕТАРСКОЙ КУЛЬТУРЫ  (выделятся прописными буквами всюду мною - ЮГ.), искусства и литературы. Они обосновали и развили новые эстетические категории — классового характера и партийности литературы, идейности и народности новой культуры.
В первой стране победившего пролетариата — СССР, впервые в истории всемирной литературы сосуществовали три литературы: традиционная дворянская во главе с классиками мирового масштаба - Л. Толстым и Ф. Достоевским, молодая советская рабоче-крестьянская во главе с М. Горьким и белоэмигрантская в Европе и Китае во главе с Буниным.
Труднее всего было жить, развиваться молодой советской литературе. Человечество не знало, сможет ли победивший пролетариат самостоятельно развивать новую, невиданную в мировой истории рабоче-крестьянскую литературу, искусство, культуру и науку. В муках рождался и новый метод изображения новой социально-политической реальности. Задолго до съезда писателей лучшие пролетарские умы сформулировали основные положения нового метода — социалистического реализма.
Немало выступлений и статей  было написано М. Горьким о литературе, ее истории и о социалистическом реализме после возвращения его на родину. Например, летом 1931 г. он опубликовал статью «О литературе и прочем», в 1933 г. - «О социалистическом реализме». В них он развивал многие идеи, прозвучавшие в докладах и сообщениях выступавших на Первом съезде советских писателей. (Тома 26 и 27 соответственно).
На первом съезде писателей были подведены только ИТОГИ многолетнего развития теории социалистического реализма. Съезд ЗАКРЕПИЛ ее как новейшую науку о литературе в мировом литературоведении и подчеркнул классовый характер всемирной художественной литературы.
Так пролетарское литературоведение подорвало монополию буржуазного литературоведения и мгновенно вызвала реакцию в ответ — мощное сопротивление со стороны авторитетных буржуазных интеллектуалов и литературоведов. Громадные силы были сформированы в западных университетах для борьбы с материалистической гуманитарной наукой на всех фронтах холодной войны, в том числе в литературоведении.
Метод социалистического реализма был разработан ДО первого съезда советских писателей. Съезд лишь призвал всех писателей СССР изучать новую — пролетарскую теорию и историю литературы и применять этот метод в своём художественном и теоретическом творчестве.  

Бой троцкизму в литературе.
Почему Сталин просил, даже настоятельно требовал, чтобы М. Горький вернулся из Италии на родину в 1931 г.?
Требовал для того, чтобы навести революционный порядок в литературе, которую в тот момент едва ли можно было назвать "советской" по содержанию. Л. Троцкий внёс разброд и шатания в среду молодой советской интеллигенции. Она находилась еще под влиянием его идей, которыми этот «теоретик» отравил и теорию марксизма-ленинизмам, и новую горьковскую теорию литературы статьями, опубликованными через пять лет после революции и собранными в сборник «Литература и революция» (1923).
Антисталинист, антисоветчик и русофоб, он всю жизнь играл роль марксистского теоретика и нанёс большой ущерб марксистской теории и истории литературы и искусства. Написаны статьи о литературе были на хулиганском жаргоне, не принятом ни в критике, ни в литературоведении. В них он унижал каждого русского писателя и поэта, о котором писал. Горького, он называл малопочтительно «достолюбезным псаломщиком»,
«от Есенина попахивает средневековьем» и т.д.
Он наполняет статьи шаблонами, продиктованными классовым и националистическим фанатизмом, а также пренебрежительным отношением к общечеловеческим и традиционным русским ценностям в культуре, которую , кстати, знал чрезвычайно поверхностно.
Читать этот бред неспециалиста Троцкого не интересно. Очень странные у него мысли, если образцы его рассуждений можно назвать мыслями. Они выливаются на бумагу не из русского ума, а оформляются они не на русском языке, а на каком-то суржике. Его статьи о русской литературе можно назвать образцом русскоязычной образности инородца, который выучился говорить на русском языке, однако традиций русской культуры не усвоил. Точно как же Троцкий говорил и писал на нескольких иностранных языках, хвастливо подчеркивая свою весьма сомнительную и неглубокую образованность....
Перед партией победившего пролетариата и молодой советской интеллигенции жизнь поставила цель: "организовать литературу как ЕДИНУЮ, культурно-революционную силу." Другими словами говоря, по примеру буржуазного класса, сделать литературу напарником идеологии и широко использовать ее как политическое оружие в борьбе со своими классовыми противниками.
Разве литература ещё не была единой к тому моменту? Не была. И не могла быть. В кругах литераторов были распространены троцкистские, псевдонаучные авангардистские концепции развития нового искусства, литературы, культуры. Другая ситуация не могла сложиться в годы рождения в мировой культуре нового пролетарской литературы и теории литературы, новой пролетарской эстетики, этики и философии. Надо было размежеваться с  противниками и собрать все имеющиеся просоветские и прокоммунистические силы в единый союз писателей.
Вот в чем заключался вопрос.
Чтобы его решить, было проведено заседание ЦК ВКП(б), и 23 апреля 1932 года было принято постановление "О перестройке литературно-художественных организаций". В постановлении были "...осуждены группировки литераторов по мотивам, не имеющим ничего общего с великими задачами нашей советской литературы в её целом, но отнюдь не отрицающим объединений по техническим вопросам разнообразной творческой работы".
Какие группировки?
Дело в том, что эти группировки (РАПП и др.) объединяли всех литераторов — русских, еврейских, украинских, белорусских и др. В статье «О литературе и прочем» М. Горький описывает поведенческие недостатки и моральную и творческую незрелость некоторых молодых писателей и поэтов. Определенное влияние на членов группировок оказывали троцкисты, выбросившие русскую классическую литературу из той, которую они назвали "пролетарской". Не буду пересказывать все их "вклады". Они хорошо известны и подробно описаны в истории советской литературы, написанной СОВЕТСКИМИ ЛИТЕРАТУРОВЕДАМИ и искалеченной некоторыми современными историками литературы.
Троцкого выпроводили из СССР. Тот обещал не писать гадости и ложь об Октябрьской Революции и ее героях.  Сталин поверил ему на слово. Однако вырвавшись на «свободу», - на Запад, Троцкий не мог не показать своего истинного "пролетарского" (русофобского) лица и характера.   Но "дело" его продолжало жить в 30-е годы в СССР. Пришлось убирать многих троцкистов из различных сфер жизни разными способами, включая те, к которым они сами нередко прибегали.
В литературе их набралось тоже немало.
И о таких группировках литераторов шл а речь в Постановлении ЦК. В нем подчеркивалось: "...ПО МОТИВАМ, не имеющим ничего общего с великими задачами нашей советской литературы"...
Сам Сталин решать вопросы становления и развития социалистической литературы не брался. Кстати, в отличии от Троцкого, который совал свой нос во все дела, Сталин всегда опирался в своей работе на мнение группы специалистов. Только выслушав их, он принимал решение.
Точно так же он поступил в вопрос о создании творческого Союза писателей. Нужен был крупный специалист - авторитетный писатель, литератор. Крупнее М. Горького, признанного великим пролетарским писателем во всем прогрессивном мире, а не только в СССР, не было. Поэтому Сталин вызвал писателя на родину из Италии, где он находился на лечении почти десять лет.

На Первом съезде советских писателей.

На съезд прибыло почти 600 делегатов со всех республик и регионов СССР.  Из них около половины - коммунисты, пролетариев - около трети, выходцев из крестьян - более 40 процентов, интеллигенция - 13 процентов.
После приветственного слова М. Горького на писательском съезде 17 августа 1934 г. начался серьезный, долгий и деловой разговор о развитии советской литературы и задачах партии по объединению всех пролетарских писателей в едином союзе.
После приветственного слова М. Горького на писательском съезде 17 августа 1934 г. начался серьезный, долгий и деловой разговор о развитии советской литературы и задачах партии по объединению всех пролетарских писателей в едином союзе.
Основные положения метода социалистического реализма — я еще раз подчёркиваю — были разработаны при участии М. Горького и А. Луначарского и другими специалистами ДО съезда писателей и ОГЛАШЕНЫ в первый день работы съезда секретарем ЦК ВКП(б) А. ЖДАНОВЫМ.
ce0b56ff545edbd863767f23c14b446c.jpeg
Он обрисовал политическую, социальную, экономическую ситуацию в СССР и поставил общие задачи перед молодой советской интеллигенцией.
Он говорил: «...ваш съезд собирается в обстановке, когда основные трудности, стоявшие перед нами на пути социалистического строительства, уже преодолены, когда наша страна завершила построение фундамента социалистической экономики, что связано с победой политики индустриализации и строительства совхозов и колхозов... СССР стал передовой индустриальной страной, страной самого крупного в мире социалистического земледелия. СССР стал страной передовой социалистической культуры...»
Далее он охарактеризовал международное положение Советского союза, и подчеркнул его огромное «значение как ударной бригады мирового пролетариата, как могучего оплота грядущей мировой пролетарской революции.»
Жданов особо подчёркивал в докладе мысль о неразрывной связи пролетарского государства и компартии с молодой творческой интеллигенцией. И чтобы укрепить эту связь коммунисты пошли на создание творческих союзов писателей, художников и др.
Главная задача ПАРТИИ И ПРАВИТЕЛЬСТВА им была обрисована просто и понятно: это — организация «масс на борьбу за окончательную ликвидацию капиталистических элементов, за преодоление пережитков капитализма в экономике и сознании людей, за завершение технической реконструкции народного хозяйства. Преодоление пережитков капитализма в сознании людей означает борьбу со всякими остатками буржуазных влияний на пролетариат, с расхлябанностью, с ротозейством, с лодырничеством, с мелкобуржуазной распущенностью и индивидуализмом, с рваческим и недобросовестным отношением к общественной собственности.»
Так А. Жданов объяснял писателям, какую огромную роль в той организации масс принадлежит большому отряду идеологических борцов за пролетарские идеалы — советским писателям. Он откровенно признавался в том, без писателей партия не может решить задачей коммунистического строительства в СССР.  
Жданов сделал вывод: не было бы побед на социально-экономическом фронте, «...не было бы и вашего съезда. Успехи советской литературы обусловлены успехами социалистического строительства. Рост ее есть выражение успехов и достижений нашего социалистического строя.»
Он подчёркивает далее, что советская «литература является самой молодой из всех литератур всех народов и стран,... идейной, самой передовой и самой революционной литературой..., которая организовывала бы трудящихся и угнетенных на борьбу за окончательное уничтожение всей и всяческой эксплуатации и ига наемного рабства; ...которая кладет в основу тематики своих произведений жизнь рабочего класса и крестьянства и их борьбу за социализм; ...которая бы защищала и отстаивала равноправие трудящихся всех наций, отстаивала бы равноправие женщин; ... которая бы последовательно разбивала всякое мракобесие, всякую мистику, всякую поповщину и чертовщину, как это делает наша литература.»
Он сравнивает БУРЖУАЗНУЮ литературу середины 1930-х с советской. Указывает причины кризисного состояния буржуазной литературы. «В смертельном страхе перед пролетарской революцией фашизм расправляется с цивилизацией, возвращая людей к самым жутким и диким периодам человеческой истории, сжигая на кострах и варварски уничтожая произведения лучших людей человечества. Для упадка и загнивания буржуазной культуры характерны разгул мистицизма, поповщины, увлечение порнографией.
«Знатными людьми» буржуазной литературы, той буржуазной литературы, которая продала свое перо капиталу, являются сейчас воры, сыщики, проститутки, хулиганы. Все это характерно для той части литературы, которая пытается скрыть загнивание буржуазного строя, пытается тщетно доказать, что ничего не случилось, что все благополучно в «царстве датском» и ничто еще не гниет в строе капитализма».
Он отмечает появление совершенно новых героев в советской и мировой литературе — «... это активные строители новой жизни: рабочие и работницы, колхозники и колхозницы, партийцы, хозяйственники, инженеры, комсомольцы, пионеры... Наша литература насыщена энтузиазмом и героикой... Она оптимистична по существу, так как она является литературой восходящего класса, пролетариата, единственно прогрессивного и передового класса. Наша советская литература сильна тем, что служит новому делу — делу социалистического строительства.»

Писателиинженеры человеческих душ
А. Жданов объясняет, почему «Сталин назвал наших писателей «инженерами человеческих душ». Он подробно рассказывает писателям, как применять на практике метод социалистического реализма, чтобы стать инженерами человеческих душ:
Во-первых, это знание жизни  и умение ее правдиво «изобразить... в ее революционном развитии. При этом правдивость и историческая конкретность художественного изображения должны сочетаться с задачей идейной переделки и воспитания трудящихся людей в духе социализма. Такой метод художественной литературы и литературной критики есть то, что мы называем методом социалистического реализма.»
Во-вторых, он доказывает, что... «советская литература тенденциозна, ... и мы гордимся ее тенденциозностью, потому что наша тенденция заключается в том, чтобы освободить трудящихся — все человечество от ига капиталистического рабства (аплодисменты).
В-третих, «...быть инженером человеческих душ — это значит обеими ногами стоять на почве реальной жизни.
В-четвёртых, это овладение техникой дела, критическое усвоение литературного наследства всех эпох представляет собою задачу, без решения которой вы не станете инженерами человеческих душ... Пролетариат, как и в других областях материальной и духовной культуры, является единственным наследником того лучшего, что есть в сокровищнице мировой литературы».
В-пятых, «быть инженерами человеческих душ — это значит активно бороться за культуру языка, за качество произведений.»
Заключает он своё выступление мыслью о том, что советская литература «еще не отвечает требованиям нашей эпохи... Вот почему неустанная работа над собой и над своим идейным вооружением в духе социализма является тем непременным условием, без которого советские литераторы не могут переделывать сознания своих читатателей и тем самым быть инженерами человеческих душ».

Метод социалистического реализма
Вот какое определение социалистического реализма было закреплено в Уставе Союза Писателей СССР, принятом на Первом съезде советских писателей:
"Социалистический реализм, являясь основным методом советской художественной литературы и литературной критики, требует от художника правдивого, исторически-конкретного изображения действительности в её революционном развитии. Причём правдивость и историческая конкретность художественного изображения действительности должны сочетаться с задачей идейной переделки и воспитания в духе социализма".
Его основные положения общеизвестны:
  1. Литература социалистического реализма есть литература мировых масштабов. Она дает картину ВСЕГО МИРА. Она зовет человека стать участником великой борьбы за новый ренессанс человечества, за возрождение человечества на новом НЕ частнособственническом фундаменте.
  2. Литература социалистического реализма есть литература НЕНАВИСТИ к гниющему капитализму, который топит человечество в мерзостях и который готовит планетарную катастрофу, если его не остановить, не переделать и не пустить по новым рельсам.
  3. Литература социалистического реализма есть литература великой ЛЮБВИ к страдающему, к борющемуся человечеству, к тем, чьи кости являются сваями нового мировоззрения.

Новости
20.09.2018

Ограблен директор музея-квартиры Александра Солженицына

СМИ сообщают, что некий (уже задержанный полицией) гражданин Армении сумел мошенническим путём выманить 12 млн рублей у директора мемориального музея-квартиры А. И. Солженицына.
20.09.2018

Учитель нацелился на Шостаковича и Гузель Яхину

Алексей Учитель поделился своими творческими планами. Кинорежиссёр сообщил, что находится в поиске сценариста, который бы помог осуществить его давнюю мечту – снять фильм о Шостаковиче.

Все новости

Книга недели
Палата № 26.  Больничная история.

Палата № 26. Больничная история.

Олег Басилашвили.
СПб: Лимбус Пресс, ООО «Издательство К. Тублина», 2018.
– 240 с. – 3000 экз.
В следующих номерах
Колумнисты ЛГ
Болдырев Юрий

Скрытый дефолт

Два десятилетия после дефолта 1998 года. К десятой годовщине опубликовал в «ЛГ» ...

Акоев Владимир

«Толстяк», уходи!

Ядерное оружие против мирных людей использовали дважды в истории. Первый раз – 6...