САЙТ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ПЕЧАТИ И МАССОВЫМ КОММУНИКАЦИЯМ.

МИР ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА: ХОЛОДНАЯ ВОЙНА В КУЛЬТУРЕ. Часть 10. Зачем буржуазия насаждает «современное искусство»?

МИР ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА: ХОЛОДНАЯ ВОЙНА В КУЛЬТУРЕ. Часть 10. Зачем буржуазия насаждает «современное искусство»?

 Интересные факты собрала Френсис Сондерс для своей книги в библиотеках не только о литературе, но и об искусстве. Не скажу, что эти факты изменили мои представления об абстрактном искусстве. Я много лет собираю материалы и информацию об этом псевдоискусстве*. Другие источники были в моем распоряжении и раньше, но то, что я узнал из книги Сондерс, ошеломило меня.

ПРЕЗИДЕНТ ТРУМЭН ЛЮБИЛ КЛАССИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО.

1

Френсис Сондерс в своей книге сообщает читателем неожиданную информацию. Оказывает один из «отцов» холодной войны любил классическое искусство и почитал великих живописцев. Да и Черчилль баловался не только пером и бумагой, но и играл в кисти и краски на досуге. И не он один.

Ф. Сондерс пишет: «Будучи президентом, Трумэн любил рано проснуться и пройтись по Национальной галерее. Прибыв ещё до пробуждения города, он молча кивал охранникам, особой обязанностью которых было открыть дверь для ранней прогулки президента по галерее. Трумэн получал огромное удовольствие от этих визитов и вёл о них записи в своём дневнике.

«В 1948 году, восторгаясь работами Голбейна и Рембрандта, он сделал следующую пометку: «Приятно смотреть на совершенство, а затем вспомнить ленивых и сумасшедших современников. Это как сравнивать Христа с Лениным». Публично он высказывал аналогичные суждения, утверждая, что голландские мастера «заставили выглядеть наших современных бездарных художников тем, кем они являются на самом деле».

«В своём презрении к современникам Трумэн выразил взгляды, которых придерживались многие американцы, связывавшие экспериментальное и особенно абстрактное искусство с признаками дегенерации и вырождения. Те европейские авангардисты, которым удалось убежать от фашистского сапога, вновь почувствовали страх, оказавшись в Америке, в которой МОДЕРНИЗМ также был НЕ В ПОЧЁТЕ. Это, конечно, было связано с культурным фундаментализмом таких фигур, как сенатор Маккарти, и частью непонятной реальности, в которой Америка, с одной стороны, выступала за свободу выражения за рубежом, но с другой - казалось, выражала недовольство такой свободой у себя дома»......

2

Не только Трумэна, но большинство американцев, не одураченных официальной и болезнетворной эстетикой, по сей день по-прежнему любит классическое искусство. Стоит в любом крупном американском городе, где кроме нескольких обычных картинных галерей, наполненных европейским и американским реалистическом искусством, посмотреть и посчитать сколько посетителей приходит в городской музей современного искусства, чтобы убедиться в этом. Гораздо меньше. Если искусство и жизнь оторваны друг от друга, то что там смотреть-то? В музеях так называемого «современного искусства» нет ни искусства, ни жизни!

A3F37A25-0990-49EF-9676-87CC39DEE311.jpeg

Американские правительственные чиновники были убеждены в том, что модернизм придуман коммунистами. Ф. Сондерс поясняет:

«Выступая в здании Конгресса, республиканец от штата Миссури Джордж Дондеро (1883-1968), обрушился с гневной речью на модернизм, называя его частью всемирного заговора с целью пошатнуть позиции Америки. «Всё современное искусство - коммунистическое, - заявил он, после чего перешёл к бессмысленному, но поэтическому истолкованию различных его проявлений: КУБИЗМ направлен на уничтожение с помощью сознательного беспорядка. Целью ФУТУРИЗМА является уничтожение посредством мифа о машине. ДАДАИЗМ уничтожает насмешками. Цель ЭКСПРЕССИОНИЗМА - разрушение через подражание примитивному и безумному. АБСТРАКЦИОНИЗМ уничтожает путём прямого штурма на головной мозг. СЮРРЕАЛИЗМ уничтожает отрицанием причины». (Выделение прописными буквами Ю. Г.)

«Невротические оценки Дондеро были подхвачены рядом общественных деятелей, чьи пронзительные обвинения зазвучали в Конгрессе и в консервативной прессе. Их выпады достигли апогея в таких заявлениях, как «ультрасовременные художники бессознательно используются в качестве инструмента Кремля», и утверждении, что некоторые абстрактные картины были на самом деле секретными картами, на которых отмечены стратегически важные объекты США.

«Современное искусство в действительности является СРЕДСТВОМ ШПИОНАЖА, - говорили противники этого самого искусства. - Если вы знаете, как их читать, современные картины раскроют вам слабые места системы обороны США и таких важных сооружений, как дамба Гувера».»

«Это были не самые благоприятные времена для модернистов. Наиболее уязвимой к атакам Дондеро оказалась группа художников, появившаяся в конце 1940-х годов под названием АБСТРАКТНЫХ ЭКСПРЕССИОНИСТОВ. Ф. Сондерс рассказывает о них:

«В действительности они являлись объединением отчаянных художников, связанных больше любовью к художественным приключениям, чем какими-либо едиными эстетическими вкусами. У них было схожее прошлое: для многих в период Великой депрессии спасением стала Федеральная программа развития искусств (Federal Arts Project), направленная на помощь безработным художникам (проводилась в рамках «Нового курса»  Рузвельта - ряда реформ по оздоровлению экономики страны), где они рисовали субсидируемые государством плакаты и увлекались левой политикой...»

3

Один из российских искусствоведов, который недалёко ушёл от господина Дондеро, назвал абстрактное искусство от Малевича и Кандинского до Поллока и Кунинга— «ТРИППЕРОМ в ИСКУССТВЕ». Грубовато, но точнее не скажешь! Это страшная болезнь замены содержания формой в буржуазном искусстве начала развиваться в конце XIX века, когда  прозвучал призыв буржуазии к «чистому искусству», к «искусству для искусства»., когда пробудился от спячки пролетариат и когда у него возникли собственные политические партии с ясной программой борьбы за свою диктатуру против диктатуры союза буржуазии и аристократии. Вот тогда-то и возникла необходимость у буржуазии оторвать искусство и литературу от забурлившей митингами и протестами, революционными выступления трудящихся и кровавыми расстрелами пролетариев полицией и армией.

Французские академики и реалисты долго боролись с этой болезнью, но оздоровить искусство не смогли. На горизонте маячили новые баррикады Делакруа.

8265CABB-0BB4-4466-870E-157DB73A7F6F.jpeg

Победили ФОРМАЛИСТЫ. На место содержания и реализма они затащили простые детские шалости — кубики, квадратики, разноцветные линии и точки. Позднее им пришли в голову фантазии с ломанными предметами, разорванными телами Пикассо и с толстомордыми и толстопузыми буржуинами и их искалеченными до неузнаваемые красавицами Вилль де Кунинга. Затем буржуазия нашла «ковбоев» типа Поллока. Они стали не писать кистями по холсту, а поливать огромные полотна краской из ведра. Поллока. Они стали не писать кистью по холсту, а поливать огромные полотна краской из ведра. И процесс, как говорил наш «меченый», пошёл по наклонной вниз....

Имелась и ВТОРАЯ ПРИЧИНА — сокращение рынка произведений искусства после Второй Мировой войны. Награбленне фашистами произведения разошлись за бесценок по Америке за три-четыре года. Забеспокоились артдиллеры. Рынок требовал новых изделий для продажи —  ЛЮБОГО КАЧЕСТВА. Но лучше — без содержания, без намёка на реальную и убогую для большинства населения жизнь.  

Чёрный квадрат и через сто лет будет чёрным квадратом. Лишь бы его впихнуть в историю искусства. Найти банкирам историков и критиков, способных объявить любую мазню произведением искусства, не составляло труда.

Такое псевдоискусство срочно было приказано изобрести. На рынке труда посредственных и бесталанных художников — пруд пруди. Опыт работ с такими так называемыми "художниками" был накоплен в 1920-30-х годах.

В Европе Малевичи и Кандинские, авангардисты всех мастей уже приступили к созданию "современного искусства". Оно-то и стало фундаментом модернизма и постмодернизма. Артдлиллеры и спекулянты принялись пропагандировать, рекламировать творчество многих посредственностей, а то и самоучек. Армия модернистов быстро росла. Банкирские семьи не жалели средств на разработку новой золотой жилы, обещавшую сверхприбыли не меньшие тех, которые они получали на перепродаже классических полотен известных живописцев.

И вскоре эта неизлечимая упомянутая мною болезнь поразила все буржуазное искусство Америки и Европы. Не могли не использовать абстрактное - пустое, беспредметное - искусство в годы МИРОВОЙ ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ как политики, так и спецслужбы.

В конце 1920-х подключились к рекламе абстрактного искусства - банкиры. Как велась пропаганда нового искусства, включая ковбойское, рассказывает огромный и тяжелый том «ART of OUR CENTURY. THE CHRONICLE of WESTERN ART. 1900 to the PRESENT». Under The Direction of Jean-Louis Ferrier, With Collaboration of Yann le Pichon. (Tr. from French) Prentice Hall Edition, 1988.

D17466EF-4377-4D8B-84EE-7B186BFFF326.jpeg

Этот том содержит 89 глав - по одной на каждый год, более тысячи иллюстраций, почти 900 страниц. Издание готовили в Швейцарии специалисты по СОВЕТОЛОГИИ — антикоммунисты и антисталинисты, с удовольствием ругавшие Гитлера и его подручных, изгнавших почти всех авантюристов-абстракционистов из оккупированной нацистами Европы.

Сталин упомянут в этом отяжелевшем от антикоммунистических инсинуаций томе - 15 раз, социалистический реализм обруган 24 раза.

Упомянуты: Черчилль - один раз, Трумэн - ни разу: все Рокфеллеры - 4 раза. Больше всех досталось Гитлеру - 55 раз его вспоминали в этой книге. Ни разу не вспомнили ни о ЦРУ, ни о его фондах поддержки культурной оккупации.

4

Между тем, Ф. Сондерс поставила перед собой другую задачу и с нею справилась блестяще, подробно описав, как ЦРУ использовало это псевдоискусство в виде боевого оружия на культурном и идеологическом фронтах холодной войны. При поддержке спецслужб «ковбои» пошли в наступление на классическое искусство.

Попутно было приказано:

— калечить национальные системы классического образования в художественных школах и академиях;

— профессорско-преподавательскому составу учить новым технологиям производства и прославлять модернизм;

— создавать в крупных городах всех стран мира музеи так называемого "современного искусства".

С помощью спецслужб - как этот процесс описала Френсис Сондерс в своей книге - началась глобальная культурная оккупация в целях непримиримой борьбы с самым прогрессивным и демократическим обществом - КОММУНИСТИЧЕСКИМ и с самым передовым направлением в мировом искусстве — СОЦИАЛИСТИЧЕСКИМ.

«КОВБОЕВ» ОТПРАВЛЯЮТ НА ФРОНТ ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ.

5

«Главным представителем этого нового американского национального достояния стал ДЖЕКСОН ПОЛЛОК. «Он был тем самым великим американским художником, - рассказывал его друг и соратник БАДД ХОПКИНС (Budd Hopkins). - Рисуя образ американского художника, вы, в первую очередь, представите себе настоящего американца, а не европейского переселенца. Он должен иметь качества мужественного американца, в идеале: быть драчливым неразговорчивым американцем и ещё лучше - КОВБОЕМ»  

FC3597EA-DF26-4C7A-A06F-90FC1B32A9D9.jpeg

«Вся жизнь Поллока - отражение этого образа. Родившийся на скотоводческой ферме в Коди, штат Вайоминг, он подошёл к нью-йоркской сцене как ковбой - сквернословя, крепко выпивая и регулярно попадая в перестрелки. Всё это, конечно, было мифическим прошлым. Поллок никогда не ездил на лошади и покинул Вайоминг ещё ребёнком. Но этот образ получился настолько реалистичным, настолько американским, что никто в нём не усомнился.

«Биллем де КУНИНГ (Willem de Kooning) однажды рассказывал о сне, в котором Поллок распахнул двери бара, как экранный ковбой, и закричал: «Я могу рисовать лучше, чем кто-либо!». У него была твёрдость Марлона Брандо, задумчивое бунтарство Джеймса Дина. По сравнению с Матиссом - увядшим и бессильным персонажем стареющего европейского модернизма, который на тот момент едва ли был в состоянии поднять кисть, - Поллок был воплощением мужественности. Он использовал технику, известную как action painting, при которой на огромный расстеленный на земле холст - желательно на открытом воздухе - разбрызгивалась краска. «В случайных пересечениях линий, которые покрывали весь холст и его края, он, казалось, участвовал в акте повторного открытия Америки.

Экстатичный, несвязный, подпитываемый алкоголем модернизм в руках Поллока становился своего рода БЕЗУМИЕМ. Один критик охарактеризовал его стиль как «растаявший Пикассо», другие же бросились восхвалять его и называть «триумфом американской живописи», подтверждавшим образ «Америки.

«Один критик охарактеризовал его стиль как «растаявший Пикассо», другие же бросились восхвалять его и называть «триумфом американской живописи», подтверждавшим образ Америки как сильной, энергичной, свободомыслящей и большой страны. Его искусство поддержало великий американский миф об одиноком голосе, бесстрашном одиночке, который Голливуд закрепил в умах такими фильмами, как «Мистер Смит едет в Вашингтон» и «Двенадцать разгневанных мужчин» (абстрактные экспрессионисты однажды назвали себя «Разозлёнными»).

В 1948 году, художественный критик Клемент Гринберг, БУЯН, ПЬЯНИЦА и ЛЕНТЯЙ, расточал комплименты в адрес новой эстетики: «Когда видишь, какого уровня достигло американское искусство за последние пять лет с появлением новых талантов, полных энергии и содержания, таких как Аршиль Горки (Arshile Gorky), Джексон Поллок, Дэвид Смит (David Smith)... то сам собой напрашивается вывод, во многом неожиданный, что основные силы западного искусства мигрировали в Соединенные Штаты вместе с промышленным производством и политической властью».

6

«ДЖЕЙСОН ЭПШТЕЙН позже - продолжает Ф. Сондерс, - сказал: «Америка, и особенно Нью-Йорк, стала центром политического и финансового мира, и конечно, культурного тоже. Можно ли быть великой державой без соответствующего искусства? Так, не может быть Венеции без Тинторетто или Флоренции без Джотто». Мысль о том, что абстрактный экспрессионизм мог бы стать локомотивом империализма, начинала укрепляться в умах. Но его появление во времена такой политической и моральной ненависти ставило его потенциальных покровителей перед существенной дилеммой.

«Несмотря на явную глупость протестов Дондеро, к концу 1940-х годов он добился того, что Государственный департамент прекратил использовать американское искусство в качестве оружия пропаганды.

«Обыватели одержали первую победу в 1947 году, вынудив Государственный департамент отменить выставку под названием «Продвижение американского искусства», представляющую собой подборку из 79 «прогрессивных» работ, в том числе Джорджии О'Киф, Адольфа Готлиба и Аршиля Горки, которая должна была отправиться в Европу и Латинскую Америку. Выставка приехала в Париж, а затем и в Прагу, где она имела такой успех, что русские тут же устроили там ответную выставку. Официальной целью этого мероприятия было «опровергнуть любые замечания иностранной публики об академичности или подражательном характере современного американского искусства».

«Выставка не только не продемонстрировала авангардные истоки американского искусства, а, скорее, показала всем его постыдное отступление. Энергично осуждённая в Конгрессе, она была объявлена разрушительной и «антиамериканской». Один из выступавших счёл вредоносными намерения «рассказать иностранцам о том, что американский народ подавлен, разбит или пребывает в удручающем состоянии - полностью недоволен своей судьбой и стремится к смене правительства. Коммунисты и их сторонники из «Нового курса» выбрали искусство одним из главных способов своей пропаганды».

«Я просто тупой американец, налоги которого идут на подобный хлам, - восклицал другой достойный предшественник Джесси Хелмса. - Если в этом Конгрессе есть хоть один человек, который считает, что эта чушь... несёт лучшее понимание американской жизни, то он должен быть отправлен в тот самый сумасшедший дом, из которого люди, намалевавшие это, изначально и вышли».

«Выставка была отменена, картины проданы с 95-процентной скидкой как излишки государственной собственности. В ответ на заявления о том, что многие из художников, представленных на выставке, увлекались ЛЕВЫМИ ИДЕЯМИ (что было абсолютно необходимо для любого уважающего себя авангардиста), Государственный департамент выпустил директиву, запрещающую впредь всем американским художникам с коммунистическими или похожими взглядами выставляться за государственный счёт. Таким образом, «восприятие авангардного искусства как антиамериканского было включено в официальную политику».

——————————

ПРИМЕЧАНИЕ

*Абстрактное искусство, абстракционизм, беспредметное искусство, нонфигуративное искусство, течение в искусстве многих, главным образом капиталистических, стран, принципиально отказавшееся от каких-либо признаков изображения реальных предметов в живописи, скульптуре и графике.

Программа А. и. полностью порывает с общественными и познавательными задачами художественного творчества, заменяет их выражением неких «очищенных от реальности» духовных сущностей, чисто субъективных эмоций и подсознательных импульсов, является крайним проявлением индивидуалистических субъективистских тенденций буржуазной культуры, идеалистических концепций «искусства для искусства.

Практика же А. и. сводится к составлению с помощью отвлечённых элементов художественной формы (цветовое пятно, линия, объём и т. д.) неизобразительных композиций, рационалистически упорядоченных либо предназначенных выразить стихийность чувства и фантазии автора. Понятием «А. и.» объединяются разнородные явления — антигуманистические художественные концепции, иллюзорные устремления к «абсолютной свободе» от действительности и общества, попытки выразить мир личных ощущений художника и чуждые по своему существу программным декларациям А. и. чисто декоративные композиции, равно как и лабораторные поиски новых форм, связанные главным образом с архитектурой и декоративным искусством.

—— Статья из «Академического словаря».——

(Продолжение следует)


Славы громкой в ожиданьи...
Новости
21.01.2019

Презентация нового фильма “Николай Рубцов. Дорога”

22 января в 19.00 в Белом зале Дома кино СК России состоится презентация нового фильма “Николай Рубцов. Дорога”.
19.01.2019

30 января 2019 года в концертном зале Москонцерта на Пушечной, в зеркальном зале состоится концерт «Блюз летящего снега»

Все новости

Книга недели
Блокадные дни. «Желтый снег...»

Блокадные дни. «Желтый снег...»

Елена
Зелинская,
Владислав
Глинка.
Блокадные дни. «Желтый снег...»
– М.: Вече, 2019.
– 384 с. – 800 экз.
В следующих номерах
Колумнисты ЛГ
Воеводина Татьяна

Экономика фантома

Биткойн, уже почти легендарный (несмотря на юный возраст – 10 лет), наде...

Болдырев Юрий

В один голос?

Бессмертна фраза из «Трёх тополей на Плющихе». И впрямь: это что ж в Америке тво...