литературный дневник

Натуральное хозяйство

Литература как явление сформировалась благодаря ряду ключевых вопросов, на которые она была призвана ответить: это вопросы о времени, о счастье, о долге, свободе, познании, чувстве – список можно продолжать почти до бесконечности. Но вот какой парадокс:  в современном литературном супе всё меньше тех ингредиентов, из которых это блюдо готовилось раньше. В нём всё меньше музыки, зато всё больше тусовки. Всё громче о «литературе в литературе» – всё меньше о свободе (не в политическом смысле!). Всё подробнее о трендах -  всё короче о восприятии. Высокие технологии поспособствовали прорыву плотины: читателя затопило мутным потоком текстов, и средний уровень их  -  есть средняя температура по больнице. Причём речь идёт как о крупных изданиях (и издательствах), так и о сетевых ресурсах – вот и получается, что писателей много, а читать нечего.

  С одной стороны, это даже хорошо: требовательный читатель, погуляв вдоль прилавков с современными авторами, возвращается к стеллажу с классикой: оно как-то надёжнее. Как постоянный покупатель магазина «Буквоед», я восхищаюсь этой роскошью: прекрасно изданный Фолкнер, умопомрачительный Маркес, и даже – вот это да! – иллюстрированный Платонов. Из современных – на полках лежат женские романы, фантастика, Пелевин. Прилепин. Премиальные новинки занимают отдельный столик, в центре зала – это, так сказать, «икра баклажанная, заморская». Люди косятся, нюхают, идут обратно к Маркесу. Опытным путём мной было установлено: продавцы в магазине не знают современных прозаиков (о поэтах вообще молчу!), кроме Прилепина, Пелевина, Улицкой и ещё нескольких хорошо раскрученных авторов. Выбор ограничен не более чем десятком имён, причём эта ситуация оказывается одинаковой и в Питере, и в Москве. А также в Уфе и Новосибирске. Считаю эту выборку, при всей ее немногочисленности – достоверной, сто процентов из ста.

  На сетевых ресурсах -  своя законсервированная система. Там на наших глазах рождается  невиданный гибрид – сетевая поэзия, зачастую никакого отношения к поэзии не имеющая, зато обладающая всеми свойствами хорошо рекламируемого синтетического продукта.

  А у меня как у читателя есть потребность: читать хорошие книги о моём современнике. И такие книги есть, пусть и не всегда на полках магазина. Но доходят ли они до своего адресата? Я точно знаю: в большинстве своём - нет. Эти книги так и остаются на том самом верхнем фильтре, который называется: для своих. То есть, литераторы пишут о литераторах и для них. Мы имеем дело со средневековым натуральным хозяйством, где продукты труда используются для удовлетворения жизненных потребностей тех, кто производит указанные продукты труда. А сито, которое должно пропустить тексты дальше -  к рядовому читателю, - засорилось и ничего не пропускает, причём блоки существуют как на уровне медийном, так и на психологическом уровне – и читателя, и издателя, и писателя (который вырабатывает в себе навык писать тоже только «для своих»).

  Чем закончился кризис натурального хозяйства в Средневековье – мы помним. А если не помним, освежим через Гугл. Я не о том, что нужно поднимать спрос – это задача продавцов, а им всё равно, что продавать, главное, чтобы народ брал: в данный момент им выгоднее продавать классику и беллетристику.  Я даже не о том, что писателю нужно «идти в массы» - устраивать встречи, общаться с читателем.

  Я для начала о самом простом: обозначить происходящее и назвать его подходящим названием. Древние придавали большое значение имени. В моём понимании это самый первый шаг для того, чтобы начать что-то менять, пусть даже на своей маленькой делянке. Или в своей собственной голове.

  И это уже очень много.

Новости
20.09.2018

Ограблен директор музея-квартиры Александра Солженицына

СМИ сообщают, что некий (уже задержанный полицией) гражданин Армении сумел мошенническим путём выманить 12 млн рублей у директора мемориального музея-квартиры А. И. Солженицына.
20.09.2018

Учитель нацелился на Шостаковича и Гузель Яхину

Алексей Учитель поделился своими творческими планами. Кинорежиссёр сообщил, что находится в поиске сценариста, который бы помог осуществить его давнюю мечту – снять фильм о Шостаковиче.

Все новости

Книга недели
Палата № 26.  Больничная история.

Палата № 26. Больничная история.

Олег Басилашвили.
СПб: Лимбус Пресс, ООО «Издательство К. Тублина», 2018.
– 240 с. – 3000 экз.
В следующих номерах
Колумнисты ЛГ
Болдырев Юрий

Скрытый дефолт

Два десятилетия после дефолта 1998 года. К десятой годовщине опубликовал в «ЛГ» ...

Акоев Владимир

«Толстяк», уходи!

Ядерное оружие против мирных людей использовали дважды в истории. Первый раз – 6...