САЙТ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ПЕЧАТИ И МАССОВЫМ КОММУНИКАЦИЯМ.

литературный дневник

Натуральное хозяйство

Литература как явление сформировалась благодаря ряду ключевых вопросов, на которые она была призвана ответить: это вопросы о времени, о счастье, о долге, свободе, познании, чувстве – список можно продолжать почти до бесконечности. Но вот какой парадокс:  в современном литературном супе всё меньше тех ингредиентов, из которых это блюдо готовилось раньше. В нём всё меньше музыки, зато всё больше тусовки. Всё громче о «литературе в литературе» – всё меньше о свободе (не в политическом смысле!). Всё подробнее о трендах -  всё короче о восприятии. Высокие технологии поспособствовали прорыву плотины: читателя затопило мутным потоком текстов, и средний уровень их  -  есть средняя температура по больнице. Причём речь идёт как о крупных изданиях (и издательствах), так и о сетевых ресурсах – вот и получается, что писателей много, а читать нечего.

  С одной стороны, это даже хорошо: требовательный читатель, погуляв вдоль прилавков с современными авторами, возвращается к стеллажу с классикой: оно как-то надёжнее. Как постоянный покупатель магазина «Буквоед», я восхищаюсь этой роскошью: прекрасно изданный Фолкнер, умопомрачительный Маркес, и даже – вот это да! – иллюстрированный Платонов. Из современных – на полках лежат женские романы, фантастика, Пелевин. Прилепин. Премиальные новинки занимают отдельный столик, в центре зала – это, так сказать, «икра баклажанная, заморская». Люди косятся, нюхают, идут обратно к Маркесу. Опытным путём мной было установлено: продавцы в магазине не знают современных прозаиков (о поэтах вообще молчу!), кроме Прилепина, Пелевина, Улицкой и ещё нескольких хорошо раскрученных авторов. Выбор ограничен не более чем десятком имён, причём эта ситуация оказывается одинаковой и в Питере, и в Москве. А также в Уфе и Новосибирске. Считаю эту выборку, при всей ее немногочисленности – достоверной, сто процентов из ста.

  На сетевых ресурсах -  своя законсервированная система. Там на наших глазах рождается  невиданный гибрид – сетевая поэзия, зачастую никакого отношения к поэзии не имеющая, зато обладающая всеми свойствами хорошо рекламируемого синтетического продукта.

  А у меня как у читателя есть потребность: читать хорошие книги о моём современнике. И такие книги есть, пусть и не всегда на полках магазина. Но доходят ли они до своего адресата? Я точно знаю: в большинстве своём - нет. Эти книги так и остаются на том самом верхнем фильтре, который называется: для своих. То есть, литераторы пишут о литераторах и для них. Мы имеем дело со средневековым натуральным хозяйством, где продукты труда используются для удовлетворения жизненных потребностей тех, кто производит указанные продукты труда. А сито, которое должно пропустить тексты дальше -  к рядовому читателю, - засорилось и ничего не пропускает, причём блоки существуют как на уровне медийном, так и на психологическом уровне – и читателя, и издателя, и писателя (который вырабатывает в себе навык писать тоже только «для своих»).

  Чем закончился кризис натурального хозяйства в Средневековье – мы помним. А если не помним, освежим через Гугл. Я не о том, что нужно поднимать спрос – это задача продавцов, а им всё равно, что продавать, главное, чтобы народ брал: в данный момент им выгоднее продавать классику и беллетристику.  Я даже не о том, что писателю нужно «идти в массы» - устраивать встречи, общаться с читателем.

  Я для начала о самом простом: обозначить происходящее и назвать его подходящим названием. Древние придавали большое значение имени. В моём понимании это самый первый шаг для того, чтобы начать что-то менять, пусть даже на своей маленькой делянке. Или в своей собственной голове.

  И это уже очень много.

Новости
08.02.2019

Библиотеки Москвы создают единое книжное пространство

Сегодня даже в районной библиотеке москвич может найти не только книги, но и разного рода предложения: встречи с любимыми авторами, лекции и даже полиграфические услуги.
06.02.2019

ЛГ в Минске: новые переводы Янки Купалы

Писатель  Максим Замшев презентовал  6 февраля на Международной книжной выставке-ярмарке, проходящей в Минске.

Все новости

Книга недели
От смешного до великого.

От смешного до великого.

Александр Казакевич.
От смешного до великого.
– М.: Центрполиграф, 2019.
– 383 с. –
2000 экз.
В следующих номерах
Колумнисты ЛГ
Рыбас Святослав

Помни Афган!

30 лет назад, 15 февраля 1989-го, советские войска оставили Афганистан... Вспоми...

Неменский Олег

Разбудят ли юго-восток?

На Украине 31 марта должен пройти первый тур президентских выборов, 21 апреля – ...