20 марта Понедельник

Международный день счастья

21 марта Вторник

Всемирный день поэзии

22 марта Среда

День Балтийского моря

23 марта Четверг

День работников гидро- метеоро- логической службы России

24 марта Пятница

140 лет назад родился Алексей Новиков-Прибой, русский писатель-прозаик

25 марта Суббота

80 лет назад родилась Мария Пахоменко (ум.2013), российская эстрадная певица, Народная артистка России

26 марта Воскресенье

120 лет назад родился Егише Чаренц (ум. 1937), армянский писатель, классик армянской литературы

Сегодня 25 марта 2017 года: 80 лет назад родилась Мария Пахоменко (ум.2013), российская эстрадная певица, Народная артистка России

Достоевский, Прилепин и евнухи

Достоевский, Прилепин и евнухи

Повсеместно я сталкиваюсь с одним забавным обстоятельством: фанаты, почитатели, поклонники известных людей как будто не слышат того, о чём говорят и к чему призывают их кумиры.

За "Я обожаю Достоевского" очень часто не стоит ничего, кроме максимального физического сближения слов "я" и "Достоевский".

Христа, Церковь, славянофильство, "Дневник писателя" и мужика Марея они за собой почему-то тянуть не желают. Это для них либо было давно и неправда, либо "было и такое" (здесь следует снисходительно-стыдливое опускание век).

Тянуть же стоит самобичевание суть самолюбование Фердыщенко-Лебедева-Максимова, а также что-нибудь пикантное, которое пикантность свою приобретает ровно в той мере, в которой испорчен сам его интерпретатор (Набоков сетовал на то, что проститутка Соня Мармеладова в "Преступлении и наказании" ни разу не показана в деле; либеральные витии молятся на роман "Идиот" не потому, что там поднимаются христианские вопросы и критикуется либерализм, но потому, что Тоцкий - педофил).

Достоевский описывал тёмные стороны личности и общества, чтобы выявить в человеке свет. Огромный же пласт его фанатов наслаждается маркиз-де-садовской "клубничкой", любовно и, что самое важное, самостоятельно взрощенной в их собственной душе.

Ещё один пример - уже современный - Захар Прилепин.

Он пришёл из России, о чём заявил давно, и у него именины сердца от разговоров с русской литературой.

Его любят многие, а ещё недавно любили те, кто нынче на дух не переносит.

А отчего такие "перепады давления"?

От того, что не слушали и не слышали, когда он в своё время про Пересвета, Сталина и Разина с Пугачёвым говорил. Не видели, когда у него из-под рубахи маячил православный крест.

Быков восхищался "Патологиями", читая в них не то, что там было написано, а то, что написал после Макаревич ("Моя страна сошла с ума" и проч.). Ещё он наверняка представлял себя куратором быдловатого Саньки, его вождём, который поведёт недалёкого паренька с Болотной площади прямиком в акунинскую счастливую Россию.

Галина Юзефович, написавшая самую пошлую критическую статью о книге "Взвод. Офицеры и ополченцы русской литературы" (не знаю, какой вариант выглядит омерзительнее: тот, что статья эта была проплачена "Медузой" и на деньгах за неё стоял гриф "Мочить любой ценой!", или тот, что Юзефович действительно так думает, как пишет, однако книгу она в любом случае не читала, потому что про "вешал из поэтического любопытства", например, в книге действительно есть, а Юзефович говорит, что нет, и на этом основании обвиняет Прилепина в пропаганде и замалчивании), Антон Долин и прочая братия нахваливали "Обитель" не потому, что там была философия и максимально объективный взгляд, а также интересная полемика с Солженицыным и Лихачёвым, а потому, что видели в ней очередной антисоветский трэшак, столь ими любимый.

Так нахваливали, что некоторые консерваторы заподозрили подвох и, вместо того, чтобы рассказать либералам, что они не то и не так читают в Прилепине, начали ругать Прилепина за то, что тот на самом деле либерал.

В целом же всё получилось фантастически здорово. Прилепин (как, к слову, и Путин: думаю, что Прилепин не обидится на такое сравнение; он поймёт, в отличии от многих своих невнимательных почитателей) обманул всех, никого не обманывая. Он всегда был такой и говорил ровно о том же, о чём говорит сейчас. Только раньше все из его профессионального окружения думали, что он то ли притворяется, то ли у него это вот-вот пройдёт. А теперь все, наконец-то, поняли, что он взаправду такой, но оказалось, что уже поздно.

Достоевского можно обкорнать и любить в кастрированном виде. Он остался в XIX веке и не путается под ногами.

У Прилепина же (по сравнению с Достоевским) имеется несколько недостатков или преимуществ: живой голос, новые тексты, лысина в телевизоре.

Прилепина обкорнать не получится.

От него приходится отворачиваться целиком, забывая все свои вчерашние восторженные крики и вопли.

Одного вы не учли, господа отреченцы.

Отворачиваться от масштабной фигуры, величины, гения - это в первую очередь не в ваших интересах.

Это вы себя кастрируете, а не Достоевского и не Прилепина.

Это вы - евнухи, не признающие звёздного неба.

Ищите себе гарем.

Небу пофигу.

P.S. Проверил: Г.Ю. успела исправить свой текст на "Медузе", чтобы получилось так, как будто она внимательно прочитала книгу. Лучше бы совсем удалила, ей-богу.

Новости
15.03.2017

Премия «Лицей»

До конца приема заявок остался всего месяц!
01.03.2017

Форум «Таврида»

вновь соберет на Крымском полуострове талантливую молодежь со всей страны
20.02.2017

Eurasian Open 2017

14-й открытый евразийский конкурс на лучший художественный перевод проходит С 18 февраля 2017 г. по 26 марта 2017 г.
17.02.2017

"Взмах крыла" в Барвихе

В  Концертном зале Барвиха Luxury Village стартовала финальная неделя III Всероссийского Театрального форума молодежных коллективов "ВЗМАХ КРЫЛА"

Все новости

Книга недели
Декорация трагедии

Декорация трагедии

Максим Замшев. Весна для репортёра, М.: АСТ, 2017. 352 с., 1500 экз.

В следующих номерах

Ты один поддержка и опора

Открываем в редакции «ЛГ», как и обещали («Иностранный как русский», «ЛГ», № 39), Опорный пункт охра­ны русского языка (ОПОРЯ).
Колумнисты ЛГ
Воеводина Татьяна

Взять и отменить

Что ещё поменять в образовании?

Макаров Анатолий

Пристегните ремни!

...но как быть с так называемым художественным жестом?