Доктор Живаго возвращается

«Мело, мело по всей земле во все пределы, свеча горела на столе, свеча горела…» Этими знаменитыми строками открывается опера «Доктор Живаго» Давида Кривицкого, мировая премьера которой состоится 24 января в Концертном зале Мариинский. Знаменательно, что в Год театра первым заметным событием становится премьера именно современной оперы, да и еще на такой легендарный и знаковый для нашей культуры сюжет.

Созданная в 1990-92 годах, эта партитура продолжает великие традиции русской классической оперы: Мусоргского, Прокофьева – в своих развернутых массовых народных эпизодах, и Чайковского – в лирических сценах. В то же время произведение написано ярко индивидуальным языком, ее главное качество – опора на кантилену, мелодизм, это «поющаяся» опера.

Создавая либретто, композитор Д.Кривицкий попытался вместить в традиционную трехактную структуру все главные линии романа и ключевые события. Пролог, 12картин и эпилог («Прощальное слово») охватывают дореволюционную жизнь Юрия Живаго и его жены Тони. В сцене бала на Ёлке у Свентицких происходит драматическое знакомство с Ларой, стреляющей в домогающегося ее адвоката Комаровского. Бытовой фон рисуют две масштабные народные картины - «На Красной Площади», как бы сводящей воедино все сцены с революционными массами из романа, и «Праздник в Москве», изображающей новое социалистическое общество.

Отражены в опере бегство Юрия и Тони Живаго в Юрятин, встреча Юрия с Ларой и жизнь их в Варыкино, партизанский лагерь, куда попадает в плен Юрий Живаго, его возвращение в Москву и внезапная гибель от сердечного приступа. Все венчает финальное «Прощальное слово» Лары над гробом Юрия – пронзительный монолог на текст стихотворения Б. Пастернака «Ветер».

О романе критики писали, что он не вписывается ни в каноны соцреализма, ни «в рамки так называемого хорошего вкуса, сформированного в первую очередь модернистами, в том числе и самим ранним Пастернаком. В “Докторе Живаго” Пастернак позволил себе быть многословным и до мелодраматизма сентиментальным. Его роман буквально переполнен чудесными предзнаменованиями, подслушанными разговорами, ангелами-хранителями, неожиданными встречами и многозначительными совпадениями». Музыка Д.Кривицкого удивительным образом впитала черты «авантюрно-мелодраматической техники» позднего Пастернака.

В опере «Доктор Живаго» автор ведет диалог с оперным жанром, с большой 400-летней традицией, доводя многие каноны до абсолюта. Грандиозный состав действующих лиц – 35 солистов, тройной состав хора, требующий в кульминациях разделения на 64 самостоятельных партии (!), детский хор – потребовал столь же мощного исполнительского ресурса, каким обладают немногие театры в России.

В мировой премьере задействован весь состав Академии молодых певцов Мариинского театра, и, по словам инициатора и музыкального руководителя проекта, народной артистки России Ларисы Гергиевой, главные партии готовят несколько составов солистов: «мы можем позволить себе это и выбрать в итоге лучших». За дирижерский пульт встанет Николай Хондзинский, хормейстер – Павел Теплов.