Декабрьский день выбрали для такой премьеры совсем не случайно. Зима – самое проблемное время для высокоскоростных железных дорог. Старт в декабре – это смелый шаг. И демонстрация полной уверенности в новом поезде, в его надёжности. Запуск «Сапсана» стал, пожалуй, самым ярким событием 2009 года. Несколько лет земля полнилась слухами о том, что вот-вот у нас появятся современные высокоскоростные поезда, и наконец сказка стала былью. С тех пор каждый год 17 декабря в России отмечается День высоких скоростей.
За последние 30 лет железная дорога заметно изменилась. Другие технологии и скорости, другой уровень комфорта. Но изменились и пассажиры. Они стали легче на подъём, но отвыкли от долгого ожидания у билетных касс. В вечной спешке мы сами не заметили, как пристрастились к высоким скоростям, к быстрому обмену информацией, к мобильной связи и интернету. Оставаться в стороне от современных технологий невозможно.
«И какой же русский не любит быстрой езды?» – не в нашем веке сказано. И даже не в прошлом. Но, пожалуй, только десять лет назад эти гоголевские слова стали соответствовать нашей земной реальности.
Всё началось в 2005 году. Для России – рубеж знаменательный. Это было время, когда наша страна училась жить по-новому, без скидок на «кризис». Училась жить, а не выживать, строить, а не латать дыры. Не всё получилось, не все планы удалось реализовать, и всё-таки мы оставили позади время депрессий и потерь. И стали задумываться о том, как обустроить нашу страну.
Именно тогда президент России Владимир Путин и канцлер Германии Герхард Шрёдер договорились начать работу над совместной разработкой серии высокоскоростных электропоездов. А потом появилось соглашение, которое журналисты сразу окрестили «контрактом века». В присутствии глав государств высшие руководители «Сименса» и ОАО «РЖД» подписали документ о старте работ, связанных с подготовкой для России современного железнодорожного пассажирского подвижного состава. Консультации инженеров – немецких и российских – начались без промедления. Позже договор не раз корректировался, но основы были заложены именно тогда, в 2005-м. По социальной отдаче это начинание, отразившееся на жизни миллионов людей, сопоставимо с такими международными проектами, как строительство Днепрогэса или Волжского автомобильного завода.
Поезда системы Velaro к тому времени уже эксплуатировались не только в Германии, но и в Испании. Готовился и китайский проект. Но специфика России потребовала наиболее трудоёмкой адаптации. «Сапсан» – разработка по большей части немецкая. Контракт был подписан с компанией «Сименс». Над рельсами для нового поезда работали японские специалисты. Но не будем забывать, что в проекте были использованы 154 российские запатентованные разработки, в том числе приборы безопасности движения. «Сапсан» дал импульси научным институтам, и многим предприятиям.
Ещё в 1980-е стало ясно, что обустройство высокоскоростных поездов в российских условиях – дело трудоёмкое и рискованное. И при этом необходимое. Быстро внедрить новые технологии на десятках маршрутов вряд ли получится. Но требуются прорывные проекты, на которые будет равняться вся индустрия. И таким прорывом стал для современной России «Сапсан».
Поезд получил название в честь самой быстрой на свете птицы. Сапсаны водятся и в России – в том числе и под Москвой, и на берегах Невы. Этот ширококрылый представитель семейства соколиных разгоняется до 325 км/ч. И одноимённый поезд не уступает ему по потенциальным скоростным возможностям. Во время испытаний новый поезд установил рекорд скорости в пассажирском движении на железных дорогах России – 281 км/ч.
Морозный российский климат потребовал от инженеров новых технологических решений. В чём-то помог опыт прежних отечественных скоростных поездов, но многое пришлось начинать с нуля. Генеральный конструктор поезда Андреас Липп сотни раз проделал путь из Петербурга в Москву и обратно, тестируя системы. Первый (пробный) рейс с пассажирами «Сапсан» совершил в июле 2009 года.
Специально для «Сапсана» депо «Санкт-Петербург-Московский» в посёлке Металлострой переоборудовали по последнему слову техники. Его признали самым современным в Европе. Чего стоит ультрасовременный домкрат, способный разом поднять целый состав в десять вагонов. Там, в Колпинском районе, располагается настоящий штаб «Сапсанов». Там высокоскоростные поезда раз в три дня проходят всестороннюю проверку.
Этот проект во многих отношениях оказался новаторским. Вспомним лишь некоторые, самые очевидные, «чудеса». «Сапсан» стал первым поездом в России, на борту которого появился Wi-Fi. Есть у поезда и собственные странички в социальных сетях. Все компоненты состава – стальные, пластмассовые, резиновые – рассчитаны на диапазон температур от +40 до −50 градусов.
Космический облик «Сапсанов» бросается в глаза издалека. Недаром во многих городах и посёлках от Ленинградской до Московской области люди облюбовали «смотровые площадки», с которых можно наблюдать за стремительными и яркими поездами, которые в любую погоду так быстро пересекают «пространство и простор», что дух захватывает.
Максимальную скорость «Сапсан» развивает на сравнительно небольшом участке между Окуловкой и мостом через реку Мста, что в Малой Вишере, – 250 км/ч. А 200 км/ч для «Сапсана» на Октябрьской железной дороге – обычное дело. Каждый пассажир может убедиться в этом, поглядывая на специальное табло. Самые быстрые поезда – утренние. Они преодолевают расстояние между двумя столицами за 3 часа 40 минут.
Ни один поезд не менял столь кардинально жизнь петербуржцев и москвичей, которые часто путешествуют из одной столицы в другую. До «Сапсанов» любители скорости предпочитали самолёты. А тут оказалось, что можно за 3 часа 45 минут без пробок, без утомительного ожидания и долгих проверок в аэропорту добраться из исторического центра одного мегаполиса в центр другого. И ходят такие поезда не раз в неделю, а регулярно – так что можно выбрать удобное время для путешествия.
Высокоскоростные поезда преобразили не только Октябрьскую дорогу. С 2010 года «Сапсаны» освоили новый маршрут: Нижний Новгород – Москва – Санкт-Петербург. Добраться из Белокаменной в город ярмарки можно за 3 часа 55 минут.
За десять лет «Сапсанами» воспользовались больше 35 миллионов пассажиров. Эти поезда заслужили, чтобы в юбилейный день их встречали с цветами и фейерверками. Праздник есть праздник.
«Сапсан» на Московском вокзале Санкт-Петербурга. Евгений Биятов / РИА новости