Перейти к содержанию
  Вторник 26 сентября 2023
Литературная Газета
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
      • Реклама в газете
      • Реклама на сайте
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Видео
    • Правила общежития
    • Настоящее Прошлое
    • Видеоряд
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
Идет поиск...
К сожалению, ничего не найдено.
Изменить запрос
LGZ
LGZ
  • Главная
  • Новости
  • Статьи
  • Видео
  • Колумнисты ЛГ
  • Все рубрики
    • Новости
      • ЛГ Online
      • ЛГ Плюс
      • Позиция
      • Спецформат
    • Статьи
      • Политика
      • Общество
      • История
      • Литература
      • Кино
      • ТВ
      • Театр
      • Музыка
      • Архив номеров
    • Видео
    • Авторы
  • Об издании
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
LGZ
  Статьи    09 апреля 2014 г.  № 14 (6457) (09.04.2014)
Политика

Запесоцкий – это звучит дерзко

09 апреля 2014

У царя Николая II было несметное число титулов, перечисление которых после многих десятков завершалось словами: и прочая, и прочая, и прочая. У Александра Сергеевича Запесоцкого их меньше, но они более разнообразны: и мастер спорта, и заслуженный артист Российской Федерации, и член Российской академии наук. И все – от медали «За спасение утопающих» до звания лауреата премии Правительства РФ – являются результатом его личных заслуг и усилий.

Часто, воздавая почести человеку, говорят, что он весь отдаётся делу и совсем не думает о себе. Это не про Запесоцкого. О себе он не забывает и, самое главное, не делает вида, что это не так. Он одевается по последней моде, ездит в шикарных автомобилях, друзей принимает в лучших ресторанах, отдыхает на лучших курортах. Его окружают молодые и красивые женщины, он общается с принцами, послами, министрами, академиками, поп-звёздами… Словом, Запесоцкий вполне мог бы сойти и за денди, и за светского льва, и за Нарцисса.

Однако большая ошибка, которую, кажется, некоторые совершают, останавливаться только на этой внешней стороне. Нередко достоинство человека видят в том, что он самодостаточен и ему безразлично, как его оценивают друзья. Это также не про нашего «юбиляцера». Про Запесоцкого совсем не скажешь, что ему неважно мнение окружающих. Весь вопрос в том, какое мнение и каких окружающих. Он сам создаёт окружение, которое может его оценить. К примеру, в помещениях Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов и в его печатных изданиях можно увидеть много-много фотографий Запесоцкого с разными людьми, в разных ситуациях. Но сам этот университет – один из лучших и самый оригинальный среди гуманитарных высших учебных заведений страны – является детищем Запесоцкого, в буквальном смысле его авторским произведением. И его фотографии на стенах университета так же уместны, как и фотографии отца семейства на стенах дома.

Редко какой научный форум собирает такое количество выдающихся учёных, проходит с такой регулярностью и приносит такие результаты, как ежегодные Международные Лихачёвские чтения, которые проходят в СПбГУП. В их центре находится Запесоцкий: он их открывает, он их ведёт, он выступает с центральными докладами. И это опять-таки естественно, ибо сами эти чтения от общей идеи до конкретного воплощения (тематика, программа, список участников и т.д.) являются результатом его инициативы и творческого напряжения, поддержанного, разумеется, коллегами, соратниками, помощниками.

Нельзя сказать, что способность извлекать радость и удовольствие из публичного признания и славы, обрести и возвеличить себя в общественно значимом деле есть нечто уникальное. Это свойственно многим, быть может, даже всем людям. Уникальность Запесоцкого заключается в том, что он делает это открыто, демократично, дерзко. Не знаю, станет ли такое поведение общераспространённым, а имя Запесоцкого нарицательным, но что он действительно задаёт некий особый стиль жизни, в этом нет сомнения.

Запесоцкий отличается разнообразием интересов и как человек, и как исследователь: выпускник Ленинградского института точной механики и оптики, он имеет ряд изобретений в этой области, он был ведущим на телевидении, популярным лектором, диджеем, организатором общегородских праздников, автором многих популярных фильмов. Он изучал проблемы молодёжи, образования, роль средств массовой информации в обществе, ряд философских тем, творчество Д.С. Лихачёва и многое другое. Он прекрасно сочетает научные труды с публицистикой, является плодовитым, возможно, и даже, скорее всего, самым плодовитым среди пишущей братии, его библиография насчитывает более 2000 названий.

В его жизни и творчестве есть, однако, главные, стержневые вещи, которые придают цельность его личности и определяют его основные заслуги. Он является выдающимся организатором в научно-образовательной сфере, доказательством чего является созданный им и уже упоминавшийся выше Гуманитарный университет, ставший центром культурологического образования. Ему, первому в стране доктору наук в области культурологии, принадлежит особая заслуга в утверждении и развитии этого направления научной мысли. Он взял на себя нелёгкий труд обоснования и практического продвижения культурологии как науки и университетской дисциплины. И многое для этого сделал. И, надо думать, ещё сделает. Ведь ему пока ещё только 60.

Нелегко, наверное, человеку с таким именем и отчеством, как Александр Сергеевич, сохранить своё лицо, не потеряться. Запесоцкий смог. Люди, знающие его близко, уже акцентируют внимание не на том, что он Александр Сергеевич, а на том, что он Запесоцкий. Запесоцкого вообще трудно категоризировать, подвести под какое-то общее понятие. Не только как индивид, но и как общественное явление он остаётся единственным в своём роде. Когда не могут найти определение, обычно прибегают к аналогиям, метафорам. Если воспользоваться аналогиями из наиболее популярной сегодня политической сферы, я бы сравнил его с Берлускони или Саркози. Но и это мало помогает. Я бы ограничился тем, что Запесоцкий равен самому себе. Не знаю, чем руководствовалась газета, называя рубрику «Юбиляция». Я бы хотел, оставаясь верным смыслу термина, завершить свою поздравительную речь словами: Запесоцкий есть Запесоцкий.

Абдусалам ГУСЕЙНОВ, академик Российской академии наук, директор Института философии РАН

Юбиляция
119
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта ЛГЗ на ваш электронный ящик.

Свет утраты и надежды

15.12.2020

Он прикоснулся к музыке миров

15.12.2020

Настоящая я – в «Большой перемене»

17.06.2020

Создатель цельного мира

15.04.2020

Реалист и романтик, пространством и временем полный…

01.04.2020

Жанна Болотова: «Я ненавижу предательство…»

97 голосов

Юбиляция

67 голосов

Двойной праздник

62 голосов

Воин, сказочник, герой…

59 голосов

Сила духа, дарованная Богом

46 голосов
LGZ
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Фестиваль Память Театр Премьера Книги Дата Книжный ряд Выставка Эпоха Кино Новости Событие Писатель Сериал Утрата
© «Литературная газета», 2007–2022
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты