Перейти к содержанию
  Четверг 28 сентября 2023
Литературная Газета
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
      • Реклама в газете
      • Реклама на сайте
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Видео
    • Правила общежития
    • Настоящее Прошлое
    • Видеоряд
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
Идет поиск...
К сожалению, ничего не найдено.
Изменить запрос
LGZ
LGZ
  • Главная
  • Новости
  • Статьи
  • Видео
  • Колумнисты ЛГ
  • Все рубрики
    • Новости
      • ЛГ Online
      • ЛГ Плюс
      • Позиция
      • Спецформат
    • Статьи
      • Политика
      • Общество
      • История
      • Литература
      • Кино
      • ТВ
      • Театр
      • Музыка
      • Архив номеров
    • Видео
    • Авторы
  • Об издании
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
LGZ
  Статьи    25 сентября 2019 г.  № 39 (6706) (25.09.2019)
Литература Библиосфера

Следуй за солнцем

25 сентября 2019

София Эззиати. Дневник революции: Роман в 3 кн. – 2018. – 384 с. – 2000 экз.


София Эззиати – молодой музыкант, она пишет и исполняет песни в жан­ре поп-рок. И вот теперь дебютирует как прозаик. Переход к литературному творчеству получился как бы сам собой. Её первый роман-трилогия «Дневник революции» буквально родился из музыки: три части книги были напи­саны одновременно с тремя песнями, которые являются, по сути, саундтре­ками к книге. Как сказано в предисло­вии, музыка должна помочь читателю погрузиться в атмосферу произведения. Что ж, задумка воплотилась: светлые, спокойные и немного меланхоличные песни действительно очень созвучны настроению книги.

Итак, перед нами – фантастический роман (впрочем, в скобках отметим, что по характеру затронутых острых про­блем его можно отнести и к жанру анти­утопии), действие которого разворачи­вается в XXVIII веке в далёком космосе, в некой системе Сапей. В центре сюжета оказывается борьба группы Сопротивле­ния против диктатуры «Единого ока» – могущественной организации, захва­тившей власть в системе и медленно уничтожающей её планеты и население.

Одна из сложнейших задач, которая стоит перед автором фантастического жанра, – создание собственного мира. Система Сапей, придуманная Софией Эззиати, представляет собой несколь­ко солнечных систем (секторов), вра­щающихся вокруг Великого Солнца (для удобства читателя в начале книги помещена схема). Конечно, каждая пла­нета системы не описывается во всех подробностях – это и не нужно. Автор работает преимущественно широкими мазками, намечая контуры и наиболее характерные детали. И вот перед нами планета Лагуз; её поверхность полно­стью покрыта водой и представляет собой бесконечный океан с небольшими островками, над которым кружат чайки. Это – Атлантида будущего: толща воды скрывает защищённый прозрачным куполом город, жители которого видят океан изнутри. А вот планета Совуло, состояние которой напоминает о кон­цепции «ядерной зимы»: после техно­генной катастрофы планета полностью покрывается льдом и снегом… Автор рисует вечную метель и заброшенные, разрушенные поселения – и этого ока­зывается достаточно, чтобы описать масштабы трагедии: «Местами сияющи­ми стёклами был рассыпан снег. Пере­ливаясь и отражая лучи, он жил и поги­бал, тая от скупой теплоты, подаренной весенним солнцем…»

Быть может, придирчивые поклонни­ки жанра будут упрекать автора в недо­статке «технических» деталей миро­устройства системы Сапей. Но в данном случае чрезмерный крен в техническую сторону убил бы основную идею рома­на: самые важные вещи – всегда внутри. Вселенная, в которой живут герои, – это в первую очередь декорация, оттеняю­щая другой, более значимый мир. Мир человеческих чувств.

Он проработан автором в мель­чайших деталях. Мотивы героев, их поступков, их слов прописаны с пси­хологической точностью. Рассказывая историю о движении Сопротивления, есть соблазн увлечься описаниями героических подвигов и переборщить, но в «Дневнике революции» получи­лось всё как в жизни. Ведь зачастую на отважные поступки людей толкают не только и не столько высокие убежде­ния, сколько осознание, что им больше нечего терять – и другого выхода, кроме как встретиться с врагом лицом к лицу, у них просто не осталось.

Роман написан в формате дневника – в нём чередуются отрывки из записей двух главных героев – Сольвейг и Аска. И этот формат даёт автору множество возможностей продемонстрировать внутренний мир героев, не вмешиваясь в историю. На страницах дневника они рефлексируют, задают важные и пугаю­щие вопросы, сомневаются и пытаются преодолеть сомнения: «Мне стало не по себе. Как часто мы идём куда-то, даже толком не понимая, почему мы это делаем, и только строим предположе­ния о том, что может ожидать в конце, не зная конкретной цели. И наоборот, зачастую люди не делают ничего, пока не будут уверены на все сто в каждом шаге, и поэтому в большинстве случаев так и стоят на месте, ожидая идеальных условий. Даже не знаю, что хуже. По-мо­ему, оба варианта друг друга стоят».

Очень хорошо работает на идею рома­на и композиция. Повествование начи­нается с того, как Сольвейг, участница Сопротивления, находит своего «истин­ного союзника» Аска и забирает его с колонизированной планеты Йера. Это кажется самым началом истории, но чем дальше мы погружаемся в сюжетные перипетии, тем сильнее отдаляется «точ­ка отсчёта»: мы понимаем, что на самом деле автор забросил нас в самую гущу событий. А о том, когда всё началось на самом деле, рассказывает вторая часть – ретроспектива жизни Сольвейг и исто­рия её пути к Сопротивлению.

Интересна и символика романа. София Эззиати преимущественно опе­рирует символами скандинавской куль­туры. Например, имя Аск в переводе с норвежского означает «ясень», кото­рый, в свою очередь, в скандинавской мифологии является символом непо­бедимости и непрерывности жизни. А имя Сольвейг, в переводе означаю­щее «солнечный путь», отсылает нас ещё и к известному произведению норвеж­ского драматурга Генрика Ибсена «Пер Гюнт». Сольвейг из романа, как и герои­ня пьесы, – символ верности: своим словам, своим делам, своим близким, а её, быть может, главный дар – давать людям возможность познать себя, стать самими собой.

Эти и другие символы в очередной раз подчёркивают светлый, оптими­стичный посыл произведения: несмо­тря на множество трагических собы­тий, добро в конце концов побеждает зло. В первую очередь потому, что его главное оружие – не материальные, а духовные категории, а их невозмож­но уничтожить даже с помощью самого мощного оружия. Потому что и в эпо­ху глобальных потрясений остаются люди, которым удаётся сохранить чело­веческое лицо.

Мила Яковлева

Книга Книжный ряд Мила Яковлева София Эззиати Дневник революции
15
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта ЛГЗ на ваш электронный ящик.

Непоследний герой

20.09.2023

Верность предназначению

16.08.2023

Поэзия и её продолжение другими средствами

02.08.2023

Обыкновенная история?

12.07.2023

Их знали не только в лицо

12.07.2023

Путешествия шеститомника

1961 голосов

Правда солдата Никулина

142 голосов

Испытание оттепелью

139 голосов

Итальянское соло для русских судеб

117 голосов

Полёт над границами века

88 голосов
LGZ
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Фестиваль Память Театр Премьера Книги Дата Книжный ряд Выставка Эпоха Кино Новости Событие Писатель Сериал Утрата
© «Литературная газета», 2007–2022
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты