Перейти к содержанию
  Вторник 03 октября 2023
Литературная Газета
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
      • Реклама в газете
      • Реклама на сайте
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Видео
    • Правила общежития
    • Настоящее Прошлое
    • Видеоряд
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
Идет поиск...
К сожалению, ничего не найдено.
Изменить запрос
LGZ
LGZ
  • Главная
  • Новости
  • Статьи
  • Видео
  • Колумнисты ЛГ
  • Все рубрики
    • Новости
      • ЛГ Online
      • ЛГ Плюс
      • Позиция
      • Спецформат
    • Статьи
      • Политика
      • Общество
      • История
      • Литература
      • Кино
      • ТВ
      • Театр
      • Музыка
      • Архив номеров
    • Видео
    • Авторы
  • Об издании
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
LGZ
  Статьи    23 октября 2019 г.  № 43 (6710) (23.10.2019)
Искусство Мнение Интервью

Шпага для Марины Мнишек

Народная артистка России солистка Большого театра Ирина Долженко отмечает юбилей
Лаврова Людмила Лаврова Людмила — 23 октября 2019

Выдающаяся певица об особенностях работы в главном театре страны, в зарубежных и региональных театрах, о том, что делает эксперт оперной премии, о пользе фигурного катания и фехтования для оперного артиста и других аспектах своей профессии.

 

– Ирина, вы пришли в Большой театр более 20 лет назад и ещё застали его старые традиции, писаные и неписаные. В чём они заключались?

– Для меня, как для человека, который вырос в Детском музыкальном театре им. Н.И. Сац, а потом сразу попал за границу и впитал некие демократические условности, было в новинку, что в Большом театре существовал дресс-код на репетициях. В Вене я могла прийти на репетицию в джинсах и футболке, я тогда весила-то 54 кг, а в Большом театре это категорически не допускалось. И первое замечание я получила на оркестровой репетиции от дирижёра, народного артиста РФ Алексея Масленникова. «Почему в брюках? Нельзя, должен быть высокий каблук, причёска и т.п.». Масленников был знаменитым тенором, режиссёром и воспитал меня и огромное количество певцов-актёров. Научил нас жить на сцене, думать, выстраивать отношения с партнёрами, слушать интонации друг друга. Дал нам в руки профессию.

– А в зарубежных театрах, где вам довелось выступать, есть свои традиции?

– В Германии в театральных кругах долгие годы было модно собирать автографы и фото артистов, которые заняты в постановках. На служебном входе артистам передавали письма от зрителей. Если ты дебютант и тебя ещё никто не знает, начинаешь понимать, что тобой интересуются, это очень приятно. А когда приезжаешь на несколько разных спектаклей, тебе на входе передают подарки от незнакомых людей. Очень часто – ноты с наказом обязательно спеть ту или иную партию или какой-то цикл песен. Мне много дарили уникальных прижизненных изданий клавиров опер Вагнера, Рихарда Штрауса с автографами композиторов.

– В какой степени певец может позволить себе собственную трактовку образа в спектакле?

– В режиссёрском театре солист должен доверять постановщику и идти за ним по роли, особенно на первых репетициях, т.к. на них формируется не только рисунок роли, но и энергетическая наполняемость. Надо уметь впустить в себя чужое решение и интеллект (если режиссёр интересный и умный). Но существует много постановок, где нет серьёзной наполняемости, и приходится что-то выстраивать самой. Партии, которые исполняешь много лет в разных сценических трактовках, постепенно «обрастают» интересными элементами и складываются как пазл, который начинаешь считать своим прочтением. Такие мои Амнерис и Любаша – сильная и страстная, любящая и обманутая. Азучена и Ульрика – другие: жёсткие, мистические фигуры. Особое место отвожу Графине в «Пиковой даме»: здесь и страсть, и любовь, и ненависть, и упоение! Люблю всех своих героинь, и даже в самых экстремальных постановках стараюсь оправдать своё пребывание в роли, показать глубину и силу гениальной музыки.

Ирина Долженко. Азучена в опере ТРУБАДУР..jpg

Ирина Долженко. Азучена в опере ТРУБАДУР


 – Привнёс ли что-нибудь в вашу оперную карьеру опыт спортсменки-фигуристки?

– Пение – это спорт, и организм певца должен быть готов к нагрузкам. Занятия фигурным катанием мне очень помогают и в работе над партиями, и, конечно, в танце, если это необходимо для роли. В одной из постановок оперы «Борис Годунов» Мусоргского режиссёр Йоханнес Шафф решал сцену Марины Мнишек и Рангони в фехтовальном зале. Мне пришлось месяц заниматься фехтованием с тренером и всю большую арию и дуэт махать шпагой и петь! Для этого понадобилась хорошая координация и точность. Когда начинаешь заниматься пением серьёзно, надо осознавать, что всё то, что ты знаешь и умеешь, должно работать на твою профессию.

– Вы входите в экспертный совет первой российской оперной премии «Онегин». В чём заключается деятельность экспертов?

– «Онегин» – единственная в России именно оперная премия. Впервые я погрузилась в оперную жизнь страны. Я человек серьёзный и очень ответственный, поэтому постаралась посмотреть все записи, что театры прислали, и некоторые постановки в самих театрах – примерно 50 спектаклей. Профессиональный уровень региональных театров достаточно высок, много достойных постановок и хороших певцов. Из всего разнообразия хотелось выделить самое-самое. Мнения были разные, но объективно победили лучшие.

– Будучи советником директора Красноярского театра оперы и балета по творческим вопросам, по какому принципу вы предлагаете им репертуар?

– Репертуар надо строить, учитывая потребности и интересы зрителей, т.к. Театр оперы и балета – один на огромный край. Популярные произведения, большие классические постановки – «Аида», «Трубадур», «Евгений Онегин», «Борис Годунов» – в первую очередь, потом уже что-то экзотическое: «Медея» Керубини, «Кавказский пленник» Кюи и т.п. Артисты театра гастролируют по краю с небольшими спектаклями и концертными программами, а нам бы хотелось показывать в Норильске, Ачинске, Енисейске всё самое лучшее, что есть в Красноярском театре. Но пока Театр оперы и балета может только приглашать к себе, что с успехом и делает. В выходные дни зрители из других городов приезжают целыми автобусами, особенно на фестивальные спектакли с участием звёзд.

– Оперная труппа в Красноярске преимущественно молодёжная. Какие в этом плюсы и минусы?

– Минус единственный – недостаток опыта, но мы стараемся устраивать мастер-классы для солистов труппы, стажировки за рубежом, поддерживаем связь с московской и петербургской консерваториями. Много интересных певцов приезжает на Международный конкурс имени Петра Словцова, некоторые из победителей этого конкурса уже поют в Красноярском театре – Пирогов, Мурашев, Мизин. Я считаю, что надо дать молодому певцу шанс спеть большую партию в спектакле. Случай в искусстве – великая вещь! Важно его вовремя использовать, а для этого необходимы мобильность, здоровая психика, интеллект и доля авантюризма. В творчество надо уметь нырять с головой, не бояться трудностей и досужих раз­говоров, которые всегда сопровождают любого артиста всю жизнь.

Беседу вела Людмила Лаврова

 Ирина Долженок - Амнерис (слева) Аида - Светлана Касьян. Опера АИДА..jpg

Ирина Долженок - Амнерис (слева) Аида - Светлана Касьян. Опера АИДА


Личность Людмила Лаврова Звезда
136

Людмила Лаврова

Людмила Лаврова (Петрова) - журналист, оперный ...
Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта ЛГЗ на ваш электронный ящик.

Создать будущее сейчас

07.09.2022

Дотронуться сердцем

17.08.2022

«Аида» как связь времён

27.07.2022

Визитная карточка праздника

29.06.2022

«Снежинки» для примадонны

18.05.2022

Нельзя поклоняться дьяволу

218 голосов

Вечное движение Гёте

100 голосов

Рыцарь Страны Советов

96 голосов

Андрей Макаревич: «Я ненавижу конспирологию…»

95 голосов

Чёткий

91 голосов
LGZ
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Фестиваль Память Театр Премьера Книги Дата Книжный ряд Эпоха Кино Новости Сериал Утрата Писатели Век Памятник
© «Литературная газета», 2007–2022
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты