Перейти к содержанию
  Вторник 26 сентября 2023
Литературная Газета
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
      • Реклама в газете
      • Реклама на сайте
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Видео
    • Правила общежития
    • Настоящее Прошлое
    • Видеоряд
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
Идет поиск...
К сожалению, ничего не найдено.
Изменить запрос
LGZ
LGZ
  • Главная
  • Новости
  • Статьи
  • Видео
  • Колумнисты ЛГ
  • Все рубрики
    • Новости
      • ЛГ Online
      • ЛГ Плюс
      • Позиция
      • Спецформат
    • Статьи
      • Политика
      • Общество
      • История
      • Литература
      • Кино
      • ТВ
      • Театр
      • Музыка
      • Архив номеров
    • Видео
    • Авторы
  • Об издании
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
LGZ
  Статьи    06 марта 2013 г.
Литература

Разные настроения прозы

Ермакова Анастасия Ермакова Анастасия — 06 марта 2013

Ирина БОГАТЫРЁВА: «Счастье – способность уравновесить внутри самого себя внешний трагизм»

«ЛГ»-ДОСЬЕ
Ирина Богатырёва родилась в Казани в 1982 году, выросла в Ульяновске. Окончила Литературный институт им. А.М. Горького. Публиковалась в журналах «Октябрь», «Новый мир», «Дружба народов», «Кольцо А», «День и Ночь» и др. Автор книг «АвтоSTOP» (издательство «Эксмо»), «Товарищ Анна» (М.: АСТ-Астрель, 2011). Рассказы и повести переводились на английский, китайский и голландский языки. Автор литературной обработки сборника алтайских народных сказок «Рыжий пёс» (издательство «Фонд Марджани», 2012). Дипломант премии «Эврика!», финалист премии «Дебют», лауреат «Ильи-премии», премии журнала «Октябрь», премии Ивана Петровича Белкина и премии Гончарова. Была главным редактором журнала молодых писателей Поволжья «Берега». Живёт в Подмосковье.


– Ирина, судя по вашей прозе, тема дороги имеет для вас особое, символичное значение. Почему именно дорога, а не, скажем, дом или река?

– Дорога – это движение, постижение, путь в неизвестное. Это не только символ, это, похоже, моё состояние. Я не мыслю себя без путешествия, без дороги. Для меня просидеть дома две недели – уже тяжело. Надо срочно куда-то поехать, встряхнуться, хоть бы просто сесть на электричку в дальнее Подмосковье. Мелькание за окном меня успокаивает и погружает в себя. Статика, напротив, вызывает тревогу.
В этом смысле река как символ мне так же близка, она находится в том же ряду, что и дорога, но вот дом – пожалуй, нет, это из другой области бытия.

– Есть мнение, что хорошему прозаику нужен богатый жизненный опыт. Как обойтись без него молодому автору? Иными словами, о чём писать, когда не хватает опыта?

– Опыт бывает двух порядков – внешний и внутренний, когда ты каждый день воспитываешь сам себя, приучаешь к восприимчивости, позволяешь любым событиям, даже самым незначительным, менять себя. Эта гибкость, внимательность, чуткость, как мне кажется, позволяют проникать в жизнь лучше, чем прямое вмешательство. На мой взгляд, опыт душевного восприятия делает нас более сильными. И уж он, без сомнения, более важен для творческого человека. Не все люди с богатым жизненным опытом смогли создать что-либо, для этого нужна закалка совсем другого плана.

– Прочитала недавно ваш отличный рассказ «Приступ». Там есть и наблюдательность, и тонкий психологизм, и юмор. Что для вас значит стиль?

– Это индивидуальный язык текста, то счастливое сочетание всех элементов, при котором достигается их полное равновесие. Если ничего ни добавить, ни убрать нельзя – вот тогда стиль угадан правильно и текст получился.

– Всегда ли вам пишется? Что для этого нужно: настроение, состояние или необходимо просто заставить себя? И что делаете, если не пишется?

– Это зависит от текста. Есть такие, которые пишешь по расписанию: каждое утро, с семи до восьми, я занимаюсь им, хочу не хочу, неважно, он создаётся по принципу «ни дня без» и требует дисциплины. Другие, напротив, не могут жить без свободы, вдохновения и пишутся вразброс, абзац из одной главы, абзац из другой, перебивая самих себя. И то и другое – нормально, это разные настроения прозы. А что делать, если не пишется? Много читать.

– Как, на ваш взгляд, должен ли писатель вмешиваться в политику и может ли что-то изменить своими текстами?

– Мне бы очень хотелось сказать о себе, что я живу вне политики, но это будет то же самое, что сказать: «Я живу вне страны». Я действительно отношусь к людям, которые не знают имён политических деятелей, но это не значит, что я не замечаю, что происходит с людьми, живущими со мной в одних условиях и в одном времени. Для меня политика – это история, которая происходит здесь и сейчас. У меня нет амбиций, чтобы тексты меняли ход истории, этого не может поменять ничто, но я пишу для людей, и у меня есть амбиции сказать им нечто, каждому своё, чтобы тронуло.

– Кого бы вы назвали из современных прозаиков, оказавших на вас наибольшее влияние? А из классиков?

– Мне очень помог для понимания литературы Леонид Юзефович, я предельно уважаю его как мудрого педагога и люблю как прозаика. На расстоянии вытянутой руки всегда стоит на моей внутренней книжной полке «Кащей и Ягда» Марины Вишневецкой. У меня сложное, неоднозначное отношение к прозе Алексея Иванова, здесь речь не о влиянии, а скорее о противопоставлении: я начинала читать его после того, как друзья сказали, что в моих текстах есть общее с ним. Но его «Блуда и МУДО» мне по-настоящему дорого. Из самого свежего – Эдуард Веркин, «Друг апрель», – эта книга даёт возможность взглянуть на подростка внутри самого себя глазами взрослого. Из классиков – Достоевский, Газданов, Бабель, Набоков.

– Как известно, творчество – это и попытка прийти к гармонии, и попытка познать себя, и своего рода поход к психотерапевту. Что оно значит для вас?

– Я не вижу противоречия в первом и втором определении. Творчество для меня – состояние жизни, а значит, оно и всё, что может вместить жизнь.

– Можно ли писать трагичные вещи и быть счастливым человеком?

– Иначе нельзя. Счастье – способность уравновесить внутри самого себя внешний трагизм.


ТРИ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ВОПРОСА:

– В начале ХХ века критики наперебой говорили, что писатель измельчал. А что можно сказать о нынешнем времени?
– Что стали ещё более дробными сферы писательского говорения. Ведь писательство – это такое почти шаманское состояние, когда ты проговариваешь за человека то, что он сам не в состоянии высказать. Человеку жить невысказанным нельзя – невыговоренные эмоции сжигают изнутри. Поэтому появляется рано или поздно другой человек, который способен это проговорить и высвободить. Ну и понять, конечно же, или даже угадать, потому что не всё поддаётся пониманию. И чем больше круг людей, близких тебе, людей, которых ты понимаешь, тем шире твоя писательская возможность проговаривания.
Сейчас мы живём в мире, когда мельчает не человек и не писатель, а мельчают, становятся более дробными, сферы существования человека – не в общем, а в частностях. Порой настолько сильно, что люди уже и не понимают друг друга, у них разные языки и жизненные ценности. Для каждого такого круга может появиться свой писатель. Так оно и происходит. И тот, кто говорит для одних, – не факт, что будет понятен другим. На мой взгляд, это нормально. Тот писатель, кто заговорит общечеловеческим языком, станет действительно большим писателем. Это, наверное, ответ и на следующий ваш вопрос.
– Почему писатели перестали быть «властителями дум»? Можете ли вы представить ситуацию «литература без читателя» и будете ли продолжать писать, если это станет явью?
– Нет, я такого представить не могу. Литература не возникает из вакуума, текст возможен только при условии существования другого текста, а это уже влечёт всё остальное – и читателя, и критика, и нового писателя. Пусть даже в одном лице.
– На какой вопрос вы бы хотели ответить, но я его вам не задала?
– У меня на днях вышла книга «Луноликой матери девы». Это первая часть трилогии о скифах Алтая, пазырыкцах. Работа для меня очень кропотливая, неторопливая, как само то легендарное время, мне понадобилось изучить очень подробно археологический материал для погружения в дух эпохи настолько, насколько это вообще возможно. Поэтому выход этой книги (и её победа в конкурсе подростковой литературы им. С. Михалкова в 2012 году) очень для меня важен. Это роман о девочке, которой суждено стать царём; в первой книге посвящение в мир взрослых: мистические испытания девочек, избранных стать девами-воинами, первая любовь и первая большая потеря.

18

Анастасия Ермакова

Анастасия Геннадьевна Ермакова родилась в Москв...
Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта ЛГЗ на ваш электронный ящик.

Заглушите мотор

22.09.2023

Уйти за пределы кадра

22.09.2023

Иммунитет к слому эпох

22.09.2023

Жизнеловля пресноводных рыб

22.09.2023

Бремя губернатора

22.09.2023

Путешествия шеститомника

1961 голосов

Голос совести

1468 голосов

Русская поэзия обязана провинции

1346 голосов

Молчанию небес наперекор

973 голосов

Бедный, бедный Уильям

902 голосов
LGZ
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Фестиваль Память Театр Премьера Книги Дата Книжный ряд Выставка Эпоха Кино Новости Событие Писатель Сериал Утрата
© «Литературная газета», 2007–2022
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты