Казань радушно принимала гостей и участников IX Международного фестиваля имени Сергея Рахманинова «Белая сирень» в Государственном Большом концертном зале им. Салиха Сайдашева.
Основателем и вдохновителем фестиваля является Александр Сладковский. Есть имена, которым не требуется ни званий, ни регалий, – они говорят сами за себя. Таков маэстро Сладковский. Таков его друг и единомышленник Денис Мацуев, прилетевший – во всех смыслах этого слова (по окончании первого отделения пианист уже торопился в аэропорт) – в Казань на концерт, ставший своеобразной кульминацией всего фестиваля. «У нас изменение программы произошло спонтанно. «Острова мёртвых» сегодня, к счастью, не будет», – смеясь, сообщил Сладковский перед концертом.
Мы не имеем права не поверить на слово маэстро, но «спонтанность» программы в итоге обернулась своей противоположностью – абсолютной логической выстроенностью и закономерностью. Все произведения – по восходящей – утверждали веру в жизнь и возрождение! «И жить торопится, и чувствовать спешит» – так, словами Петра Андреевича Вяземского, можно охарактеризовать этот концерт.
В первом отделении прозвучали Второй фортепианный концерт Ференца Листа и Четвёртый – Сергея Рахманинова.
«Сегодня мы исполняем двух гениев – Листа и Рахманинова. Оба были и гениальными композиторами, и, что для меня очень важно, – гениальными пианистами. А сколько раз мы репетировали с оркестром? Мы репетируем всю жизнь, а на сцену всегда выходим, как в последний раз!» – поделился на пресс-подходе Денис Мацуев.
Талант Мацуева явно сродни и листовскому, и рахманиновскому – такой же горячий, порывистый и одновременно трепетно нежный. Диапазон эмоций – от тончайшего воздушного pianissimo, буквально капелек росы на паутинке, до демонического «камнепадного» грохота fortissimo.
Оба исполненные им произведения во многом также по-своему родственны между собой. Жизнь во всех её проявлениях – любовь, светлая романтическая грусть, поэтическое вдохновение, восторг и любование картинами природы... Сладковский проявил себя как очень чуткий – нет, не аккомпаниатор, – но партнёр пианиста.
«Во втором отделении мы сыграем Третью симфонию Чайковского, которую я здесь ещё никогда не играл. Так что это во многом премьера, очень ответственная премьера перед нашей записью», – Александр Сладковский имеет в виду грандиозный проект записи всех шести симфоний, а также «Концертной фантазии», скрипичного и трёх фортепианных концертов Чайковского, которую осуществит Sony Classical с 14 по 28 июля в ГБКЗ им. С. Сайдашева. Грандиозный и смелый проект, впрочем, как и все программы ГСО РТ.
«Третью симфонию я обожаю! Хочу влюбить в неё всех слушателей! Это абсолютно гениальная музыка, но очень трудная», – признался маэстро.
Третья симфония – единственная у Чайковского, написанная в мажоре. И, пожалуй, наиболее редко исполняемая. Ну, тянет современников наших к минору, к «трагедии, рождённой из духа музыки» (если перефразировать Ницше). Время такое, скажете вы. Значит, маэстро Сладковский опережает настоящее, утверждая своим творчеством веру в лучшее, возрождение из духа музыки.