От смешного до великого.
Александр Казакевич.От смешного до великого.
– М.: Центрполиграф, 2019.
– 383 с. –
2000 экз.
Искусство / Искусство / СКАНДАЛ
Кондрашов Александр
Теги: искусство , театр , политика
Выступление Константина Райкина на съезде Союза театральных деятелей наделало столько шума, вызвало такую бурную дискуссию, как будто на теле отечественного театра вскрылся огромный фурункул. Но забрызгал он не только тех, кого предполагалось. Открылось то, что зрело-перезрело в давно устоявшемся замкнутом мире.
Эти совершенно беззаконные, экстремистские, наглые, агрессивные, прикрывающиеся словами о нравственности, о морали и вообще всяческими благими и высокими словами: «патриотизм», «Родина» и «высокая нравственность». Вот эти группки якобы оскорблённых людей, которые закрывают спектакли, закрывают выставки, нагло себя ведут, к которым как-то очень странно власть нейтральна – дистанцируется от них…»
А почему якобы (оскорблённых)? К.Р. не допускает, что кого-то что-то в спектаклях может возмутить или оскорбить? У К. Серебренникова, К. Богомолова и даже М. Захарова с О. Табаковым есть какой-то патент на нравственность, Родину и патриотизм, а у К.Р. – наследственное право единственно верно трактовать эти понятия? И какие их спектакли закрыли? А что касается власти, то она действительно нейтральна. Послушно финансирует эпатажные проекты, и даже когда общественность крайне возмущена, она по-прежнему остаётся нейтральной, хотя совсем игнорировать «мнение народное» не может. Или Константин Аркадьевич хочет, чтобы власть разделила с ним счастье ответственности за то, что деньги налогоплательщиков тратятся на такие спектакли, как «Все оттенки голубого», который некоторые «группки» обвинили в гей-пропаганде?
«Мне кажется, что это безобразные посягательства на свободу творчества, на запрет цензуры. А запрет цензуры – это величайшее событие векового значения в художественной, духовной жизни нашей страны… У нас это проклятие и многовековой позор нашей культуры, нашего искусства наконец был запрещён».
Ну это К.Р. круто завернул – насчёт «величайшего события векового значения»! Как будто до него русский театр веками влачил жалкое существование и только сейчас необыкновенно расцвёл. У нас больше 25 лет цензуры нет, и что? Появился кто-то приближающийся по мощи таланта к Станиславскому, творившему под гнётом царской, а потом советской цензуры?
«Я вижу, как явно чешутся руки у кого-то всё изменить и вернуть обратно. Причём вернуть нас не просто во времена застоя, а в ещё более давние времена – в сталинские времена. Потому что с нами разговаривают наши начальники <…> такими сталинскими установками, что просто ушам своим не веришь! Это говорят представители власти, мои непосредственные начальники, господин Аристархов (первый заместитель министра культуры. – А.К.) так разговаривает».
К.Р. почему-то не привёл ни одной цитаты «начальника», но выдвинул против него тяжкие политические обвинения в «сталинских установках». Хотя слышать требования вернуть цензуру на ТВ, в театр и кино приходится всё чаще, и отнюдь не от сталинистов. Срабатывает инстинкт самосохранения нации.
«Цеховая солидарность, как меня папа учил, обязует каждого из нас, работника театра, не говорить плохо в средствах массовой информации друг о друге и в инстанциях, от которых мы зависим. <…> Но когда мы заполняем этим газеты, журналы и телевидение – это на руку только нашим врагам. То есть тем, кто хочет прогнуть искусство под интересы власти».
Ну вот дошли и до врагов народа (театрального, конечно) – клянчат деньги у власти, а потом в кругу своих объявляют её первейшим врагом. Далее оратор распалился до сногсшибательных обобщений: «Мы все родом из советской власти. Я помню этот позорный идиотизм! Это причина, единственная, по которой я не хочу быть молодым, не хочу вернуться туда снова. А меня заставляют читать эту мерзкую книжку опять».
В какой же «позорный идиотизм» К.Р. не хочет вернуться? Напомним ему его родословную. Аркадий Исаакович Райкин сделал при советской власти баснословную карьеру, без которой нынешнего худрука-сына не было бы. Смолоду Райкин был любимцем Сталина, с конца 30-х постоянно гастролировал в Москве, участвовал в правительственных концертах, живя подолгу в люксе лучшей советской гостиницы с видом на Кремль. Чуть ли не в 30-летнем возрасте возглавил Ленинградский театр эстрады и миниатюр. Был обласкан и награждён как мало кто из великих советских актёров и режиссёров. Его любили все, но руководителем он был сложным. Михаил Жванецкий вспоминал про «команду Ленинградского Государственного театра миниатюр Аркадия Райкина», которую вынуждены были покинуть молодые Карцев и Ильченко: «Человек там одиннадцать-тринадцать-четырнадцать артистов, не помню. Но это действительно команда. Во главе стоял абсолютно гениальный великий игрок, и все ему подавали мячи. Потому что он был кровопийца и тиран как художественный руководитель. Он не терпел, если кто-то играл и кто-то забивал. То есть играть – играй, но не забивай. Ты играй на меня, а я буду забивать…»
В 1982 году по личному распоряжению Брежнева был осуществлён уникальный проект: переезд театра из Ленинграда в Москву. Артисты получили квартиры в столице, а театр – здание, которое тогда ещё не ассоциировалось с «Райкин Плаза». Поменяли название, оно стало древнеримским – «Сатирикон», а после кончины Аркадия Исааковича, театр возглавил его сын. Редчайший случай такого престолонаследия на русской сцене. Константину Аркадьевичу не хочется «читать эту мерзкую книжку опять» про «позорные» времена, те театры и спектакли, которые создавали Ефремов, Эфрос, Любимов, Товстоногов и многие другие режиссёры, составившие славу нашего театра. Про них вспоминать нынешним титанам режиссуры не хочется. Давид Самойлов писал:
«Вот и всё. Смежили очи гении.
...
Как нас чествуют и как нас жалуют!
Нету их. И всё разрешено».
Далее К.Р. разрешил себе говорить о вере: «Словами о нравственности, Родине, народе и патриотизме прикрываются, как правило, очень низкие цели. Не верю я этим группам возмущённых и обиженных людей, у которых, видите ли, религиозные чувства оскорблены. Не верю! Верю, что они проплачены».
Что касается «видите ли, оскорблённых религиозных чувств», то понимать их может только верующий человек, а верить в то, что все проплачены, может, как правило, только тот, кто судит по себе.
«Вообще не надо общественным организациям бороться за нравственность в искусстве. Искусство само в себе имеет достаточно фильтров из режиссёров, художественных руководителей, критиков, зрителей, души самого художника. Это носители нравственности. Не надо делать вид, что власть – это единственный носитель нравственности и морали».
А кто делал такой глупый вид? Но считать, что режиссёры и прочие «фильтры и души самого художника» – истинные носители нравственности, не просто глупость, а ещё и безумная гордыня. К.Р. вводит цензуру для общественных организаций, запрещает им называть растление растлением, аморальное аморальным, бездарное бездарным, или нынешние «носители» уже причислены к лику святых?
«Умная власть платит искусству за то, что искусство перед ней держит зеркало и показывает в это зеркало ошибки, просчёты и пороки этой власти».
Да, платила и платит. И Аркадий Райкин это сатирическое зеркало, сколько мог, держал. А сын? Какие пороки бичует и какие темы его волнуют? Какую современную русскую пьесу он поставил? Чтобы и социальная сатира была, и боль, и любовь, и юмор, чтобы зал смеялся до слёз, как при папе? «Все оттенки»? Спектакль про подростков, на который нельзя приходить с детьми-подростками?
Ставят зеркало перед собой и занимаются самовыражением, удовлетворением запросов узких клановых групп. Субкультура окон Овертона. На телевидении уже вбрасывают тему зоофилии (канал НТВ недавно показал секс некого актёра с собакой). Скоро кто-то поставит спектакль о драме мальчика-трансвестита, влюблённого в козу?
«Нам надо плюнуть и на время забыть о наших художественных тонких рефлексиях по отношению друг к другу. Мне может сколько угодно не нравиться какой-то режиссёр, но я костьми лягу, чтоб ему дали высказаться. Это я повторяю слова Вольтера вообще…»
Вообще Вольтер ничего подобного не говорил, ему приписывают слова английской писательницы Эвелин Холл, биографа великого француза. Однако слова хорошие. Но кто ложится костьми, чтобы дать высказаться режиссёрам и драматургам, у которых взгляды на жизнь, искусство, народ и власть другие? Может быть, не менее конфликтные, но не такие, как у наших якобы либеральных, а на самом деле вполне тоталитарных диктаторов-худруков. Разве они на сцену своих театров пускают тех, кто мыслит не так, как принято в их «золотомасочном» кругу? Костьми ложатся!
Далее опять страшные картины из жизни худруков: «Мы друг на друга клевещем, доносим иногда – прямо вот так ябедничаем. И опять хотим в клетку. В клетку-то зачем опять? «Чтоб цензура, давайте!» <…> Что же мы иллюстрируем Фёдора Михайловича Достоевского, который говорил: «Только лиши нас опеки, мы тут же попросимся обратно в опеку»? Ну неужели он такой гений, что и на нас настучал на тысячу лет вперёд? Про наше, так сказать, раболепство».
Да, да, раболепство, слово найдено, но перед кем раболепство? Перед властью? Какой – российской? Или перед канонами еврокультуры и западными фестивалями? Достоевский «настучал»? Не любят они Достоевского, ох, не любят «такого гения». Потому и цитируют его страшноватого героя из «Записок из подполья». Но для того чтобы лучше понять «вышедших из подполья» бунтарей, полезно перечитать также «Бесы». Не похожи ли некоторые маститые светочи рампы и революционеры закулисья на господ Кармазинова, Лебядкина, Лямшина и прочих? Разве не современно звучат слова Петруши Верховенского: «Мы пустим пьянство, сплетни, донос; мы пустим неслыханный разврат… одно или два поколения разврата теперь необходимо»?
Как это созвучно речи К.Р.: «И не надо бояться, что церковь будет возмущаться. <…> Вот попытались там что-то сделать с Борей Мильграмом в Перми. Ну вот как-то мы встали дыбом и вернули его на место. <…> Это потрясающе!»
Ох, если все такие «мы» вдруг встанут дыбом, то не только Мильграма в Пермь вернут, но и Марата Гельмана на Москву поставят, а Константина Богомолова выдвинут в министры… Но по дороге, что очень обидно, потеряют великий русский репертуарный театр как уникальный институт.
А с ним у нас действительно огромные проблемы; но те, кто сейчас бунтует, решать их не собираются. Отлично понимая трудную финансовую ситуацию, они преследуют вполне «низкие цели»: «мы» будем продолжать исследовать «все оттенки неслыханного», власти обязаны давать нам на это деньги, а всякие «проплаченные патриоты», «мерзкие православные экстремисты» и прочие «якобы оскорблённые» налогоплательщики должны заткнуться. Так победим?
30 лет назад, 15 февраля 1989-го, советские войска оставили Афганистан... Вспоми...
На Украине 31 марта должен пройти первый тур президентских выборов, 21 апреля – ...
|
© «Литературная газета», 2007–2019
При полном или частичном использовании материалов «ЛГ»
ссылка на www.lgz.ru обязательна.
Администратор сайта: litgazeta.webeditor@gmail.com
Создание сайта
www.pweb.ru
Комментарии
Глеб (змеелов)02.11.2016
Отличная статья. Отлично, что скандал произошел. Сначала отлучение от денег на съемки поганых фильмецов про русских и Россию произошло в кино. Затем прижали, отлучив от гос. денег Гельмана. Теперь добрались до театра.
Россия - самая свободная в мире страна. Хотят уроды смотреть уродские спектакли - пожалуйста. Хотят уроды смотреть уродские фильмы - не вопрос. За свой счет, созданные на частные деньги.
Нет ни одной в мире страны, где бы для уродов создали специальную радиостанцию за гос. счет. Кроме России. "Эхо Москвы" - подтверждение того, что Россия - Великая страна. Все уроды там собираются, интервьюируют других уродов, приводят ссылки на социологические исследования уродов среди уродов. Есть даже блог нациста Авакова при сайте радиостанции. Только великая страна может так заботиться об уродах.
Надо же где то просвещаться матерому либерасту "Владимиру Михайловичу", который приходит на сайт "ЛГ" для проповеди незамутненной либерастии.
Станислав Кречет02.11.2016
Согласен. И со статьёй - тоже!
Михаил Ушаков02.11.2016
По поводу либерастного "кина", вы, я думаю, поспешили со своим оптимизмом. Что касается театра, Костя свои лямы выцаганил. Однако, хорошо, что он вылез со своей дурью (в оценке "гения либерастной театральной братии") и сказал о группках мочеполивателях. Плохо, когда государство поручает следить за нравственностью (как и патриотизмом) таким как Хирург, нигде не работающий "профессиональный патриот" и ему подобным. Рынок , который либералы приближали как могли, должен протянуть руку не помощи, а здравого смысла. Если театр выпускает дерьмо, которое никто смотреть не хочет, пусть актеры вместе с Райкиным (Серебренниковым, Табаковым, Захаровым) и наслаждаются своим продуктом
Глеб (змеелов)03.11.2016
Странно. А ведь обещали больше не давать деньги на проекты, которые по душе комментатору "Владимиру Михайловичу" и прочим либерастам. У Вас есть примеры?
Правда выцыганил? Наверное сломал путяра трепетного интеллигента - заставил подписать кровью бумажку, что не будет всякую фигню ставить?
Государство поручало Хирургу следить за нравственностью и патриотизмом? Вы Указ Президента видели? Скиньте на него ссылку.
Я абсолютно согласен с Вашими последними словами.
Михаил Ушаков03.11.2016
Как вы понимаете, ни Путин, ни Мединский меня не посвящают. Питаюсь информацией в интернете.. Таковую видел. Не думаю, что это фейк. Потому что Костя для них свой в доску "как это ни парадоксально на первый взгляд, но я могу сказать утвердительно, что все эти люди, в кругу которых я обращаюсь и которые взаимно видят друг в друге "политических врагов", -- в сущности, совсем не враги, а просто бестолковые люди, которые не могут или не хотят понять, что они болтают совершенно одно и то же. Как ни стараются они провести между собою разграничительную черту, как ни уверяют друг друга, что такие-то мнения может иметь лишь несомненный жулик, а такие-то -- бесспорнейший идиот, мне все-таки сдается, что мотив у них один и тот же, что вся разница в том, что один делает руладу вверх, другой же обращает ее вниз, и что нет даже повода задумываться над тем, кого целесообразнее обуздать: мужика или науку. Все это одинаково целесообразно в том смысле, что про всю эту "целесообразность" одинаково целесообразно можно сказать: "наплевать".. С.-Щедрин
Глеб (змеелов)05.11.2016
Надеюсь, что вы ошибаетесь в части того, что относится к кино. Мединский долго держал оборону в этих вопросах.
Станислав Кречет02.11.2016
Отличная, точная статья! Салют автору и газете. Мы увидели, как деградируют творческие деятели под тяжестью вседозволенности своей. Он не хочет туда, где был его папа? И мама? Раздухарился совсем. Заболел, что ли? Перекушал сладкого? Или о другой причине мы потом узнаем?
лариса попова02.11.2016
Да,очень хорошая статья. А у Райкина синдром Макаревича, тот тоже, когда закончились государственные гранты , стал сразу такой злой-злой и полюбил киевскую хунту. Это очень хорошо, что театры от гос.денег отлучат, может быть нормальные спектакли увидим... когда-нибудь... я надеюсь
Владимир Шульгин02.11.2016
Спасибо автору! Эти креативные ребята, действительно, могут только "хавать" поднесённое на госсчёт и... платить недоброжелательством отечеству с его главным, столь некреативным, по их мнению, народом. Это, по-видимому, и плод определённой политики потаённых сетевых структур, прикрывающихся "плюрализмом" и "свободой". На деле, когда нет стремления к идеалу + художественной правды наступает то самое цивилизованное "свободное скотство", которого, вглядываясь в будущее, так опасался В.А. Жуковский в середине XIX в., а В.В. Розанов в том же духе позднее прямо заметил его наступление ("вы перепутали цивилизацию с рестораном")... "Большой стиль" пришлось восстанавливать, хоть и с издержками товарищу Сталину. Ныне видим повтор цикла. Вот и Киев оккупирован...
Глеб (змеелов)04.11.2016
Владимир, ваши статьи были направлены на то, чтобы создать картину того, что жители Калининградской области негодяи, желающие передать область Германии?
Если нет, то чем объясните то, что один из ваших поклонников предложил обменять Калининградскую область, передав сотни тысяч русских людей, на некие преференции в политике?
Я никогда не писал, что в Калининградской области нет уродов и предателей. Я всегда писал, что ваша реакция явно чрезмерная. Вы же породили необоснованные подозрения в том, что русские массово способны предать Россию у многих своих поклонников. Именно поэтому я вас называл паникером, статьи которого порождают панику. Это мое утверждение подтверждалось паническими заявлениями ваших поклонников.
Владимир Шульгин05.11.2016
Милчеловек, получил уведомление о Вашем суждении. Затрудняюсь отвечать человеку, скрывающему своё имя.
Глеб (змеелов)05.11.2016
Владимир, ранее вы не затруднялись мне отвечать. Потому что ранее вы понимали, что меня зовут Глеб. Теперь же вам стало казаться, что я от вас скрываю, как меня зовут. Клясться не буду, но заверяю, что в моем паспорте гражданина России именно это имя и указано.
Владимир, я уже встречал эту тактику. Армянский националист, который здесь постоянно появлялся под статьями армянских авторов, вел себя также. После того, как я объяснил, что его взгляды на армянскую нацию основываются на взглядах нацистских прихвостней, он перестал здесь появляться.
Я не буду настаивать, чтобы вы отвечали мне по существу - привлекательность ваших статей для паникеров была очевидной - это было видно из комментариев. Предложение отдать Калининградскую область было сделано именно вашим сторонником (по сути), а не противником.
П. С.: В любом случае, я вам благодарен. Благодаря вам я узнал, что такое "хуцпа" (пришлось выяснять через поисковик "Яндекса").
П.П.С.: Вы правда считаете, что те, кто здесь называют себя, например, "Владимир Михайлович", имеют именно такое имя и отчество? Не буду называть вас наивным - я ранее считал также, пока несколько человек прямо не написали, что зовут их по иному.
Сергей Тюляков02.11.2016
Антон Дельвиг напишет о своём друге Александре Пушкине" Он нигде не скроется, ни в высоких горах, ни в дремучих лесах. Лира чудная его выдаст!" А эти обидчивые , с их потугами на свою якобы значимость, пытаются напомнить о себе, о своем существовании таким вот образом. Огульным и лживо-крикливым. "И кто те самые " мы" у Константина Райкина , что встали дыбом вместе с ним в Перми?
Вячеслав Корчагин02.11.2016
Статья конечно замечательная , только результат от нее будет пшиковый . Все уже состоялось - денюжки выделены . И здесь хочется отметить один немаловажный момент .Деньги в количестве четверти миллиарда рублей выделены из госбюджета страны , т.е. с нас налогоплательщиков на поддержку МОСКОВСКОГО театра .Эта сумма , кстати говоря чуть меньше общей суммы на поддержку все нижегородских театров . И возникает вопрос , а почему эти деньги идут не с бюджета Москвы ? Зарплаты там на самом деле в несколько раз превышают российские , а цены в среднем такие же . В целом , конечно , это не решает проблемы , затронутые в этой статье . Но все же .И еще хотелось бы отметить - человек врет , врет нагло и цинично и в таком наступательном порыве ( чует аплодисменты от своего* подавляющего меньшинства *), а все мы вместе с властью смогли только пролепетать -ну , что же Вы батенька , так то , а ?
Михаил Конаков03.11.2016
Потому-что рыба гниёт с головы. Старый советский (русский) театр подыхает. А нового не видно.
Александр Степанов03.11.2016
Коллеги! Соотечественники, кому далеко за! Вспомните самогО Аркадия Райкина... Его цитаты живут доныне! Потому что он, действительно, был САТИРИКОМ. И поднимал проблемы ГОСУДАРСТВЕННЫЕ, не щадя ту же власть, тех же (в основном) заевшихся чиновников и пороки человеческие в умах и душах. Наверняка получал на орехи и свыше. И по-настоящему был патриотом своей страны. Сынок, позоря память о своём папаше, ссылается на не самое его значительное наущение потомкам. А само его творчество и было настоящим завещанием нашим нынешней творческой интеллигенции. И что? К счастью, не видел, а теперь и не хочу видеть творчества Константина Райкина, но из его речуги видно, что и он так же, как некоторые молодые "гении" транслируют пошлые поделки, т.с. ниже пояса. Немилые и милые тёщи, коварные мужья и сладкие любовницы, постельые подробности и т.д. и т.п. - всё это заполонило юморные номера на ТВ. Или голопопые звёзды потешаются друг над другом в пародиях. Ну, м.б., один Задорнов жёлчно высмеивает пороки общества, не взирая на лица и чины. Подгнило что-то... Доколе, брат?!
Алексей Захаров03.11.2016
Хорошо попиарился Константин. Прямо Жириновский театра! Согласитесь иногда хочется хоть раз вкусить помойки, а некоторые только ей и питаются. Вот вам и зритель элитного театра. Да и Райкин старший не всем нравился только боялись сказать попадешь в какого нибудь придурка. Большой был человек.
Александр Прокофьев03.11.2016
«Умная власть платит искусству за то, что искусство перед ней держит зеркало и показывает в нем пороки этой власти».
-----------------------------------------------------------------------------------------------
1. Умная и здоровая власть смотрит только в чистое зеркало, загаженное (пользователем) выбрасывает или заставляет отмыть.
2. Умная и нечистоплотная власть не нуждается в лицезрении своих пороков, подло получать деньги от такой власти, критикуя ее.
3. Цель искусства - помогать человекообразному существу стать человеком. Возможности сРайкиных - превращать человека в человекообразное.
Григорий Градский04.11.2016
Яблоко от яблони недалеко падает. Но с Костей Райкиным - не тот случай. Гений и урод, красавец и Квазимодо. Для К.Р. Родина, патриотизм, нравственость, как и для многих нынешних руководителей театров и сатирических программ являются прибежищем негодяев. Ну а что касается министра Мединского, то на передаче В. Соловьёва он заявил, что в репертуары театров он не вмешивается, в содержание не вникает. Вот и доработались до сплошной пошлятины.
Александр Прокофьев04.11.2016
1. Председатель СТД трусливо советует каждому определять «каким ориентирам следовать в своем творчестве". Министр культуры отчитывается только о расходах на содержание театров - как бухгалтер. Ответственный за культуру зампред правительства и советник президента по культуре на съезде СТД не появились.
2. КАР и т.п. не понимают, что цензура необходима так же, как отделы технического контроля на заводах, как веники тряпка на кухне.
3. Во время недавнего футбольного матча «ЦСКА - Спартак» поклонники армейцев жгли спартаковские шарфы и зажгли файеры, многие из горящих ракетниц полетели в болельщиков «красно-белых», после чего матч был приостановлен. На матче присутствовали 45 тыс. зрителей. Как утверждает портал Life.ru, игроки сборной России Павел Мамаев и Александр Кокорин получили около 19 и 11 миллионов рублей соответственно за выход национальной команды на Euro-2016. Первый сыграл три игры, второй – девять.
4. В Волгоградской области двое подростков разбили мемориал на Аллее памяти героям ВОВ.
5. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью (статья 2 Конституции РФ).
Вывод: Культура гражданина, его добросовестный общественно-полезный труд такой ценностью (и потому обязанностью) в России не являются?
Вячеслав Корчагин04.11.2016
Кстати говоря , ЦСКА И Спартак оштрафованы КДК почти на миллион рублей . И тут возникает вопрос -откуда клубы , как правило убыточные и содержащаеся за госсчет , т.е. и за наш с Вами счет , берут деньги ? Конечно , опять с нас .
Глеб (змеелов)05.11.2016
"... т.е. и за наш с Вами счет,". Прокофьев не донор бюджета России.
Вячеслав, у вашего собеседника паспорт гражданина Украины. Это он недостатки постоянно у нас видит. То, что творилось на Украине он уже проспал, пока обсуждал то, как в России все плохо и не правильно.
Глеб (змеелов)05.11.2016
"2. КАР и т.п. не понимают, что цензура необходима так же, как отделы технического контроля на заводах, как веники тряпка на кухне".
В России есть ограничения, связанные с пропагандой розни, возрастом и т. п.. Все это ловко обосновывают, что это не цензура. Поэтому специалистам приходится отсматривать много материала. Мне рассказывали про специалиста в одном из органов власти уже в 2000-х годах, которому приходилось отсматривать целыми днями эротику и порнографию. Жаль беднягу. Представляете, сколько денег придется тратить госбюджету на содержание цензоров? А пенсии по инвалидности?
Я не буду говорить о необходимости цензуры. Это не имеет значения - что я думаю по поводу ее необходимости.
Известным является тот факт, что наивысшего расцвета русское искусство достигало тогда, когда цензура существовала и была сильна - в 19 веке и 30-х - 50-х годах 20 века. Какова плата? Творцы (в конце концов) начинают выражать недовольство. Которое иногда начинают выражать если не они, то их дети...
П. С.: Какое вам дело до Конституции России? Лучше пишите про Конституцию Украины.
Александр Прокофьев05.11.2016
Украина - часть России. Змееловам это знать необязательно.
Глеб (змеелов)06.11.2016
Была. Возможно будет. Уже 25 лет она не Россия. Это всем знать обязательно.
Иначе логичный вывод - Россия обязана кормить. Всех. И Турчинова, и Авакова, и Порошенко, всех майданных скакуасов, садистов из "зоны АТО", нацистских подонков и прочих, и прочих, и прочих. Долгие годы она это и делала - через пониженные тарифы, через заказы, через "гастарбайтеров", через торговые преференции. Потом оказалось, что не братья мы...
У вас Прокофьев чисто украинское мышление - "Россия мне обязана, а я в нее буду плеваться - рассказывать о ее недостатках - подлинных и мнимых, что то от нее требовать, поучать граждан России относительно того, что они должны делать". Помните, Пров, как вы обвинили Россию в том, что в России стоит памятник русскому поэту, построенный во времена властвования над Крымом Украины? Из этого вы сделали вывод, что властям России плевать на культуру и ее умышленно уничтожают. Чисто украинская логика. Это последствия кампании лжи и ненависти, которая велась на Украине годами. Вы - порождение антироссийской пропаганды презрения к России.
Вячеслав Корчагин04.11.2016
* Фильм ужасов - Константин Райкин в гостях у Хирурга .
Хирург сделает Райкину дополнительное обрезание . *
Газета * Завтра *
Лев Игошин05.11.2016
Я сделаю маленькую подсказку, по странности нашего понятия о цензуре в искусстве и литературе.
Безцензурности (плыви без спасательного круга) в той сфере не бывает никогда. Потому что «бесцензурье», будь такой расхожий термин в художественной сфере, означало бы ругательство. Ибо искус «свободы без цензуры» ведёт к хаосу «свободомыслия». Искус дозволенности превращается в пиар. Когда пиар и бесцензурье нельзя отличить — понос, получается. Что, пример, в печатном СМИ цензурно называется жёлтая пресса. Безцензурье как метод, чудь допущенный при Горбачёве, — вот оно развело правовые оглобли…
Весь мир театр. Вот в медицине, ведь тоже, по-своему, театр. Госцензуры там явно не хватает. Но там ребятки под себя ухватистые, навроде Райкина… Их ногой от корыта не отпинаешь…
Театр сложный синтез, к «несомненным» истинам, простым по определению. Где театр: тут, за рампой, или на сцене настоящая жизнь? Или мы живём не в жизни (ибо так получается тавтология), но мы существуем в театре? Так и насчёт мильграмовского «Театра Театра». Стало быть, ходить туда как на «Синтез Синтеза». Там это как причащение для казнокрадов: моему ндраву не перечь!.. Кто нуждается в вывихнутых мозгах и кавээнских РжуНиМагу? Балаган балагана. Вкрните миру Бобылёва!
Насчёт Аркадия Райкина. В радиопьесах он своеобычен. Никто другой из актёров не решился бы на озвучивание такого диалога возле урны: «… плюнул! Мимо! И пошёл!» — с хохотком в зрительном зале. Ещё раз представим, будто юморную фигуру, экспрессивно высказанную Райкиным: плюнул! мимо! и пошёл! Кой тут юмор? Просто в зрительном зале бывает ритмический всплеск на «говори что попало», его объяснил американский комик Вуд (если мне не верите). Тоже артистизм, однако. Райкинский.
Лев Игошин05.11.2016
Да, как современному Райкину ужиться с нынешней цензурой, тут надобно обязательно ему подсказать. Фашистская цензура ни на йоту не приемлет голубизну на балаганных подмостках божественного театра. (Типа, нацизм с человеческим лицом, что ли, прости меня господи). Сталбыть, потерпи, Квазимодо, и не приманивай лихо. А стерпится — слюбится. И Эсмеральда.
Александр Кукушкин05.11.2016
Исходя из предположения, что до ютуба ещё не добралась костлявая рука Сталинской, Брежневской, «хирургической» и прочей мракобесной цензуры, решил набраться терпения и прослушать монолог К.А.Райкина в оригинале.
Прослушал.
Мягко говоря, не потрясло.
Я прекрасно понимаю, почему так возбудилась по этому поводу наша либерально озабоченная творческая «элита».
На то она и либерально озабоченная.
Но не понимаю, отчего по этому поводу так много шума в государственном телеящике.
На мой непросвещённый взгляд Константин Аркадьевич со своими взбалмошными причитаниями супротив Льва Николаевича Толстого с его «Не могу молчать» выглядит, как Каштанка супротив Луки Александровича.
Татьяна Литвинова05.11.2016
Замечательная статья! Огромное СПАСИБО Александру Кондрашову!
Это что же получается по К.Райкину и ему подобным, российский народ (кстати, большая часть общества) не способен отличить, где плодоносное зерно, а где плевел? Не много ли на себя берут эти люди?! Одним словом, автор статьи отлично им всё объяснил. Но поймут ли?
Александр Кукушкин05.11.2016
Кто их знает?
Даже если и поймут, то признаваться не будут.
Эта скандальная, тщеславная и одновременно закомплексованная публика в конце 80-х в полном соответствии с законом Архимеда всплыла на поверхность. Притоптала тех своих коллег, кто по их мнению мешал им всплывать. В пожарном порядке поприсваивали сами себе вожделенные звания народных и заслуженных артистов. Отсюда и такая болезненная реакция на любые сомнения в их "заслуженности" и непогрешимости.
В 90-х годах их поведение напоминало мне типичное поведение одуревшей от счастья дворняжки, которую с цепи погулять отпустили. Ничего другого, кроме нарезания кругов по окрестностям с задиранием задних конечностей возле каждого кустика этой дворняжке и в голову прийти не может.
Особо "заслуженные" и по сей день в таком кругонарезательном состоянии находятся.
Лев Игошин05.11.2016
У Корнея Чуковского есть воспоминания (сейчас нет под рукой записи, в каком томе его Собрания сочинений) о перипетиях в поиске журнала, который бы взялся опубликовать статью возмущённого Л.Н. Толстого по ежедневному(!) истреблению острожников, за которыми нет никакой вины, а только что они беглые. «Беглые» не те, крепостное право отменёно, а которые не доказывают, откуда они (значит, убежали от ответственности, будто за нечто уголовно содеянное). (Кстати, Корней Иваныч указывает, где ныне хранится тот материал воззвания к царствующей власти). И т. д.
А речь то о том, что в то десятилетие много понимали про цензуру, и всякое периодическое издание шибко ратовало за свободу слова, без цензурной напасти. И Горький, к примеру, был активным в теме и с цензорами разговаривал гласно и приватно (нос к носу; да, можно было холить к цензору домой, и обсуждать; есть воспоминания хотя бы у Шмелёва). Да, а череда редакций, и с невнятными объяснениями и без, не взялась публиковать даже Толстого. Внимание: вот ведь даже до цензурной читки-то не доходило… То есть цензура «как бы чего не вышло» сидит в лицемерных редакторах, худруках и просей нечисти (в масть ли это «заслуженному» или нет, не могу судить).
Однако нельзя ли ограничиться пониманием цензуры свирепствующей и цензуры с послаблением. Цензура послабления дозволяет пробовать на прочность этические и эстетические стереотипы современности. В настоящем времени херувимо-бесовый стереотип потомстующего Райкина как раз и ладненько: валяй, чтоб твой эпатаж страдательно неприкаянного всем был виден.
Вячеслав Титов06.11.2016
Написано: "...некого актёра", а надо: некоего!!!Будьте внимательны,уважаемые авторы и редакторы "Литературной газеты".
Виталий Веселовский06.11.2016
"Много шума из ничего",
-------------------------------
а делов то:
Спектакль запретить. К.Райкину выговор, если ещё не было, а был - уволить с запретом занимать руководящие должности в театрах РФ.
Актёров, согласившихся играть в этом дерьме:
Рю (англ. Ryū) — рассказчик, 19-летний бисексуальный наркоман.
Лилли (англ. Lilly) — проститутка, подруга Рю и его сексуальный партнёр.
Рэйко (англ. Reiko) — подруга Рю из префектуры Окинавы и девушка Окинавы.
Окинава (англ. Okinawa) — друг Рю из префектуры Окинавы и парень Рэйко.
Ёсияма (англ. Yoshiyama) — безработный наркоман, друг Рю и парень Кэй.
Кэй (англ. Kei) — подруга Рю и девушка Ёсиямы.
Кадзуо (англ. Kazuo) — друг Рю.
Моко (англ. Moko) — наркоманка и подруга Рю.
Джексон (англ. Jackson) — афроамериканец с местной авиабазы, организовавший групповой секс между своими сослуживцами и компанией Рю.
- отправить на общественные работы на годик-два.
Виталий Веселовский06.11.2016
Не власть, а му-му какое-то.
Лев Игошин07.11.2016
Впрочем, Райкин, гонитель цензуры, плюёт по ветру, и не дурно бы, если б его плевочек прилетел в харю той структуре, без правового реагирования которой не проходит ни одно злоключение в российской действительности. И тому влиятельному гнёту в мишень, при котором, словно сговорились, о бесах в шевронах — слово не сказывается. Политическая цензура не писаная, но практикуемая — об этом вам газетчики не утаят, приватно, даже те из них, которые жёлтые. Однако же подивиться можно, почему же затянулось, встало дело у современного Гоголя с «Новым ревизором»? Или ошибался Гоголь, говоря, что смех боится даже тот, кто уже ничего не боится? Оно конечно, как можно карикатурировать вампиров?..
«Вести» показывают хроники Нюрнбергского процесса.
На экране какой-либо говорящий тип с речью на своём языке (несколько приглушенный), в перехлёст закадровый голос на русском языке, а вдобавок шумовой фон с музычной какофонией. Видимо, бесполезно спрашивать: вот каково такое воспринимать массовому слушателю (у массового слушателя нет 100-процентного слуха). Но ведь это гнетёт: зачем нам вдрючивают восприятие бесценных кадров в таком ключе? Поменьше ясности, побольше некоего напряжённого смысла? Вот во имя этого «некоего» чего-то и сливается на обывателя пижаме.
У Райкина-эпото цензура чего-то ограничивает (тупорылую узость пропускаем), ограничивает и диктует ходить тудыть с художественностью, где апробировано на несомненную эстетику. А вот в телеканале тоже есть гнёт, медвежий он, и ему угодно вот так «цензурить», и хоть ты хрен. Ну, так и я завсегда (почти) с тобой (за что я в тебя влюблённый?) солидарный. Давай, гони про цензуру! А коль споткнёшьси, мы тебя тут дружески и поддержим.
Лев Игошин07.11.2016
Райкину-младшему (см. выше и выше). Не пора ли ответить за отца… (Если сын за отца не отвечает, то просто разъяснить дремучей общественности, а что было у Аркадия там, под пышной шевелюрой). …что́, по его мнению, уличные урны годятся как плевательницы? И, видишь ли, промахнулся в неё плюнуть неопрятный наш гражданин, да? Ну и «пошёл», не извинимшись, что ли? Да ведь вроде не плюют наши обыватели в урны. Не видали они, чтобы стационарные урны возили на санобработку… Жаль, что тут нет комизма, а — плевковый юмор, с потугами? Может быть.
Валентин Колесов07.11.2016
А я равнодушен к эскападе Райкина. Не испытываю чувства народного единства, даже в дни праздников - единства и Октября. Обидел меня лидер нации: поставил рядом с собой жену Солженицына. Слава богу, я хоть не голосую за такое единство.
Виталий Веселовский07.11.2016
Не могу смолчать.
----------------------------------------------------------
Где словом, а где огнём и мечом крестили Русь.
Александр Кукушкин: "На мой непросвещённый взгляд Константин Аркадьевич со своими взбалмошными причитаниями супротив Льва Николаевича Толстого с его «Не могу молчать» выглядит, как Каштанка супротив Луки Александровича."
Произведение "Не могу молчать" графа примечательное.
Не молчать - это уже хорошо: отвечать тихой проповедью, а иногда и криком, на преступные деяния, даже только на крик, вырывавшийся из порочной души, как в случае с Константином Аркадьевичем. А ведь кругом и во власти столько просто сатанинских душ.
Но современное информационное пространство (а эфирное - превыше всего) завоёвано более константинами аркадьевичами, чем львами николаевичами. Кондрашов в каждом номере воет, мы подвываем ... Хорошо, когда крик доходит до властных ушей, а если нет, как случилось проповедью графа?
Каждый, кто не хлебом единым сыт, делает что ему возможно, чтобы мир был устроен так как нужно - по, право, славным христианским заповедям, с коммунистическими до удивления совпадающими. Граф - пишет: есть где, на чём и чем, а кто не граф, извините, берётся за булыжник, когда не просто душа, а голодная язва кровоточит.
И как бы не заклинали графья от революций и бойни, а пока довольно большие вероятности этих, вроде как случайных проявлений исторического процесса, приходится закладывать в стохастические модельные прогнозы будущего.
Наталья Ткач07.11.2016
Ходила с десятилетней внучкой на спектакль "Манюня" в наш омский ТЮЗ. Режиссёр-постановщик - какая-то девушка из Санкт-Петербурга. Оскорбилась я до глубины души: ну почему наших детей кормят всякой пошлятиной? Не хочу перечислять, что именно возмутило. Но я уже за худсоветы, ведь собирают полный зал детей - так покажите что-то светлое, чтобы души детские возвысились. Увела внучку с середины спектакля, на улице расплакалась (я). Какие хорошие спектакли умели ставить в ТЮЗе нашем! Зачем дают сцену заезжим?! Пусть у себя в столице разворачивается.
А К. Райкина ничего не смотрела. Помню смутно фильм, где он голым бегал - не впечатлило.
Александру Кондрашову спасибо за статью, поддерживаю.
Виталий Веселовский07.11.2016
За внучек душа и болит. Такие они славные от рождения: что попы грязны, когда сердца чисты! Но пошлый эфир их окружает, и сладок как зефир.
- А К. Райкина ничего не смотрела.
- Я тоже, но список действующих лиц его спектакля "Все оттенки голубого" о многом говорит, а его речь сказала всё остальное. Если бы министром культуры был я, то "Сатирикон" Райкина превратил бы в "Театр Русской Классики", выгнав безусловно оттуда все падшие до таких ролей актёрские души во главе с режиссёром.
200 млн. в год гос. дотаций позволили бы водить бесплатно школьников на спектакли по произведениям русских и мировых классиков, учащих любить добродетель и ненавидеть порок.
Владимир Михайлович08.11.2016
Я спектакль не видел, его содержание не знаю, но догадываюсь, о чем эта гадость и потому уверен, что спектакль надо запретить, книгу, по которой он поставлен, изъять из продажи, а всех артистов, согласившихся играть в этом разврате вместе с режиссером и худруком театра выгнать к чертовой бабушке или еще подальше.
Виталий Веселовский08.11.2016
- Я спектакль не видел, его содержание не знаю, но догадываюсь, ...
- Можно посмотреть 21.11.2016 в Марьиной Роще, если Вам 21+ .
Тем более что афиша спектакля, поставленного по пьесе Владимира Зайцева (2014 г.) одноимённой роману японского писателя Рю Мураками (1976 г.), в отличие от перечня героев романа, особых гадостей не предвещает.
Вот "описание события" на сайте parter.ru :
"Живая, талантливая пьеса, написанная в 2014 году, сердечная, эмоциональная, полная юмора и горечи. Она очень откровенно и честно освещает вопросы, которые на отечественной сцене поднимать было не принято. История, призывающая к человечному отношению к инакочувствующим. "Все оттенки голубого" - постановка во многом знаковая и значительная, причем не только как явление социальное, но и художественное.
Режиссер-постановщик – Константин Райкин
Сценография и костюмы – Дмитрий Разумов
Художник по свету – Анатолий Кузнецов
Звук – Сергей Лебедев
Помощники режиссера – Эльвира Кекеева, Елена Персиянцева
В ролях:
Мальчик – Никита Смольянинов
Мама – Агриппина Стеклова
Папа – Владимир Большов, Олег Тополянский
Бабушка – Марина Иванова, Елена Бутенко-Райкина
Егор – Илья Денискин, Роман Матюнин
Учительница химии – Эльвира Кекеева, Алена Разживина
Виола – Марина Дровосекова, Юлия Мельникова
Вика Малахова – Евгения Абрамова, Елизавета-Мартинес-Карденас
Лена Невзорова – Полина Шанина, Ася Калинина
Наташа медсестра – Анна Селедец, Ася Калинина
Одноклассники – Сергей Зарубин, Алексей Якубов, Андрей Соломонов
Бесогон – Александр Гунькин, Антон Егоров, Игорь Гудеев
1 таксист
2 таксист } Михаил Ширяев, Роман Рипко
3 таксист
Кстати, должен поправиться (кто же знал, что можно вот так без зазрения совести драть названия первоисточников), список действующих лиц пьесы Владимира Зайцева "Все оттенки голубого" ничего "голубого" не предвещает.
;) Киндер-сюрприз какой-то. Если бы не 21+, то с ребёнком 12+ самый раз идти: папа, мама, бабушка ... Ну, прямо "Красная шапочка" )))
Виталий Веселовский08.11.2016
А пьеса здесь опубликована http://1001.ru/articles/post/18728
Александр Кукушкин08.11.2016
Наталья Ткач 07.11.2016:
"...Помню смутно фильм, где он голым бегал..."
Я тоже помню. Фильм о том, как древнегреческие женщины во главе с красавицей Лисистатой решили наказать своих мужиков за то, что они вместо того, чтобы исполнять свои супружеские обязанности, воевали между собой. Собрались в Акрополе, заперлись там и мужиков к себе не пускали.
А Костик бегал вокруг крепостных стен и эксгибиционизмом занимался.
Тётки, конечно, смотрели на него, но не сдавались.
Александр Кукушкин08.11.2016
Виноват, одну буковку нечаянно в имени древнегреческой красавицы пропустил. Следует читать Лисистрата. Когда уже литгазетовское начальство заставит ребяток, которые этот сайт поддерживают, дать возможность комментаторам исправлять свои очепятки? Ведь это так просто сделать.
Виталий Веселовский08.11.2016
Александр Кукушкин 08.11.2016
"Тётки, конечно, смотрели на него, но не сдавались."
Это совсем не удивительно. )))
Ольга Порхун01.12.2016
Очень хорошая статья. Согласна с автором. Режиссеры не обращают внимание на мнение зрителей. Со спектакля "Гаргантюа и Пантагрюэль" Богомолова уходят, в спектакле преобладает пошлость.Билеты не покупаются, приглашают пенсионеров бесплатно.....Жаль артистов, вынужденных исполнять роли какашек/ мы тоже можем как Кастеллучи/, артистов выдвинули на " Золотую маску"Они и получили....директор театра в орг.дирекции фетиваля "Золотая маска",жаль что не дали за роль "какашки", не оценили...