Фестиваль кинокомедии, инициатором и президентом которого является выдающийся комедиограф Алла Сурикова, я посетил впервые. И открытий тут для меня, как и, думаю, для многих гостей фестиваля, действительно было много.
Во-первых, сам город. Он – и красивый, и древний, и современный, и очень ухоженный. Тульский кремль и набережная Упы, да и улицы города, несмотря на плохую погоду, выглядели празднично. Пряники, и самовары, и знаменитая белёвская пастила, и Музей оружия, не говоря уже о Ясной Поляне, конечно, тоже произвели полагающееся огромное впечатление.
Открытием было радушие туляков, полные залы на всех мероприятиях (спрашивали лишние билетики) и то, как доброжелательно Тула принимала фильмы, спектакли, мастер-классы и выступления участников фестиваля. А какие деятели искусства осветили его своим присутствием! И Алиса Фрейндлих, и Кира Прошутинская, и Лариса Гузеева, и Клара Новикова, и Станислав Любшин, и Аркадий Инин, и Александр Филиппенко, и Леонид Каневский, и Вадим Абдрашитов, и Эммануил Виторган, и Тигран Кеосаян, и Гоша Куценко… Такую компанию собрать на одном фестивале под силу только такой «слабой» женщине, как Алла Ильинична Сурикова.
На пресс-конференции, посвящённой открытию фестиваля, Леонид Каневский (в Туле звонко было отмечено его 80-летие) эмоционально прокомментировал название фестиваля: «Улыбнись, Россия!» – это ж гениально! Что бы ни происходило, вопреки всему и несмотря ни на что, надо улыбаться». И на открытии фестиваля, проходившем в главном концертном зале Тулы, улыбка, что называется, не сходила с уст. А иногда зрители хохотали так, как будто в Туле вообще нет никаких «вопреки» и «несмотря».
Без преувеличения восторженно зал принимал Алису Бруновну Фрейндлих – не каких-то «звёзд шоу-бизнеса», а вот кого на самом деле любит наш народ! Когда её наградили призом «За вклад в кинокомедию», зал аплодировал стоя несколько минут, а она в отместку замечательно прочитала шуточные любовные стихи Гумилёва и Ахматовой.
Церемонию открытия в бешеном ритме и на удивление остроумно и элегантно провели могучий Дмитрий Губерниев и прелестная Ольга Кабо. Поразил Гоша Куценко. Во-первых, он очень смешно, с завидной самоиронией рассказал свою автобиографию (не всю), а потом неожиданно спел две песни (свои). И очень хорошо. То есть напрочь разрушил сложившийся благодаря шоу-бизнесу образ эдакого бонвивана и хулигана. Глубокий, остроумный, к тому же тонко чувствующий музыку артист.
Поразила и Клара Новикова. Тем, что совершенно не изменилась с тех пор, как я впервые её увидел на концерте лет тридцать назад, но выступала она ещё ярче и заразительней – женщина-смерч! Удивил и Юрий Гальцев, открытием для всех явился спектакль Петербургского театра эстрады имени Райкина, который Гальцев, оказывается, возглавляет. И его спектакль, особенно во второй половине, когда от скетчей и песен артисты перешли к великолепной клоунаде, буквально свалил с ног. Даже поклонник тонкого английского юмора, который сидел в зале рядом со мной, вопреки своему безупречному вкусу (не буду называть имя известного кинокритика), неприлично ржал и хрюкал, задыхаясь от хохота. А задала тон и старт фестивалю его родительница-президент, которая и открыла юбилейный, двадцатый, в костюме клоуна. Вот кто настоящий Джокер! И так семь дней, из которых мне досталось только два.
Теперь о фильмах-победителях. Жюри во главе с Аркадием Ининым и тульские зрители неделю отсматривали привезённые на фестиваль фильмы и сериалы. Наградили «Полицейского с Рублёвки» – жаль, что приза не досталось «Домашнему аресту», о котором много говорили в начале фестиваля. Приз прессы получил Леван Габриадзе за фильм «Знаешь, мама, где я был?». Лучшим анимационным фильмом признан «Садко» (продюсер Сергей Сельянов). Приз за «лучшую главную роль» получила Валентина Ляпина («Дорогой папа», режиссёр Михаил Расходников), а за лучшую женскую роль второго плана – Юлия Сулес («Лови момент», «Дорогой папа», «Всё или ничего», «Трезвый водитель»), за лучшую мужскую роль второго плана – Сергей Никоненко («Крымский мост. Сделано с любовью»); режиссёрский дебют в комедии – Антонина Руже «Лови момент»; продюсерский дебют в комедии – Михаил Дворкович («Любовницы»).
Приза за лучшую мужскую роль удостоен Кирилл Каганович («Всё или ничего», «Грецкий орешек»); за режиссуру – Михаил Расходников («Дорогой папа») и Евгений Шелякин («Вечная жизнь Александра Христофорова»). Дипломами отмечены Евгений Герчаков, Алексей Гуськов и Анна Михалкова. А главный приз за самую яркую и современную комедию получил фильм «Давай разведёмся!» (Анна Пармас).