В первой части репортажа («ЛГ», № 49, 2018) я рассказал об истории завода «Севмаш» и о знаменитой лодке К-3 «Ленинский комсомол». Она – первенец атомного подводного флота СССР и вступила в строй 60 лет назад, 17 декабря 1958 года. Думаю, читателям стало также понятно, что родина лодки не только Беломорье, как район нашей страны. Такие технические достижения не рождаются без светлой, белой человеческой энергии созидания и творческого поиска, без духа патриотизма. Лодки восходят из суммы этого. Сейчас в строю атомные ракетоносцы 4-го поколения. Головной в проекте 955 («Борей») – атомоход «Юрий Долгорукий». Я встретился на заводе с Николаем Владимировичем Семаковым (на фото), заместителем начальника управления подводного кораблестроения. При строительстве АПЛ «Юрий Долгорукий» он занимал пост ответственного сдатчика стратегического ракетоносца.
– Николай Владимирович, почему возникла необходимость в лодках 4-го поколения?
– Надо вспомнить историю. Предыдущий головной подводный ракетоносец создавался в 1980-м. Наступал момент, когда у нас могло не оказаться современного оружия такого класса. Недальновидные люди, называю их псевдодемократами, говорили, что у нас врагов нет, подлодки не нужны. Но появились государственный интерес и государственная воля. Речь зашла об оружии, способном при относительно небольших затратах обеспечить безопасность России. В руководстве ВМФ нашлись люди, которые всё видели и доказали свою правоту. Вышло решение о создании новой стратегической атомной подводной лодки. Спустя 30 лет перерыва!
– Тридцать лет!
– Да, столько отделяет сдачу предыдущего головного атомного ракетного крейсера от «Юрия Долгорукого». Даже с технологической точки зрения в мире всё изменилось. Прямо скажу: и страна, и наш «Севмаш» прошли по краю пропасти. Начало нулевых было тяжелейшим, особенно в вопросе финансирования. Но дело сдвинулось.
– Тогда директором завода был Пашаев?
– Да, при Давиде Гусейновиче Пашаеве начинался проект. Справедливо отметить и бывшего московского мэра Юрия Михайловича Лужкова. Его тогдашний авторитет сыграл положительную роль. Кстати, название «Юрий Долгорукий», князь же основатель Москвы, – его придумка.
– Как велось строительство лодки?
– Как я говорил, не хватало средств, вокруг «дикий капитализм». И вот, скажем, броня для корпуса. Ранее её поставляла «Азовсталь», а это уже Украина. Там заломили такую цену, что мы стали искать другие решения. Как и по турбине. В ЦКБ «Рубин» (Санкт-Петербург, входит в ОСК) смогли найти много совершенно оригинальных подходов. Например, использовали имевшийся задел корпусов лодок 3-го поколения. Из старого не в ущерб поставленным задачам сделали принципиально новое. Низкий поклон конструкторам!
Задача стояла, чтобы всё было как минимум не хуже, чем у американцев. Разрабатывались новые системы, новые комплексы – в условиях, когда складывалась новая кооперация. Ведь часть предприятий, которые работали в СССР, или умерли, или ушли под новых собственников. Была острейшая проблема: подтянуть людей работать на государственный оборонный заказ при ужасном финансировании. Тогдашние руководители провели огромную работу, сумели собрать кооперацию предприятий. С рабочими кадрами было тяжко. Кругом сплошные экономисты и юристы. Но преодолели.
Да, было нелегко. Официально закладка АПЛ прошла в 1996 году (на неё приезжали Лужков с Чубайсом), а завершили постройку только в 2007-м. Был период простоя. Активное продвижение пошло с 2004-го. В 2009–2012 годах корабль проходил все этапы испытаний, приёмный акт был подписан в 2012-м.
– Сложная судьба. К-3, «Ленинский комсомол», быстрее строили…
– Да. Но главное – лодка получилась. Она шла как опытная конструкторская работа. Впервые такой корпус, впервые новые комплексы радиоэлектронного вооружения... Много чего впервые. В таких случаях стопроцентный результат вообще не гарантирован. Но лодка шестой год успешно служит, уверенно выполняет свои задачи.
– Если вернуться к Лужкову, он тогда занимался и Черноморским флотом, и городом Севастополем.
– Да, целый микрорайон там построил.
– Видимо, повлиял и на Путина?
– Ну знаете, Путин приезжал на «Севмаш», ещё будучи премьером, и потом приезжал. Думаю, изначально на него влиять не надо было.
– Как отзываются под-водники о корабле?
– Как я сказал, лодка уверенно работает. Моряки довольны. Судьбы у кораблей разные. Но если всё нормально, лет 20–25 служат. Конечно, не без модернизации. Мы всё отслеживаем.
– Насколько «Юрий Долгорукий» отечественный?
– Ну… 99 процентов, наверное, так. Чётко скажу: кооперация вся российская. Если чего-то когда-то не хватало, то сейчас картина другая.
…В день, когда я готовился к отъезду домой, над сумеречным Северодвинском ненадолго выглянуло солнце, и моё настроение, которое и так было хорошим после незабываемых встреч на заводе, стало как-то по-особому светлым.
Владимир Сухомлинов,
Северодвинск–Москва
Редакция «ЛГ» благодарит Объединённую судостроительную корпорацию (ОСК) и пресс-службу производственного объединения «Северное машиностроительное предприятие» (ПО «Севмаш»).