Фестиваль «Амурская осень» в артистической среде называют «новожиловским» – он возник и существует благодаря титаническим усилиям секретаря Союза кинематографистов Сергея Новожилова – в этом году проводился в 16-й раз.
Много, говоря бюрократическим языком, мероприятий происходило на «Амурской осени»-2018. Помимо конкурсов полнометражных и короткометражных фильмов в Благовещенске была и такая редкость, как конкурс театральных антреприз. Наибольший интерес зрителей вызвал театральный конкурс. Фильмы на «Амурской осени» показывались бесплатно. Билеты на спектакли стоили до трёх тысяч рублей. Тем не менее зал на 900 мест был забит под завязку, в большинстве случаев – восторженный приём. Для сборов желательно, чтобы среди исполнителей имелась хотя бы одна звезда. Этого добились почти все коллективы: Нона Гришаева, Елена Летучая, Александр Михайлов, Алексей Булдаков… Только успевай брать автографы. А вот что касается репертуара, тут проблем выше крыши.
На сегодняшний день тенденция выбираемых для антрепризы пьес такова: благополучная семья начинает перемывать косточки своим скелетам в шкафу. В подавляющем большинстве случаев дело кончается крахом. Бывает иначе: сначала все недовольны друг другом, а в финале один на другого не нарадуется, как это случилось в спектакле «Невеста напрокат». Его поставил Александр Михайлов, сам же сыграл главную роль.
Зрители любят комедии, и программа «Амурской осени» была щедро насыщена образцами этого жанра, увы, не всегда качественными. Не оправдало ожиданий «Собачье сердце» режиссёра В. Саркисова. По вполне понятным причинам антрепризные спектакли не отягощены декорациями. Однако даже на общем скудном фоне «Собачье сердце» выглядело убого и напоминало не бог весть как сыгранную пьесу в концертном исполнении. Особенно удручающее впечатление произвели спектакли «Три желания антиквара» и «Родственные связи». Если «Три желания…» благодаря великолепной игре Вадима Андреева ещё с грехом пополам можно смотреть, то «Родственные связи» запомнятся благовещенским зрителям по другой причине. В пьесе невеста прячет от жениха постороннего мужчину в шкафу – большая находка драматурга – но мужчина вывалился из шкафа намного раньше положенного момента. Поэтому спектакль пришлось прервать и начать снова. Зрители повеселились на славу…
В итоге большой куш сорвал спектакль «Билокси блюз», победивший в четырёх номинациях. Это трогательный рассказ об американских парнях, призванных в армию в разгар Второй мировой войны и проходящих подготовку перед отправкой на фронт. Когда-то этот спектакль был поставлен О.П. Табаковым. Сейчас его возобновил ученик Олега Павловича Денис Никифоров.
Если среди театральных постановок имелся явный лидер, то между фильмами шла упорная борьба. Общая характеристика работ смотра: сильные премьеры и актуальные темы. В программе полнометражных картин было показано 12 работ, 10 из которых стали премьерными. А также зрители увидели 25 фильмов в программе короткого метра.
– Фильмы-конкурсанты выбирались из огромного количества картин, создатели которых сами подавали заявки. В коротком метре их было больше, – рассказала программный директор фестиваля Александра Жукова. – А отбор для конкурса полного метра чаще происходил иначе: я общалась с продюсерами, режиссёрами, смотрела рабочие версии, старалась «перехватить» фильмы до того, когда они будут официально заявлены. Так было, например, с фильмом Игоря Стама «Кастинг». Ведь с прошлого года у нас на «Амурской осени» представлены только премьеры.
Усилия отборщиков не прошли даром – фильм «Кастинг» завоевал главную награду: приз имени Валерия Приёмыхова. Лучшим режиссёром признан Александр Котт. Его фильм «Спитак» рассказывает о трагических событиях, связанных с землетрясением в Армении.
По мнению Александры Жуковой, у российского кино определённо есть радужное будущее:
– Большинство режиссёров снимает кино, потому что не может не снимать. Если говорить о российском кинематографе, то, на мой взгляд, нельзя сказать, что кино стало хуже или лучше. Есть разные фильмы – и более удачные, и менее удачные. Мы знаем примеры картин, которые выходят в прокат и завоевывают доверие зрителя. Например, «Движение вверх» Антона Мегердичева, бывшего на фестивале председателем жюри конкурса короткометражных фильмов. Нашим кинематографом по-прежнему создаются картины, которые обязательно войдут в золотой фонд.
Среди короткометражек лучшей признана 13-минутная лента «Огонь» (режиссёр Мария Шульгина). Главные герои этой любовной драмы – полицейские патрульно-постовой службы. А первым лауреатом фестиваля стал польский актёр и режиссёр Ежи Штур («Секс-миссия», «Дежавю»). Ему вручён приз за вклад в развитие киноискусства, а ювелирная фирма подарила золотой слиток с изображением амурского тигра. Вот как выгодно ездить на фестивали!
Ульяна Калашникова,
Александр Хорт,
Благовещенск–Москва