Марина Саввиных – о судьбе «толстых» журналов, перспективах бумажных книг и потере квалифицированного читателя.
– У истоков журнала «День и Ночь», в прошлом году отметившего 25-летие, стояли писатели Роман Солнцев и Виктор Астафьев. Кто из известных авторов публиковался на страницах издания за годы его существования?
– В нашем журнале в разное время опубликованы произведения А. Битова, А. Вознесенского, Б. Ахмадулиной, С. Лукьяненко, Ю. Кублановского, Р. Казаковой, В. Алейникова, В. Курбатова, М. Успенского, А. Лазарчука, Р. Сенчина, М. Тарковского… В своё время «ДиН» открыл для читателей Сибири творчество Герты Мюллер, которая в 2009 году стала нобелевским лауреатом. Уже в последние годы нашими желанными авторами стали Людмила Щипахина, Лариса Васильева, Владимир Крупин, Владимир Костров, Константин Скворцов…
– Очевидно, что быть редактором «толстого» литературного журнала в наши дни – дело непростое. Как вам удаётся нести «редакторское бремя»?
– Своя ноша не тянет. Тем более что чем дальше работаешь, тем яснее понимаешь: это не бремя и даже не крест. Это – труд смотрителя маяка. Главное – чтобы фонарь не запылился и не погас. Остальное – мелочи, какими бы порой несносными они ни казались.
– Марина Олеговна, расскажите, пожалуйста, как формируется номер. Вы заказываете материалы или публикуете те, которые поступают самотёком? Каких авторов вы в основном печатаете: провинциальных или столичных?
– И заказываем, и самотёк принимаем. Но я всегда подчёркиваю, что собирать журнал нам помогает наша исключительно активная и заинтересованная редколлегия. Москва, Санкт-Петербург, Омск, Пермь, Челябинск, Екатеринбург, Иерусалим, Филадельфия… география весьма и весьма обширна. Всюду есть талантливые поэты, прозаики, публицисты, произведения которых члены редколлегии сами находят и рекомендуют к публикации.
– Издания всегда придерживаются определённой концепции, и с приходом нового редактора нередко меняют направленность. В чём вы как редактор видите основные перспективы развития журнала «День и Ночь» и его дальнейшую судьбу?
– Не нахожу, что 12 лет назад – после ухода из жизни основателя журнала и первого главного редактора Романа Солнцева – «День и Ночь» переменил направленность. Время сейчас другое – журнал движется в ногу со временем.
Всё же задача литературного журнала предоставлять читателю наиболее полную картину современной литературной действительности. А она ведь многопланова! При этом уже при рождении журнала ему была присвоена некая установка – «для семейного чтения». Поэтому, с одной стороны, мы придерживаемся «срединного пути». Пусть будет разное! С другой – стараемся высоко держать планку художественного качества. Давать читателям достойную пищу для ума и сердца.
Перспективы? Помните ахматовское: «Я была тогда с моим народом, там, где мой народ, к несчастью, был»? Быть с людьми, отвечать на их насущные духовные запросы. Катакомбная судьба русской литературы заканчивается. Рукописи, которые авторы отовсюду присылают в «День и Ночь», – прямое тому подтверждение.
– Многие считают «толстые» журналы явлением устаревшим. Для кого сегодня они существуют? Можно ли возродить былой интерес читателя к феномену «толстого» журнала и увеличить подписку? Или придётся мириться с текущим положением дел?
– Действие равно противодействию. Чем более жёстко и безальтернативно человека загоняют в виртуальный мир, в «нереальную реальность», тем больше он жаждет чего-то, что подтверждало бы его физическое существование. Что можно подержать в руках, ощутить вес, фактуру материала… Поэтому бумажная книга никуда не уйдёт. Просто она становится другой – сродни произведению декоративно-прикладного искусства.
Так же и «толстые» журналы. Да, всё самое-самое острое, актуальное и привлекательное ушло в интернет. Но мировые сети – как мировой океан, в котором всё меньше остаётся живого места без мусора и убийственных химикатов. Литературные журналы – своего рода фильтры. Они доставляют читателям «художественную информацию» определённого качества. Конечно, во многом квалифицированный читатель потерян – не только в России, но и в мире. Но это не значит, что мы сдались. Может быть, пришло время нового «хождения в народ»… По крайней мере, предаваться унынию и плыть по течению мы не намерены.
– Мне известно, что вы спорите с коллегами, отстаивая традиционное стихосложение. В чём для вас заключаются главные достоинства подлинного поэтического произведения? В мастерском владении стилистическими приёмами, отточенной технике, верности классической школе или в чём-то ещё?
– Никакого «традиционного» и тем более «актуального» стихосложения нет и не бывает. Достоинство поэтического произведения в его причастности к поэзии. Есть поэзия и не-поэзия. Прочее – от лукавого.
Беседу вела
Юлия Скрылёва
«ЛГ»-досье
Марина Олеговна
Саввиных (Наумова)
родилась в 1956 году. Выпускница филологического факультета Красноярского педагогического института. Публикации в литературной периодике с 1973 года: журналах «Юность», «Уральский следопыт», «День и Ночь», «Сибирские Афины», «Москва», «Дети Ра», «Северная Аврора», «LiteraruS» (Хельсинки), «Побережье» (Нью-Йорк), «Образы жизни» (Сан-Франциско), еженедельнике «Обзор» (Чикаго), коллективных сборниках и антологиях. Автор десяти книг стихов, прозы, художественной публицистики. Лауреат премии Фонда имени В.П. Астафьева (1994), Всероссийского конкурса поэзии и малой прозы имени С.С. Бехтеева (2014), Х Всероссийского поэтического конкурса «Мечети – Божьи храмы» (2016). Член СПР, Международного Союза писателей Иерусалима, Международного ПЕН-клуба, Гильдии межэтнической журналистики. Член Президиума Международного Союза писателей ХХI века. Заслуженный работник культуры Красноярского края. Награждена орденом общественного признания имени Достоевского I степени и памятной медалью СПР «Василий Шукшин». Главный редактор литературного журнала «День и Ночь». Живёт в Красноярске.