Ремесло, мастерство, традиция - 2

Ремесло, мастерство, традиция - 2

Ремесло, мастерство, традиция - 2
Уже во времена раннего средневековья (на Руси IX – XI в.в.) товары распространялись за сотни и тысячи километров от места производства.
Б. А. Рыбаков в книге «Ремесло Древней Руси» приводит пример, когда «шиферные пряслица» - подставки под веретено, производимые на Волыни (вблизи месторождения этого шифера) распространялись по всей русской равнине, достигая Белозерья (такое «шиферное пряслице» найдено археологами в женском захоронении на берегу Кубенского озера у деревни Минино). Хотя вполне можно было древним мастерицам обходиться и глиняными пряслицами, а вот хотелось иметь такое – «шиферное». И имели, и хранили вместе с украшениями (потому и сохранились они во множестве до наших дней) – так ценилось это простое приспособление.
Так центры ремёсел и торговля изделиями мастеров «стягивали» территории. А само по себе ремесленное производство стало одной причин возникновения государства. В. Н. Татищев был первым русским историком, обратившим внимание на историческую роль ремесла. В «Истории Российской» он писал, что помимо необходимости совместной защиты, объединение племён и возникновение городов вызывалось разделением труда и возникавшим обменом результатами труда. «… для того разных промыслов и ремесел люди совокупились, дабы всяк свободно потребное себе в близости мог достать… и все обще о пользе и защите всего сообщества обязались, чрез что гражданство начало возымело…»
Мастерские, центры народных промыслов, как я уже писал, возникали вблизи природных источников сырья: гончарные промыслы у залежей глины; изделия из металлов в местах разработок различных руд; резьбой по кости занимались на Севере, где добывали «рыбий зуб» - моржовый клык, ткачество – там, где выращивали и обрабатывали лён, валяние – в местах, где особое внимание уделялось разведению овец и т. д. И некоторые центры народных промыслов и ремёсел сохранились в тех местностях с глубокой древности до наших дней.
Истинные мастера хорошо знали природные свойства материалов. Сама структура, форма, цвет костяной пластины или куска дерева подсказывали мастеру художественный образ… Работа на самых совершенных машинах никогда не возместит людям потребности творить своими руками. Всегда будет ценно тепло человеческих рук, которым согрета вещь, созданная народным мастером.
«В работе кустаря бьётся пульс его души, так или иначе высказывается его вкус, техническое уменье, которое в прикладном искусстве должно быть исключительно сильным, тончайшим, ювелирным, между тем как в фабричном производстве, хотя бы и под присмотром художника и по его рисункам, множественность отпечатка, множественность повторения неизменно накладывает оттенок мертвенности на предмет, как бы марку металлической машины», - писал уже упоминавшийся Иван Евдокимов.
Василий Белов, вернувшись из Англии, рассказывал о моде там на чесучовые костюмы ручной работы из знаменитой английской шерсти: «В Англии! В стране машин! Где для того чтобы не ходить голым и босым, прилично одеваться и обуваться, нет надобности в ручном труде. Зачем же тогда? Конечно, есть тут и коммерческая выгода. Костюм ручной работы стоит дорого не всякому под силу им владеть. Но я полагаю, имеется причина поглубже этой, - рассуждал Белов. - Во всякой насыщенной машинами стране со временем всё более и более будут цениться изделия ручной работы. И цениться не столько за качество, сколько за их…человечность, что ли. Потребность тут скорее психологическая. Затем, чтобы человек чувствовал превосходство ручного творческого труда перед механическим, машинным. Я – за превосходство творчества перед стандартом. Иначе стандарт нас раздавит. Со временем в насыщенной машинами стране в каждом доме появится хотя бы одна вещь ручной работы. Непременно. И перед гостем хозяева похвалятся именно ею».
 

Новости
19.09.2018

Нисский. Горизонт. Высокий полёт.

В Институте русского реалистического искусства открылась уникальная выставка, посвящённая Георгию Нисскому – художнику имя которого нельзя назвать широко известным «простому зрителю», однако можно не сомневаться, картины этого выдающегося мастера вызовут живой интерес.
17.09.2018

«Капитанская дочка»

Первая премьера Театра «У Никитских ворот» в новом сезоне - мюзикл «Капитанская дочка» по хрестоматийной повести А.С. Пушкина.

Все новости

Книга недели
Палата № 26.  Больничная история.

Палата № 26. Больничная история.

Олег Басилашвили.
СПб: Лимбус Пресс, ООО «Издательство К. Тублина», 2018.
– 240 с. – 3000 экз.
В следующих номерах
Колумнисты ЛГ
Болдырев Юрий

Скрытый дефолт

Два десятилетия после дефолта 1998 года. К десятой годовщине опубликовал в «ЛГ» ...

Акоев Владимир

«Толстяк», уходи!

Ядерное оружие против мирных людей использовали дважды в истории. Первый раз – 6...