В поисках мировой гармонии

В поисках мировой гармонии

Нет, ребята, всё не так,
всё не так, ребята!
(В. Высоцкий)

Долгое время я не обращал особого внимания на творчество Александра Гельевича Дугина. Его недавний выпад против порядка вещей, сложившегося в последние дни и недели, вернул мой интерес к персоне грата. И дело не в том, что он чуть не встал в оппозицию к власти накануне выборов. Я полагаю, власть была вполне способна устоять даже без президентского послания, но именно президентское послание федеральному собранию наверняка урезонило консервативного идеолога и умерило его крайнюю неудовлетворённость событиями в Сирии, затянувшейся позиционной войной на Донбассе, экономическими санкциями, утеснением по линии МОК и многим другим.

Главный интерес к персоне пробудили во мне, однако, не цели, а средства, которые предлагал философ и социолог в ситуации, казавшейся ему провальной. Это ведь правильно и справедливо – интересоваться тем, что предлагает политический идеолог в случае прихода его движения к власти. А Дугин с момента создания Евразийского движения является идеологом, готовым подхватить флаг, выпавший из рук российских «левых» и воскликнуть в пику либералам и колеблющимся: есть такая партия!

Мне бы очень не хотелось, чтобы в этом скромном провинциальном междусобойчике меня поняли неправильно. К Евразийскому движению и самой идее евразийства я отношусь с большим уважением. Высоко ценю вклад нашего земляка Александра Сергеевича Панарина в обоснование программы геополитического поворота России к многовекторности, с особым акцентом на восточном направлении.

Удивление вызвала не эта общая постановка целей автора портала «Арктогея», созвучная изменениям во внешней политике России последнего десятилетия, а слишком отвлечённое, абстрактное представление о том, какими средствами её достигать. Это невнятное представление о том, что делать, выплеснулось в откровенной демонстрации консервативным идеологом растерянности по поводу движения страны в «чёрную дыру», избежать которого, судя по подтексту, можно только с переходом власти к консервативной «правой» оппозиции.

Такой переход меня тоже ничуть не огорчил бы. Но крайне озадачила социологическая невнятность его обоснования. От бывшего профессора факультета социологии можно было ожидать более чётких социометрических выкладок по поводу основных тенденций внутренней политики, описания мест концентрации наибольших социальных напряжений, способов их снятия и т.п. Но ничего подобного дискурс профессора не предполагал.

Весь инструментарий социолога, как выяснилось позже, свёлся к идее мировой гармонии, в чём-то созвучной новому мышлению эпохи перестройки. Оказывается, Дугин давно работает над идеей постмодерного снятия основных конфликтов современности в популистском диалоге трёх идейных течений эпохи модерна: либерализма, коммунизма и фашизма. Эта перспектива видится ему как закон всемирно-исторического развития, к которому как мировому аттрактору, преодолевающему хаос современного сложного мира, устремлена самоорганизующаяся субъектность человечества, которое рано или поздно осознает своё родовое единство в «вечности», выступающей как внешний селектор всеобщего мирового развития разных цивилизаций и культур.

В общем, что-то наподобие жизненной установки Маргариты Павловны из фильма «Покровские ворота», чьё представление о мировой гармонии отливается в чеканную дефиницию, сформулированную Костиком. Но заметьте, каков исторический прогресс! В отличие от старорежимных «левых», которым прежде, чем объединиться, нужно было размежеваться, нынешние «правые» точно знают, как, не в пример колеблющейся между традицией и новацией Агафье Тихоновне, практически соединить в одно целое губы, нос, развязность и дородность разных политических субъектов. Под флагом политического популизма «четвёртой политической теории», конечно!

Короче, новое мышление рулит! Ибо нет ничего старого под солнцем, согласно апокалипсическому самоотрицанию экклесиологии.

PS Автор этих строк предпринял ряд попыток подробного рецензирования публичных выступлений уважаемого А.Г. Дугина на предмет их методологической корректности. Но, в частности, портал «Публицист» их решительно отторгает. Надеемся, что этот материал не войдёт в конфликт с интенцией к популизму, обнаруженной в последних теоретических работах уважаемого социолога.


7de7f8dff9ed1cdec33b4b4d1a33858c.jpg

Новости
14.11.2018

«Слово против катастроф»

Организаторы: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, «Литературная газета», «Российский книжный союз»
Прямая трансляция состоится на нашем сайте 16.11.2018 с 14.00 до 16. 00
08.11.2018

Первый день “Диалога Культур”:

Фильмы, дискуссии, немного укропа и эмоции участников

Все новости

Книга недели
Знаем ли мы всё о классиках мировой литературы?

Знаем ли мы всё о классиках мировой литературы?

Мария Аксёнова. Знаем ли мы всё о
классиках мировой литературы?
М.: Центрполиграф, 2018  –
318 с. – 3000 экз.
В следующих номерах
Колумнисты ЛГ
Макаров Анатолий

Заветные «мрии»

Советская вольномыслящая интеллигенция Украину недолюбливала. Бывало, сообщишь з...

Волгин Игорь

Нигилисты тоже любить умеют

Эти северянинские строки я впервые открыл для себя в далёком детстве. Особенно п...